Воспитание в социальном приюте

02 Май 2013, Автор: admin

Воспитание в социальном приютеВ данной статье раскрываются особенности воспитания детей дошкольного и младшего школьного возраста в условиях социального приюта из опыта работы педагогов г. Норильск.

Жизненное становление детей, оставшихся без попечения родителей, их социализация, подготовка к самостоятельной жизни и деятельности, успешная их интеграция в общество в современных условиях протекают крайне тяжело.

Воспитание в социальном приюте детей и подростков, попавших в трудную жизненную ситуацию, вся система деятельности данного учреждения нацелена на коррекцию и реабилитацию детей (от 4 лет до 18 лет). Это обусловлено особенностями детского контингента: в приют попадают дети, ослабленные физически, с нарушениями социального статуса, отчужденные семьей и школой.

Дети дошкольного и младшего школьного возраста — самая многочисленная часть воспитанников данного учреждения. Первые составляют примерно 35%, вторые 42% от общего числа детей. Дошкольники в приюте -это чаще всего дети из неблагополучных семей (в 91% случаях). Условия жизни в семье наложили на них печать глубокой и разносторонней депривации.

В социальном приюте разработана программа, направленная на медико-соцальную и психолого-педагогическую коррекцию и реабилитацию воспитанников социального приюта.

Воспитателями социального приюта уделяется особое внимание развитию творческого потенциала детей, как средству оптимизации воспитательного процесса. У каждого из них (воспитателей, работающих в нашем приюте) — своя тема. У воспитателя Натальи Гарбовской, например, «Коррекция дезадаптивного поведения через ознакомление с окружающим миром и развитие творческих способностей». На своих занятиях она расширяет кругозор детей путем формирования знаний и представлений о жизни общества и природном окружении. Рассматривает и обсуждает с детьми, такие темы: «Что такое природа»? «Человек»? «Волшебница — вода». Проводит интересное сравнение «дома — природы» и «обычного дома». Эти занятия способствуют для успешной интеграции детей в обществе в современных условиях, для медико-соцальной и психолого-педагогической коррекции и реабилитации воспитанников социального приюта.

Педагог дополнительного образования совместно с воспитателями, музыкальным руководителем и библиотекарем организуют и проводят интегрированные занятия. Их цель — способствовать формированию личности воспитанника средствами культурного наследия, формами и методами индивидуальной и групповой работы через беседы, диспуты, литературные игры, утренники, викторины, литературно — музыкальные композиции, культурно — массовые мероприятия. Библиотекарь Наталья Стародубцева знакомит детей с автобиографией, творчеством писателей и поэтов: Л. Толстого, А. Ахмадулиной, М. Цветаевой. Способствует расширению знаний у детей о истории, праздниках, традициях русского народа: «рождество», «масленица», «крещение», «пасха», «красная горка», «духов день. Наталья Стародубцева, рассказывает, как А. Ахмадулина, после лагерей и того, что было с ее сыном и мужем, сумела не спиться, не стать убийцей, и не просто осталась человеком, но еще и создавала такие шедевры. Как Толстой после «хорошей, сытой» жизни пришел к тому, что ценно для человека не только сытая жизнь, но и стать духовно богатым и образованным человеком. А также библиотекарь способствует расширению знаний у детей о истории, праздниках, традициях русского народа: «рождество», «масленица», «крещение», «пасха», «красная горка», «духов день».

Музыкальный руководитель Татьяна Калошкина проводит слушание музыки, изучает с детьми роль музыки в жизни человека, западно-европейской музыки XVII-XX вв. На этих занятиях происходит формирование элементов музыкально-эстетического сознания у воспитанников социального приюта, формирование основ музыкальной культуры; формирование эстетического вкуса на лучших образцах классической, зарубежной музыки; развитие творческих способностей -с учетом индивидуальных возможностей ребенка, низкого интеллекта, и проблем медико-социального характера.

Сейчас много говорится о новых методах и технологиях в системе воспитания и образования. Наша основная задача донести родителям, учителям, мысль не нового, а целесообразного подхода к ребенку. Для нормального развития детям необходимы: любовь и ощущение, что его слышат, доброжелательно оценивают, считаясь с его интересами и способностями, с его темпом усвоения учебного материала и с его семейной ситуацией.

По материалам М.И. Москвиной, г. Норильск (Педагогические инновации в дошкольном и начальном образовании: Сборник статей Региональной научно-практической конференции (25-26 апреля 2008г. г. Тобольск). — Тобольск: ТГПИ им. Д.И. Менделеева, 2008. — С. 108-110).