Диагностические методики для педагогов-слушателей курсов повышения квалификации

21 Июн 2013, Автор: admin

диагностические методикиПредлагаемая нами форма выпускной аттестационной работы содержит в себе диагностические и обучающие методики, которые являются одной из эффективных форм диагностики профессиональной компетентности педагогов и руководителей общеобразовательных учреждений. Выполнение педагогом предложенных заданий позволит ему подняться на новый уровень понимания своей деятельности и совершенствовать ее, повысить свою квалификацию.

Названные диагностические методики представляют собой комплект материалов, имеющих общую цель и структуру, для учителей по всем предметам, педагогов дошкольного и дополнительного образования, преподавателей начального профессионального образования и для руководителей образовательных учреждений. В каждый из названных материалов включены объяснение специфики работы с диагностическими и обучающими методиками, пакет заданий, рекомендации экспертам по оценке профессиональной компетентности педагогов и руководителей и подведению итогов диагностирования.

Главный принцип всех заданий – направленность на прямое практическое использование в процессе обучения. Их характеризует также разнообразие типов задач, воспроизводящих различные виды практической деятельности педагога, значимые для получения высоких результатов обучения.

В соответствии с предложенными Т.Г. Браже компонентами профессиональной компетентности педагогов и руководителей аттестуемым предлагается три блока заданий:

I. Когнитивный компонент: составление аннотированного каталога, коллекции цифровых ресурсов; тезауруса по проблеме.

1.1. Аннотированный каталог составляется по интересующим слушателя проблемам в рамках заявленной темы и представляет собой краткий анализ источника. Источником могут служить статьи в периодической печати, учебно-методические и методические пособия, электронные ресурсы и сайты, посвященные проблемам образования в целом и дошкольному образованию. В каталог вносятся только те работы, которые непосредственно заинтересовали автора, логично связаны с изучаемой автором темой и имеют срок давности не более 3-х месяцев.

1.2. Коллекция (цифровых образовательных ресурсов) – систематизированное собрание ЦОР, снабженных описаниями, обладающее определенной полнотой в рамках своей спецификации (например, предмета, ступени обучения и вида ресурсов, скажем, цифровых копий живописных произведений по курсу истории для основной школы и т.п.). Возможно создание тематических, предметных коллекций, объединяемых в постоянно пополняемую Единую коллекцию.
В коллекцию должны войти электронные учебники, учебно-методические и методические пособия, интерактивные пособия; тесты, задания, диагностические методики; статьи; фотоматериалы, видеофрагменты, интерактивные модели.

1.3. Тезаурус по проблеме – это идеографический словарь, в котором показаны семантические отношения между лексическими единицами. Тезаурус позволяет установить смысл незнакомого термина, уточнить предмет рассмотрения, составляется по теме (темам) актуальным для слушателя.
Возможно представление тезауруса в табличной форме. Количество изучаемых понятий должно быть не менее пяти.
Тезаурус оценивается по следующим критериям: соответствие выбранных понятий заявленной теме; уровень проработки понятийного поля проблемы; научная достоверность теоретического обоснования понятий; наличие эквивалентных терминов; логика построения тезауруса.

II.    Ценностно-смысловой компонент: презентация «Мое профессиональное кредо»; план самообразования.

2.1. Работа в жанре презентации «Мое профессиональное кредо» может быть представлена на защиту педагогами и руководителями образовательных учреждений, претендующих только на Высшую категорию.
Презентация имеет следующую структуру:
1.    творческое название эссе, исполнитель, мой девиз;
2.    Я как преподаватель;
3.    Я как воспитатель;
4.    Я как методист;
5.    Я как исследователь;
6.    Я как интеллектуальная личность и человек культуры

Каждый из перечисленных выше пунктов (кроме 1) оценивается по следующим критериям: ясность, четкость формулировки концепции самопрезентации; системность видения проблемы; логичность, аргументированность, последовательность изложения мысли; грамотность и убедительность авторской позиции; эстетическая привлекательность оформления представленного материала.

2.2. План самообразования можно представить в виде таблицы, в которой будут обозначены интересующие слушателя проблемные области, подобраны к каждой проблеме источники психолого-педагогической литературы и выделены ключевые идеи каждого источника.

Проблемные области определяются слушателем исходя из той проблемы, над которой работает педагог. Возможно, это будут темы, актуальные для конкретного ОУ, в котором работает слушатель.

К одной теме может быть подобрано несколько научных источников, которые слушатель планирует изучить. Педагог может проставить примерные даты изучения той или иной темы, а после сделать отметки о выполнении запланированной работы. В графе «Примечания» можно отметить способы использования изученного материала в педагогической деятельности, а если тема или источник не отработаны, то указывается причина этого.

III. Деятельностный компонент: планирование элементов образовательного процесса; подборка современных диагностических методик по изучаемой теме.

3.1. Подборка диагностических методик по изучаемой теме оценивается по следующим критериям: адекватность выбора диагностических методик; логичность использования диагностических заданий; качество представления результатов диагностики; отражение результатов диагностики в таблицах, диаграммах, графиках; описательный анализ результатов диагностики.

3.2. Планирование элементов образовательного процесса выполняется педагогами, претендующими на I и Высшую категории. В качестве элементов могут выступать конспекты разных типов и видов занятий, развлечений, праздников; детский проект или исследование. Элемент образовательного процесса разрабатывается в рамках заявленной слушателем темы. В нем необходимо обозначить способы решения воспитательных, образовательных и развивающих задач, реализацию идеи интеграции разных образовательных областей. Обязательным является планирование активных методов обучения учащихся (воспитанников) в рамках реализации поставленных задач и взаимодействие всех участников образовательного процесса (дети, педагоги, родители).

Диагностические карты, содержащие критерии оценки каждого из заданий в блоке, приведены не только для экспертов, но и для педагогов, проходящих аттестацию. Сопоставление самооценок, сделанных в соответствии с предложенными критериями, и аналогичных оценок научного руководителя дает возможность аттестующимся не только более адекватно оценить свою конкретную работу, но и сам характер предъявляемых к себе требований, что играет большую роль в становлении педагога как профессионала. Таким образом, диагностическая и самодиагностическая функция заданий оказывается важным элементом осознания педагогом уровня своей профессиональной компетентности.

Задания оцениваются баллами, соответствующими пяти уровням их выполнения: высокому, выше среднего, среднему, ниже среднего, низкому.

По категориям диапазоны суммарных баллов распределяются следующим образом:

– высшая категория 35 – 175 баллов;
– первая категория 30 – 150 баллов.

Работа будет соответствовать заявленной категории только в том случае, если, кроме заданного диапазона баллов, за каждую творческую работу будет получено по пятибалльной шкале для всех категорий не менее 15 баллов. Таким образом, работа соответствует заявленной категории, если полученное при диагностике суммарное количество баллов находится в указанном для этой категории диапазоне и при этом оценка за каждую творческую работу не ниже установленного минимума баллов.

Результаты самооценки и экспертных оценок выполнения заданий по блокам заносятся в бланки диагностической карты, а затем в сводную таблицу оценок, на которой указывается заключение экспертов о результатах диагностирования. Данная таблица представляет собой рецензию на выпускную аттестационную работу слушателя курсов.

.

Моя малышка очень любит наблюдать за всем, чем я занимаюсь на кухне. Иной раз это превращалось в настоящую пытку для меня, так как ребенку с пола ничего не видно и она просится на руки, а держать ребенка на руках и делать при этом дела очень непросто. В итоге я купила детские качели и проблема решилась сама собой. Малышка получила возможность и за мамой наблюдать, и получать удовольствие от мерного покачивания в качелях.