Экологическое образование в контексте устойчивого развития

06 Июл 2014, Автор: admin

Долгосрочная стратегия устойчивого развития требует воспитания нового человека, гражданина Планеты, осознающего себя частью природы и свою высшую ответственность за нее.

Воспитание человека, ориентированного на ценности устойчивого развития, требует создания единой системы экологического образования. Эта система должна предусматривать непрерывность образования: от его дошкольных форм – через среднюю школу и вуз – к послевузовскому образованию. Единство экологического образования предлагает подчинение его концепции устойчивого развития и иерархичность.

Разрабатывая единую систему экологического образования, трудно избежать схематизма. Поэтому задачу экологизации образования следует понимать более диалектично. Идеи устойчивого развития должны органически пронизывать ткань учебного процесса, что требует в первую очередь повышения качества обучения, педагогического мастерства.

Включая экологию в эволюционно-исторический контекст, раскрывая неотъемлемую связь экологического образования с безопасностью человечества как вида, ученые стоят на позициях исторического оптимизма и вселяют уверенность в то, что образование, порождающее картину мира, помогает растущим поколениям найти путь из царства взаимных конфликтов к культуре достоинства. Так, например, экологическое мировоззрение раскрывается в работе Д.Н. Кавтарадзе, А.А. Брудного «Основы экологического мировоззрения как задача народного образования».

Они утверждают, что роль школьной системы исключительна.

Все жители страны учатся или учились в школе. Все жители страны солидарны (пусть даже на уровне декларации) в необходимости сохранения природы. Объединить страну, а возможно, и ближнее зарубежье, может только система народного образования.

Несмотря на политический и хозяйственный кризис, необходимо признать уникальность системы образования как социального института, готового выступить интегрирующей общественной силой. Концепция экологического образования должна опираться на научный анализ реальности и некоторые общие положения философского характера. Сегодня они формируются как результат обширных исследований специалистов самого разного профиля. Естественнонаучная модель соответственно предполагает свои принципы экологического образования. Эти принципы, разработанные под руководством И.Д. Зверева, И.Т. Суравегиной, можно определить как принципы экологической педагогики.

Под экологической проблемой в философском плане следует понимать изучение возникновения и решения противоречий в процессе экологического взаимодействия любой открытой системы и внешней среды. На уровне экологического взаимодействия общества и природы экологическая проблема выступает как дисгармония во взаимоотношениях человечества с окружающей средой. Нарушение равновесия биосферы вследствие стихийной деятельности человека и превращения его в основную природоопределяющую силу планеты неизбежно приведет к общепланетарному экологическому кризису.

Преодоление экологического кризиса только техническими средствами невозможно. Тем более невозможно поддержание состояния равновесия, если общество не будет преобразовывать себя, свой менталитет, а будет опираться только на технические решения.

Новая цивилизация должна опираться не только на новую технологическую основу производственной деятельности людей, но и на глубокое понимание места человека в окружающем мире, без чего невозможно формирование новой нравственности, т.е. нового общественно необходимого поведения людей. Широкая образованность населения планеты необходима и для становления новой морали – духовного мира людей.

Только по-настоящему образованное и интеллигентное общество будет способно вступить в эпоху ноосферы, т.е. в период своей истории, когда оно сможет реализовать режим коэволюции природы и общества. Следовательно, наряду с новой модернизацией человечеству предстоит создать новую культуру как во взаимоотношениях между людьми, так и с природой, субъектом которой является человек. В ее основе должно лежать всеобъемлющее воспитание и образование, которое естественно назвать экологическим. Временным государственным стандартом экологическое образование определяется как «особая образованность, призванная реализовать идеи становящегося ныне информационно-экологического общества, в котором высшей ценностью будут жизнь человека на Земле, предпосылки и условия сохранения, интересы и потребности не только здравствующих, но и будущих поколений».

Таким образом, с экологическим образованием тесно связано отношение к природе. Поэтому, несмотря на разнообразие цивилизаций, которые будут существовать и впредь, начнет формироваться некоторая общепланетарная система экологических знаний и принципов взаимоотношения с природой, в равной степени необходимых всем обитателям планеты. В самом деле, в современных условиях человечество взаимодействует с биосферой как одно целое, значит, оно обязательно должно обладать некоторыми общими стандартами в своих взаимоотношениях с природой.

Сегодня вряд ли возможно предложить некую единую универсальную систему экологического образования как составную часть образования. Она будет формироваться постепенно, как обобщение опыта специалистов в области образования, достижений науки, т.е. наших знаний об окружающем мире и деятельности политиков.

Экологическое образование представляет собой целостную систему, охватывающую всю жизнь человека. Его целью является формирование мировоззрения человека, основанного на представлении о своем единстве с природой и о направленности своей культуры и всей практической деятельности человека не на эксплуатацию природы и даже не на сохранение ее в первозданном виде, а на ее развитие, способное содействовать развитию общества.

Для того чтобы реализовать этот принцип, экологическое образование должно начинаться с самого раннего детства. Еще в семье в дошкольные годы ребенок должен получить некоторые начальные сведения об окружающем мире, природе, о необходимости и целесообразности бережного отношения к растениям, животным, о сохранении чистоты воды, воздуха, земли. Эти знания должны быть закреплены и развиты в начальных классах средней школы. Одновременно должна быть создана атмосфера благожелательности по отношению к природе, чтобы у ребенка сформировалось миропредставление, включающее его в окружающий мир не как хозяина, а как участника естественного процесса его развития.

Существует два разных термина: «экологическое воспитание» и «экологическое образование». Первое невозможно без второго, и поэтому образование должно развиваться в контексте второго, тем более что знания сами по себе еще не определяют направленность деятельности человека (Н.Н. Моисеев).

Сегодня много говорят об экологизации образования. Это очень важный элемент экологического воспитания. Экологическое мышление, представления об окружающей среде и месте в ней человека должны присутствовать во всех проявлениях его активности. Весьма эффективным средством реализации этого принципа является экологизация образования. Она состоит в том, что дошкольное образование должно содержать экологический материал. Не только методика экологического образования дошкольников, но и методика развития речи, музыкального воспитания, формирование математических направлений могут стать средством получения экологических представлений и знаний.

.

Гончарова, Е.В. Теория и технологии экологического образования дошкольников: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений / Е.В. Гончарова. – Нижневартовск: Изд-во Нижневарт. гуманит. ун-та, 2008. – С. 86-89.

.

Об играх и стратегиях узнать больше можно тут: crystalcasino-online.com/microgaming. На данном сайте вы получите настоящее удовольствие от азартной игры.