Использование интерактивного стола SMART в работе педагога-психолога в ДОУ

28 Окт 2013, Автор: admin

Коркина Т.В.Из опыта работы педагога-психолога МАДОУ «Детский сад №9 «Теремок» общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением физического развития воспитанников города Кувандыка Кувандыкского района Оренбургской области»

Уважаемые коллеги!

Мы уже давно осознали, что функционирование современной системы образования без внедрения информационных технологий невозможно. Информационный век делает актуальной интеграцию ИКТ в образование, так как такая интеграция способствует эффективному решению проблемы поиска баланса между лучшими методами традиционного обучения и новым пониманием самого процесса обучения. Для образовательных проектов сегодня особенно актуальны мультимедийные, интерактивные, мобильные, беспроводные технологии.

Современные дошкольники – это дети «нового времени», со своим своеобразным мышлением, мировосприятием, отношением к окружающим. Современные малыши довольно быстро на интуитивном уровне осваивают разнообразные технические штучки. С современными новинками информационно-коммуникационных технологий Вы можете познакомиться на сайте technoferma.com.ua перейдя по адресу http://www.technoferma.com.ua/apple-ipad-3-wi-fi—4g-64gb-black/p23234/ Интернет-магазин «Техносфера» предлагает большой выбор товаров для детей и взрослых, которые помогут Вам всегда быть на связи и в курсе последних новостей, делиться своими фото и видеоматериалами.

Благодаря тому, что наш детский сад, является базовой (опорной) площадкой по реализации проекта «Модернизация муниципальных систем дошкольного образования», у нас появилась возможность расширить предметно-пространственную среду ДОУ при помощи современных информационных средств. Одним из этих средств является  интерактивный стол SMART Table, который делает обучение креативным и интересным. Стол несет в себе образовательные функции и вместе с тем поддерживает игру, как ведущий вид деятельности дошкольников, является ярким и наглядным, что делает его использование в среде дошкольного образования значимым.

Стол совместим с ноутбуком, проектором, экраном, интернетом. Работа на интерактивном столе способствует развитию у детей когнитивных, социальных и моторных навыков.

Сегодня Multitouch (мультитач) технологии стали частью нашей жизни и воспитанники детского сада с естественным любопытством подходят к первым multitouch интерактивным столам SMART Table, потому, что они знают – это нечто особенное и интересное. И это первый плюс использования данного оборудования с точки зрения психолога: развивается положительная мотивация обучения. А мотивация, как мы знаем, залог успеха любой деятельности. Мы увидели, что дети стеснительные, в обычной обстановке сторонящиеся коллектива сверстников, стали более свободными, раскрепощенными, испытывают удовольствие от работы, а иногда даже проявляют признаки лидерства в групповых заданиях

Имея уникальные обучающие свойства, интерактивный стол SMART Table подходит всем детям, включая детей с особыми потребностями.

Программное обеспечение SMARTTableToolkit включает восемь интерактивных приложений

— Многовариантный вопрос – дети отвечают на вопросы, перетаскивая изображение;

— Горячие точки – дети отмечают части диаграммы, перетаскивая надписи на свои места;

— Сортировка по группам – дети распределяют понятия по группам;

— Рисование – дети выбирают цвета и эффекты и рисуют пальцами;

— Мультимедиа – дети перетаскивают фото и видеофайлы и меняют их размер;

— Сложение – воспитанники вместе решают примеры;

—  Паззл – обучающиеся  вместе складывают паззл;

— Сложение Плюс – решают математические примеры, используя визуальные объекты.

Каждое приложение позволяет организовать работу над материалом определенным образом

В работе педагога-психолога в ДОУ используются при этом любые исходные графические материалы, изображения, видеофайлы и т.д., что позволяет создавать собственные цифровые материалы. Установив на своем компьютере или ноутбуке программное обеспечение SMARTTableToolkit  педагог получает возможность выбирать необходимые для обучения  интерактивные приложения, создавать и редактировать материалы, действуя по понятному и наглядному алгоритму. Кроме графических материалов педагог может создавать различные фоны, звуковое сопровождение, голосовые инструкции, сигналы правильности выполнения заданий.

Второй большой плюс работы на интерактивном столе – это развитие коммуникативных способностей. Дети работают в группе: учатся принимать решения вместе и самостоятельно, уступать друг другу, прислушиваться к мнению других, делиться своими эмоциями.

Например в приложении «Рисование» можно использовать традиционные психологические методы для развития чувства взаимопонимания, так мною проводится  игра «Продолжи рисунок», когда один ребенок начинает рисовать, а другие дети должны понять что он задумал и закончить рисунок. На столе это задание приобретает другой смысл и форму.

Посредством наблюдения педагог-психолог может получить ценную информацию о личностных особенностях ребенка, его коммуникативных умениях.

Панель настройки позволяет педагогу выбрать количество воспитанников, которые одновременно смогут работать над заданием (до 8 человек), настроить громкость и ориентацию чувствительной поверхности, перейти к работе с другими приложениями.

На областном августовском педагогическом совещании 2013 года, которое проводилось в г. Кувандык, нами был представлен опыт работы на интерактивном столе SMART. Тема НОД «Август хлебосольный», для детей подготовительной к школе группы.

Целью деятельности стало формирование у старших дошкольников умений работать в паре через сплочение детского коллектива.

На данной НОД были поставлены следующие задачи:

Задачи воспитания:  воспитывать представление о прекрасном в окружающем мире; воспитывать доброжелательность и эмоциональную отзывчивость.

Задачи развития: развивать коммуникативные умения и навыки, развивать эмоциональную сферу; развивать умения и навыки индивидуальной, групповой работы; развивать воображение; память, мышление, развивать речь, развивать мелкую моторику;  способствовать снятию мышечного напряжения.

Задачи образования: расширять кругозор и словарный запас детей в области сезонных изменений в природе (о лете); расширять и уточнять знания детей о фруктах и овощах; развивать у детей умение понимать друг друга без слов, работать в паре, договариваться между собой

В ходе НОД использовались приложения, в которых содержались следующие игровые, развивающие задания:

Задание «Ассоциация», направленная на формирование умения работать в паре, развитие ассоциативного мышления, развитие общего запаса знаний об окружающем мире через образовательную область Познание и Коммуникация. Дети выбирают картинки, которые у них ассоциируются с августом, потом объясняют, почему они выбрали ту или иную картинку (параллельно идет работа над развитием  речи).

Задание «Разбери по корзинам»

Целью данного упражнения явилось развитие операций мышления – классификация и обобщение через образовательную область Познание.

Суть данного упражнения: распределить  по корзинам картинки с изображением фруктов и овощей.

Игра «Кастрюля» для развития операций мышления. Была создана проблемная ситуация, поставлен вопрос: «Какое блюдо получится, если положить в него эти овощи?».

Участник августовского областного совещания учителей член рабочей группы по разработке проекта ФГОС ДО, президент издательства «Просвещение», член-корреспондент РАО Александр Кондаков, познакомившись с деятельностью детей на интерактивном столе SMART, отметил, что дети работают общаясь, развивая свои коммуникативные качества, процессы социальной адаптивности. Такой подход позволяет нам говорить об успешном переходе к открытым системам образования, которые обеспечивают не столько индивидуализацию, сколько персонализацию образования. Обновление содержания дошкольного образования при этом достигается тем, что ребенок получает возможность выстроить образование под себя и двигаться по собственной индивидуальной образовательной траектории.

Мы переходим к открытым системам образования, обеспечивающим не просто индивидуализацию, а персонализацию образования, когда содержание и вся система дают возможность каждому человеку, каждой семье, каждому ребёнку выстраивать образование под себя, двигаться по своей образовательной траектории.

Кроме образовательной и развивающей направленности можно использовать интерактивный стол как средство коррекции эмоциональной сферы детей, например при снятии тревожности.

С приложением «Рисование», работаем как с арттерапевтической техникой, с музыкальным сопровождением.

Очень хорошо стол развивает моторику руки. Он может считывать одновременно до сорока касаний.

Опыт работы нашего детского сада с интерактивными технологиями был представлен на зональном совещании 23 сентября 2013 года, по теме: «Системные обновления дошкольного образования», слушателями которого стали руководители дошкольных образовательных учреждений Беляевского, Саракташеского районов. Они познакомились с современной развивающей средой дошкольного учреждения, получили практические навыки работы по использованию интерактивного стола SMART, интерактивной доски. Узнали о режимах работы стола, их переключение, настройка, ориентация изображения, выбор языка, настройка количества пользователей, свойства приложений стола. Мы поделились опытом проведения НОД с нашими воспитанниками.

Конечно, мы только делаем первые шаги в освоении SMART Table  и остается еще одна важная проблема – это подготовка специалистов, готовых учить детей ИКТ. Мы готовы к обучению и освоению новых технологий.

Спасибо за внимание!