Современные подходы к организации обучения старших дошкольников

04 Май 2012, Автор: admin

Модернизационные изменения в дошкольном образовании дают свободу воспитателю в выборе форм и методов обучения детей дошкольного возраста. Главным результатом современного обучения является то, что ребенок усвоил, насколько это способствовало его развитию, формированию интегративных качеств личности. Выбранная воспитателем форма обучения должна способствовать формированию интеллектуальных операций, создавать условия для творческого решения задач и проявления инициативы, учить самостоятельности и ответственности, упражнять детей в умении произвольно управлять своим поведением.

На сегодняшний день  разрабатывается проблема содержания дошкольного обучения, исследуются и внедряются в практику образовательной деятельности новые средства, в частности информационные технологии, возможности их применения в детском саду (А.Н. Давидчук, С.А. Козлова, С.Л. Новоселова и др.).

Модернизация дошкольного образования обусловила поиск новых форм организации обучения старших дошкольников, так как обучение дошкольников имеет свои особенности:

  1. Дети дошкольного возраста, имея небольшой объем внимания и недостаточно развитую память, не могут удержать весь объем задания, в связи с чем, они не могут выполнить поставленную задачу. Чтобы этого не происходило, необходимо использовать поэтапное объяснение, диктантный способ сообщения задания и его выполнение.
  2. У дошкольников, в силу слабости нервных процессов, процессы возбуждения преобладают перед процессами торможения. В результате дети торопятся приступить к выполнению задания, им не терпится поскорее начать действовать, и они уже не слушают, что говорит педагог. Чтобы этого избежать, нужно очень тщательно продумывать объяснение и осуществлять его четко и кратко, сообщая лишь самое основное. Какую-то часть указаний, дополнений можно сделать по ходу занятия. Важно помнить, что при слишком многословном объяснении задания, какие-то его положения проходят мимо ребенка, как бы растворяются. Иногда из-за этого может быть не услышано основное, ведь дошкольники не всегда могут в силу отсутствия достаточного опыта отдифференцировать главное от второстепенного.

Кроме того, специфика обучения дошкольников заключается еще и в том, что предпосылки их учебной деятельности тесно связаны с игрой, поэтому мотив обучения будет для ребенка более действенным в том случае, если в процессе обучения предлагается что-то сделать для игры.

До внедрения ФГТ в детском саду использовались фронтальные, групповые и индивидуальные формы организованного обучения. Кроме того, образовательная работа осуществлялась в процессе организации разных видов деятельности, в свободном повседневном общении, в процессе руководства играми.

Занятия были основной формой обучения в ДОУ и, к сожалению, образовательная работа с детьми, особенно в старших группах, все больше становилась похожа на обучение в школе. Традиционные культурные практики дошкольников (игровая, продуктивная, познавательно-исследовательская деятельность, чтение художественной литературы), призванные формировать ребенка как инициативного и самостоятельного субъекта собственного развития, были вытеснены занятиями-уроками, которые давались по школьной технологии.

На сегодняшний день обучение старших дошкольников осуществляется в непосредственной образовательной деятельности, в режимных моментах, в совместной и самостоятельной деятельности.

Такой подход позволяет сделать жизнь ребенка в детском саду более осмысленной и интересной, а образовательный процесс более эффективным, так как приближает формы обучения к ведущей деятельности – игре.

Рассмотрим различные варианты современных форм обучения, которые строятся на основе детских видах деятельности:

— игры-путешествия;

— экспериментирование;

— занятия с музейными экспонатами в детском саду;

— коллекционирование;

— инсценировки;

— занятия-сказки;

— занятия-сюрпризы.

Игры-путешествия эффективны в ознакомлении детей 7-го года жизни с разными странами, континентами, океанами и т.п. Они позволяют детям «прожить» интересный для них материал, познать что-то новое, при этом размышляя над тем, что уже составляет жизненный опыт ребенка. Игра позволяет детям научиться выражать свое отношение к происходящим событиям, помогает погрузиться в организованную взрослыми ситуацию: превращаются в «путешественников», «индейцев», «обитателей подводного царства» и т.д.

В таких играх решаются задачи разных образовательных областей. Путешествуя, дети помогают своим друзьям, выручают кого-либо из беды, знакомятся с культурой, традициями и обычаями народов мира («Социализация»), узнают интересные факты из литературы, мифологии, истории, географии («Познание»), рисуют и лепят («Художественное творчество»), поют и танцуют («Музыка»). Организация и проведение игры напоминает подготовку театрального спектакля, но с существенным отличием: зрители отсутствуют, а число участников неограниченно.

Детское экспериментирование позволяет успешно развивать любознательность, стремление самостоятельно  находить решение проблем.

Детское экспериментирование — это активно-преобразу­ющая деятельность детей, существенно изменяющая исследуемые объекты (Н. Н. Поддьяков). Эта деятельность не задана заранее взрослым в виде какой-либо схемы, а выстраивается детьми самостоятельно по мере получения новой информации об объекте. Мотивом детского экспериментирования является получение новых знаний и сведений об объекте. Детям интересны разные виды экспериментов, а процесс самостоятельного исследования новых объектов захва­тывает дошкольников особенно сильно, когда они могут не толь­ко осмотреть и ощупать эти объекты, но и преобразовать, изме­нить их с целью познания внутренних связей и отношений.

Среди эффективных форм активного обучения следует назвать коллекционирование, которое позволяет углублять познавательные интересы детей. Коллекционирование всегда сопровождается обсуждением значения и правил собирательства и организацией разнообразной детской деятельности на основе использования коллекции. Создание совместных детско-взрослых коллекций способствует разрешению противоречия между доминированием игровых и недостаточным развитием познавательных мотивов у дошкольников. Эта цель может быть реализована при условии, что в совместной со взрослым деятельности будут использоваться методы и приемы, обеспечивающие повышение осознанности в познании: обсуждение вопросов, позволяющих детям выделить целевые и содержательные характеристики познания (Что хотим узнать? Для чего? Зачем? Как можно узнать? С помощью чего? Что нужно сделать?).

Разумно организованное коллекционирование воспитывает культуру познания, развивает познавательные умения, формирует у детей представления о значимости коллекций. В процессе коллекционирования используются методы и приемы, ориентированные на развитие у детей умений замечать новое, неизвестное, задавать вопросы. Коллекционирование повышает продуктивность интеллектуальной деятельности дошкольников за счет овладения ими способами познания.

Таким образом, можно утверждать, что современные подходы к организации обучения старших дошкольников способствуют формированию интеллектуальной культуры, креативности и самостоятельности детей.