Реализация Федеральных государственных требований в ДОУ

31 Май 2014, Автор: admin

В последние годы происходят существенные изменения в системе дошкольного образования. Дошкольное образование является самой первой общественно-государственной формой. Нормативно правовые документы федерального уровня послед­них лет, в первую очередь, закон «Об образовании в Россий­ской Федерации» и приказ Минобразования России от 23.11.2009 № 655 «Об утверждении и введении в действие федеральных го­сударственных требований к структуре основной общеобразо­вательной программы дошкольного образования» (далее ФГТ), внесли значительные коррективы в сложившееся представление работников системы дошкольного образования о программном обеспечении деятельности ДОУ.

Введение ФГТ связано с тем, что настала необходимость стан­дартизации содержания дошкольного образования, для того что­бы, обеспечить каждому ребенку равные стартовые возможности для успешного обучения в школе.

Согласно Федеральным государственным требованиям, сегодня нужны новые формы образователь­ной работы, которые позволяли бы нашим педагогам, образно говоря, так обучать дошкольников, чтобы они об этом даже не догадывались. Педагогам-практикам предлагается:

  • — обеспечивать единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей до­школьного возраста;
  • — сочетать принципы научной обоснованности и практиче­ской применимости фактов, явлений;
  • — строить образовательный процесс с учётом принципа ин­теграции образовательных областей, в соответствии с воз­растными особенностями воспитанников;
  • — основываться на комплексно-тематическом принципе по­строения образовательного процесса;
  • — предусматривать решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослых и детей и само­стоятельной деятельности детей.

Решение задач качественного обновления содержания образо­вания предусматривает построение специально-организованной управленческой деятельности и предъявляет достаточно высокие требования к работе с педагогическими кадрами, обеспечиваю­щими введение нового стандарта. Для этого руководителю не­обходимо обеспечить:

  • — достаточный уровень квалификации работников образова­тельного учреждения, а именно соответствие квалификаци­онным характеристикам по соответствующей должности;
  • — непрерывность профессионального развития педагогиче­ских работников;
  • — повышение квалификации педагогов, обеспечение опти­мального вхождения педагогов в систему ценностей совре­менного образования, освоение новой системы требований ФГТ;
  • — оказание методической поддержки в образовательном учреждении;
  • — перевод деятельности участников из режима получения информации в режим инновационной работы, совместного поиска;
  • — изучение эффективного опыта реализации образователь­ных учреждений, а также обобщение и распространение эффективного опыта;

Обновление учебно-методической деятельности это:

  • — разработка и накопление дидактического и методического материала;
  • — организация презентации учебно-методических наработок педагогов, реализующих ФГТ;
  • — аналитическая деятельность в процессе мониторинга ре­зультатов реализации ФГТ.

Кроме того, для достижения желаемых результатов, работа по внедрению ФГТ не может носить принудительный характер. Она должна быть осознанной, творческой.

Коллектив в МБДОУ ЦРР ДС № 55 квалифицированный, работоспособный, творческий, имеет высокий уровень педаго­гической культуры. Но, как и во многих других образователь­ных организациях, он неоднороден: часть педагогов стремится к творчеству и не хочет работать по накатанной: постоянно что-то придумывают, подсказывают, предлагают; другие до­бросовестно выполняют свою работу, но не проявляют особой инициативы, и третьи, кто не хочет работать творчески, т. к. уверен, что не имеет способности к творчеству. Поэтому мето­дическая служба детского сада поставила перед собой задачу: создать оптимальные условия для творческой самореализации педагогов, вселить в них уверенность, способствовать творче­скому развитию.

Что включает в себя создание данных условий?

Это, прежде всего психологический климат в коллективе, стиль управления, мотивация педагогов, педагогическое мастер­ство и личностно-ориентированная модель общения педагогов с детьми.

Из практики работы отмечено, что педагоги с наибольшим удовольствием вовлекаются в те виды деятельности, которые воспринимаются ими как свободно выбранные. Поэтому были организованы творческие группы, объединяющие людей общи­ми целями, умением мыслить в едином направлении и достигать положительных результатов. В каждой созданной таким образом группе был определен лидер, который первым откликается на все новое, делает это с удовольствием, способен к поиску идей и тем самым «заражает» своих коллег. Таким образом, весь коллектив наполняется атмосферой творческого поиска, что способствует профессиональному росту.

Учитывая, что в существующих вариативных программах не обозначены образовательные области у педагогов вызвало труд­ности ориентироваться между разделами, методиками и обра­зовательными областями, реализовать принцип интеграции и комплексно-тематического планирования.

В обучение детей педагоги сделали акцент на проблемно-игровой деятельности, обеспечивающей субъектную позицию ребёнка и постоянный рост его самостоятельности и творчества. В боль­шинстве своём развивающие, образовательные ситуации имеют интегративный характер, помогая детям лучше ориентироваться в мире, привлекать для решения своих проблем сведения из раз­ных образовательных областей.

Особое место в педагогическом процессе педагоги уделили организации условий для самостоятельной деятельности детей по их выбору и интересам. С этой целью создавали предметно- развивающую среду, организуя педагогически целесообразное, личностно-ориентированное взаимодействие взрослого и ребён­ка. Основные заботы педагога связаны с развитием интересов, способностей каждого ребёнка, стимулированием активности, самостоятельности. Свободная, разнообразная деятельность в условиях обогащённой развивающей педагогической среды по­зволяли ребёнку проявить пытливость, любознательность, позна­вать окружающее без принуждения, стремиться к творческому отображению познанного. В условиях развивающей среды ребё­нок реализует своё право на свободу выбора деятельности.

Качественный результат образовательной деятельности зави­сит не только от программы, а прежде всего от личности взрос­лого, который создает эмоционально насыщенную среду для освоения ребенком той или иной области знаний (режимные моменты, самостоятельная детская деятельность), для этого педагоги используют все многообразие форм работы с детьми для решения педагогических задач, и в каждом режимном моменте продумывают конкретные организационные ситуации.

При планирование образовательной работы педагоги опираются на комплексно-тематический принцип построения образователь­ного процесса, описанный в Научной концепции под редакцией В.И. Слободчикова (2005 г.). В ней авторы поясняют, что тема как сообщаемое знание о какой-либо сфере деятельности, пред­ставлена в эмоционально-образной, а не абстрактно-логической форме. Предварительный подбор взрослым основных тем при­дают системность и культуросообразность образовательному процессу. Ребенок «проживает» тему в комплексе разных видов деятельности вынуждает взрослого к более свободной позиции — позиции партнера, а не учителя. Но комплексно-тематическая модель предъявляет очень высокие требования к общей культуре, гибкости, творческому потенциалу и интуиции взрослого, без ко­торых модель просто не работает.

При выстраивании новой модели образовательного процесса обратили внимание на комплексно-тематический принцип, ко­торый предусматривает объединение комплекса различных ви­дов специфических детских деятельностей вокруг единой темы. При выборе и планировании тем педагоги руководствовались темообразующими факторами, предложенными Н.А. Коротковой:

  • — первый фактор — реальные события, происходящие в окружающем и вызывающие интерес детей (яркие при­родные явления и общественные события, праздники);
  • — второй фактор — воображаемые события, описываемые в художественном произведении, которое воспитатель читает детям. Это такой же сильный темообразующий фактор, как и реальные события;
  • — третий фактор — события, специально «смоделированные» воспитателем исходя из развивающих задач: внесение в группу предметов, ранее неизвестных детям с необычным эффектом или назначением, вызывающих неподдельный интерес и исследовательскую активность: «Что это такое?», «Что с этим делать?», «Как это действует?»;
  • — четвертый фактор — события, происходящие в жизни возрастной группы, «заражающие» детей и приводящие к сохранению на какое-то время интересов, источником которых служат, как правило, средства массовой комму­никации и игрушечная индустрия.

Образовательный процесс строится с учетом принципа инте­грации образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, несмотря на сложности и трудности, возникающие при проведении интегри­рованных занятий:

  • — отбор познавательного материала;
  • — построение структуры занятий, которую воспитатель дол­жен уметь сам смоделировать с учетом особенностей детей своей группы, их интересов, — определение основания для сочетания образовательных областей.

Проблема личной совместимости педагогов с детьми также решаема: главное определить интересную мотивацию, обозна­чить задачу и пути её решения, подобрать опосредованные ме­тоды, приемы, позволяющие детям самостоятельно «добывать» информацию (догадаться, сделать правильный вывод, а не ждать готовых решений со стороны воспитателя).

Понимая что, занятия с использованием интегрированного подхода раскрывают значительные педагогические возможности, ощутимо повышают познавательный интерес, служат развитию воображения, внимания, мышления, речи и памяти, педагоги выбрали наиболее эффективные методы и приемы:

  • — сравнительный анализ, сопоставление, поиск, эвристиче­ская деятельность;
  • — проблемные вопросы, стимулирующие проявление своего рода совместных с педагогом «открытий», помогающих ребенку найти ответ.
  • — разнообразные речевые дидактические игры для знакомства с культурно-речевыми эталонами, активизации словаря, расширения представления о многообразии граней родного языка, воспитания чувства уверенности в своих силах.

Использование интегрированного подхода на занятиях позво­лило развивать потенциал самих воспитанников, побуждать к ак­тивному познанию окружающей действительности, осмыслению и нахождению причинно-следственных связей, развитию логики, мышления, коммуникативных способностей.

Использование различных видов деятельности в течение за­нятия поддерживает высокий уровень внимания воспитанников, что позволяет говорить о достаточной эффективности занятий.

Результатами работы коллектива являются: единая актуальная методическая тема для педагогов ДОУ, программно-методическое обеспечение — перспективный план, комплексно-тематическое планирование, регламенты бытовой деятельности.

Таким образом, организация методической работы на основе управляемого программно-целевого подхода позволяет достичь поставленных целей.

По материалам Г.В. Беспаловой, Н.С. Горловой (г. Озерск)