Реализация Федеральных государственных требований в ДОУ
31 Май 2014, Автор: adminВ последние годы происходят существенные изменения в системе дошкольного образования. Дошкольное образование является самой первой общественно-государственной формой. Нормативно правовые документы федерального уровня последних лет, в первую очередь, закон «Об образовании в Российской Федерации» и приказ Минобразования России от 23.11.2009 № 655 «Об утверждении и введении в действие федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования» (далее ФГТ), внесли значительные коррективы в сложившееся представление работников системы дошкольного образования о программном обеспечении деятельности ДОУ.
Введение ФГТ связано с тем, что настала необходимость стандартизации содержания дошкольного образования, для того чтобы, обеспечить каждому ребенку равные стартовые возможности для успешного обучения в школе.
Согласно Федеральным государственным требованиям, сегодня нужны новые формы образовательной работы, которые позволяли бы нашим педагогам, образно говоря, так обучать дошкольников, чтобы они об этом даже не догадывались. Педагогам-практикам предлагается:
- — обеспечивать единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста;
- — сочетать принципы научной обоснованности и практической применимости фактов, явлений;
- — строить образовательный процесс с учётом принципа интеграции образовательных областей, в соответствии с возрастными особенностями воспитанников;
- — основываться на комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса;
- — предусматривать решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослых и детей и самостоятельной деятельности детей.
Решение задач качественного обновления содержания образования предусматривает построение специально-организованной управленческой деятельности и предъявляет достаточно высокие требования к работе с педагогическими кадрами, обеспечивающими введение нового стандарта. Для этого руководителю необходимо обеспечить:
- — достаточный уровень квалификации работников образовательного учреждения, а именно соответствие квалификационным характеристикам по соответствующей должности;
- — непрерывность профессионального развития педагогических работников;
- — повышение квалификации педагогов, обеспечение оптимального вхождения педагогов в систему ценностей современного образования, освоение новой системы требований ФГТ;
- — оказание методической поддержки в образовательном учреждении;
- — перевод деятельности участников из режима получения информации в режим инновационной работы, совместного поиска;
- — изучение эффективного опыта реализации образовательных учреждений, а также обобщение и распространение эффективного опыта;
Обновление учебно-методической деятельности это:
- — разработка и накопление дидактического и методического материала;
- — организация презентации учебно-методических наработок педагогов, реализующих ФГТ;
- — аналитическая деятельность в процессе мониторинга результатов реализации ФГТ.
Кроме того, для достижения желаемых результатов, работа по внедрению ФГТ не может носить принудительный характер. Она должна быть осознанной, творческой.
Коллектив в МБДОУ ЦРР ДС № 55 квалифицированный, работоспособный, творческий, имеет высокий уровень педагогической культуры. Но, как и во многих других образовательных организациях, он неоднороден: часть педагогов стремится к творчеству и не хочет работать по накатанной: постоянно что-то придумывают, подсказывают, предлагают; другие добросовестно выполняют свою работу, но не проявляют особой инициативы, и третьи, кто не хочет работать творчески, т. к. уверен, что не имеет способности к творчеству. Поэтому методическая служба детского сада поставила перед собой задачу: создать оптимальные условия для творческой самореализации педагогов, вселить в них уверенность, способствовать творческому развитию.
Что включает в себя создание данных условий?
Это, прежде всего психологический климат в коллективе, стиль управления, мотивация педагогов, педагогическое мастерство и личностно-ориентированная модель общения педагогов с детьми.
Из практики работы отмечено, что педагоги с наибольшим удовольствием вовлекаются в те виды деятельности, которые воспринимаются ими как свободно выбранные. Поэтому были организованы творческие группы, объединяющие людей общими целями, умением мыслить в едином направлении и достигать положительных результатов. В каждой созданной таким образом группе был определен лидер, который первым откликается на все новое, делает это с удовольствием, способен к поиску идей и тем самым «заражает» своих коллег. Таким образом, весь коллектив наполняется атмосферой творческого поиска, что способствует профессиональному росту.
Учитывая, что в существующих вариативных программах не обозначены образовательные области у педагогов вызвало трудности ориентироваться между разделами, методиками и образовательными областями, реализовать принцип интеграции и комплексно-тематического планирования.
В обучение детей педагоги сделали акцент на проблемно-игровой деятельности, обеспечивающей субъектную позицию ребёнка и постоянный рост его самостоятельности и творчества. В большинстве своём развивающие, образовательные ситуации имеют интегративный характер, помогая детям лучше ориентироваться в мире, привлекать для решения своих проблем сведения из разных образовательных областей.
Особое место в педагогическом процессе педагоги уделили организации условий для самостоятельной деятельности детей по их выбору и интересам. С этой целью создавали предметно- развивающую среду, организуя педагогически целесообразное, личностно-ориентированное взаимодействие взрослого и ребёнка. Основные заботы педагога связаны с развитием интересов, способностей каждого ребёнка, стимулированием активности, самостоятельности. Свободная, разнообразная деятельность в условиях обогащённой развивающей педагогической среды позволяли ребёнку проявить пытливость, любознательность, познавать окружающее без принуждения, стремиться к творческому отображению познанного. В условиях развивающей среды ребёнок реализует своё право на свободу выбора деятельности.
Качественный результат образовательной деятельности зависит не только от программы, а прежде всего от личности взрослого, который создает эмоционально насыщенную среду для освоения ребенком той или иной области знаний (режимные моменты, самостоятельная детская деятельность), для этого педагоги используют все многообразие форм работы с детьми для решения педагогических задач, и в каждом режимном моменте продумывают конкретные организационные ситуации.
При планирование образовательной работы педагоги опираются на комплексно-тематический принцип построения образовательного процесса, описанный в Научной концепции под редакцией В.И. Слободчикова (2005 г.). В ней авторы поясняют, что тема как сообщаемое знание о какой-либо сфере деятельности, представлена в эмоционально-образной, а не абстрактно-логической форме. Предварительный подбор взрослым основных тем придают системность и культуросообразность образовательному процессу. Ребенок «проживает» тему в комплексе разных видов деятельности вынуждает взрослого к более свободной позиции — позиции партнера, а не учителя. Но комплексно-тематическая модель предъявляет очень высокие требования к общей культуре, гибкости, творческому потенциалу и интуиции взрослого, без которых модель просто не работает.
При выстраивании новой модели образовательного процесса обратили внимание на комплексно-тематический принцип, который предусматривает объединение комплекса различных видов специфических детских деятельностей вокруг единой темы. При выборе и планировании тем педагоги руководствовались темообразующими факторами, предложенными Н.А. Коротковой:
- — первый фактор — реальные события, происходящие в окружающем и вызывающие интерес детей (яркие природные явления и общественные события, праздники);
- — второй фактор — воображаемые события, описываемые в художественном произведении, которое воспитатель читает детям. Это такой же сильный темообразующий фактор, как и реальные события;
- — третий фактор — события, специально «смоделированные» воспитателем исходя из развивающих задач: внесение в группу предметов, ранее неизвестных детям с необычным эффектом или назначением, вызывающих неподдельный интерес и исследовательскую активность: «Что это такое?», «Что с этим делать?», «Как это действует?»;
- — четвертый фактор — события, происходящие в жизни возрастной группы, «заражающие» детей и приводящие к сохранению на какое-то время интересов, источником которых служат, как правило, средства массовой коммуникации и игрушечная индустрия.
Образовательный процесс строится с учетом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, несмотря на сложности и трудности, возникающие при проведении интегрированных занятий:
- — отбор познавательного материала;
- — построение структуры занятий, которую воспитатель должен уметь сам смоделировать с учетом особенностей детей своей группы, их интересов, — определение основания для сочетания образовательных областей.
Проблема личной совместимости педагогов с детьми также решаема: главное определить интересную мотивацию, обозначить задачу и пути её решения, подобрать опосредованные методы, приемы, позволяющие детям самостоятельно «добывать» информацию (догадаться, сделать правильный вывод, а не ждать готовых решений со стороны воспитателя).
Понимая что, занятия с использованием интегрированного подхода раскрывают значительные педагогические возможности, ощутимо повышают познавательный интерес, служат развитию воображения, внимания, мышления, речи и памяти, педагоги выбрали наиболее эффективные методы и приемы:
- — сравнительный анализ, сопоставление, поиск, эвристическая деятельность;
- — проблемные вопросы, стимулирующие проявление своего рода совместных с педагогом «открытий», помогающих ребенку найти ответ.
- — разнообразные речевые дидактические игры для знакомства с культурно-речевыми эталонами, активизации словаря, расширения представления о многообразии граней родного языка, воспитания чувства уверенности в своих силах.
Использование интегрированного подхода на занятиях позволило развивать потенциал самих воспитанников, побуждать к активному познанию окружающей действительности, осмыслению и нахождению причинно-следственных связей, развитию логики, мышления, коммуникативных способностей.
Использование различных видов деятельности в течение занятия поддерживает высокий уровень внимания воспитанников, что позволяет говорить о достаточной эффективности занятий.
Результатами работы коллектива являются: единая актуальная методическая тема для педагогов ДОУ, программно-методическое обеспечение — перспективный план, комплексно-тематическое планирование, регламенты бытовой деятельности.
Таким образом, организация методической работы на основе управляемого программно-целевого подхода позволяет достичь поставленных целей.
По материалам Г.В. Беспаловой, Н.С. Горловой (г. Озерск)