Вариативность примерных образовательных программ как условие повышения качества дошкольного образования и его доступности
01 Май 2015, Автор: adminОбозначенная тема важна не только для сферы дошкольного образования, но и для всей системы образования в целом. Известно, что основы личности закладываются в дошкольном детстве, а затем воспитание человека продолжается. Из детства ребенок выносит то, что потом сохраняется на всю жизнь, поэтому сейчас большое внимание уделяется качеству дошкольного образования. Значительное влияние на него оказывают программы, по которым работают детские сады.
В советское время все ДОУ работали по единой программе, педагоги должны были неукоснительно выполнять все ее требования. Места для творчества педагогов практически не оставалось.
Ситуация изменилась после принятия закона об образовании, разрешающего использовать вариативные программы дошкольного образования. Педагогам стало интереснее работать, они получили возможность творить. У родителей появилась возможность выбирать детские сады с определенными программами, соответствующими интересам детей. Однако программ стало слишком много, поэтому появление ФГТ, а вслед за ним и ФГОС было воспринято работниками ДОУ как положительный момент.
В то же время возникла опасность, что введение ФГОС приведет в конечном итоге к утверждению единой образовательной программы в ДОУ.
Нам нужно выработать практические шаги по тому, как сегодня выполнять Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Мы не собираемся отказываться от того, что было наработано ранее. Мы должны посмотреть, как все это сегодня соответствует ФГОС и что нам нужно сделать, чтобы продолжить действовать в этом направлении.
Вариативность образования – один из основополагающих принципов и направление развития современной системы образования в России.
Показателями степени вариативности педагогической системы, по мнению Н.В. Немовой и Т.П. Афанасьевой, являются: наличие в ней нескольких одинаково привлекательных и доступных для обучающихся вариантов программ (избыточность одинаково привлекательных вариантов); возможность выбора детьми одного из вариантов получения образования (доступность привлекательного варианта); гибкость системы (создание условий для изменения образовательных потребностей обучающихся).
Говоря о системе дошкольного образования, мы можем выделить следующие показатели степени вариативности педагогической системы ДОУ:
- наличие оптимальной образовательной программы, которая идет от ребенка, а не переделывает ребенка под себя;
- построение образовательного процесса по принципу «от естественных интересов детей к прививаемым»;
- ориентация при формировании содержания дошкольного образования на «индивидуальные особенности каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования»;
- учет принципа возрастающей независимости ребенка от взрослых в процессе деятельности и, соответственно, намеренное приглушение педагогом своей субъективности в пользу ребенка.
Вариативность образования нацелена на обеспечение максимально возможной степени индивидуализации образования.
Таким образом, вариативный образовательный процесс – взаимосвязанная деятельность участников образовательных отношений по реализации целей образования, осуществляемых в условиях выбора содержания (в рамках государственных стандартов), средств и способов деятельности и общения, ценностно-смыслового отношения личности к целям, содержанию и процессу образования.
Сегодня становится очевидно, что вариативность содержания, форм и методов образования является единственно адекватным ответом на факт разнообразия социальных ситуаций развития ребенка дошкольного возраста, игнорировать который в ХХI веке становится уже невозможно. В наше время категория детей с особыми образовательными потребностями определяется уже не только их состоянием здоровья, хотя дети с ОВЗ в высокой степени нуждаются в истинной образовательной и социальной инклюзии, а следовательно, в том, чтобы среда их развития обладала необходимой гибкостью и вариативностью. Мы также все чаще имеем дело с культурной инклюзией. Многообразие культур, языков, традиций, с которыми сталкиваются педагоги в школьных классах и в группах детского сада, требует, чтобы педагоги, родители и учредители образовательных организаций могли выбирать наиболее подходящие программы, более того, могли строить содержание образование в соответствии с возникшей образовательной ситуацией. Это требование рождает необходимость веера предложений на «рынке» программ, методологии и технологий. Вариативность оказывается единственно возможной стратегией личностно-развивающего образования.
Анализ существующих ныне программ дошкольного образования, обновленных и вновь созданных, показал их большое разнообразие и вариативное содержание (при соответствии требованиям Стандарта):
Можем отметить, что усиление вариативности образования является показателем гуманитарности дошкольного образования и повышает его субъектность и способствует обновлению содержания дошкольного образования в условиях модернизации.
Главная идея современных программ и модернизации образования в целом — это перестать уже воспитывать детей и научиться помогать им расти в условиях естественного и самоценного периода детства. Ну а некоторые практические советы Вы найдете в замечательной книге «Перестаньте детей воспитывать — помогите им расти» (З. Некрасова, Н.Некрасова), скачать которую можно по ссылке http://mcp.me/eJQ. Приятного прочтения!