Дополнительная образовательная программа «Растем вместе»
11 Мар 2013, Автор: adminДополнительная образовательная программа «Растем вместе»
(МБДОУ №1 г. Бугуруслана)
Автор: Денисова Валентина Даниловна
Образовательная область: Здоровье
Срок реализации: 1 год
Возраст детей: 4-5 лет
Цель: формирование двигательной сферы детей и создание эмоционально-комфортной среды пребывания в ДОУ.
Задачи:
— обеспечить сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей;
— обогащать и углублять представления детей о том, как поддержать, укрепить и сохранить здоровье;
— способствовать оздоровлению организма посредством приобретения навыка правильного дыхания поддержание жизнерадостного настроения.
— обеспечивать профилактику нарушений опорно-двигательного аппарата, зрения, простудных заболеваний;
— прививать культурно-гигиенические навыки, навыки элементарного самомассажа;
— развивать сенсорные и моторные функции;
— развивать интеллектуальные функции (мышление, память, воображение, внимание, восприятие, ориентировку в пространстве);
— развивать эмоционально-волевую сферу в игровой деятельности;
— формировать потребность в ежедневной двигательной активности.
— воспитывать ценностное отношение детей к здоровью и человеческой жизни, развивать мотивации к сбережению своего здоровья и здоровья окружающих людей;
— способствовать воспитанию гармоничной личности (умение дружить, чувство уважение, доброты, самокритичности);
— обеспечивать воспитание активности, нравственно-волевых черт личности (ловкости,быстроты,силы, выносливости).
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
1.1. Актуальность программы: Формирование здоровья детей и полноценное развитие их организма – одна из основных задач современного общества. Медики, родители, педагоги повсеместно констатируют отклонения в состоянии здоровья детей. Научно-технический прогресс вызывает снижение двигательной деятельности дошкольников, и как следствие, нарушение зрения, отклонения в области опорно-двигательного аппарата, дыхательной и нервной систем. С каждым годом увеличивается количество ослабленных и часто болеющих детей.
За последние пять лет резко ухудшилось состояние здоровья детей первых семи лет жизни, увеличилось количество детей с несоответствием уровня физического развития биологическому росту. Растет число функциональных отклонений, возникающих с возрастом.
Долгое время основным направлением было лечение заболеваний. Сегодня внимание сосредоточено на повышение эффективности физического развития ребенка.
Ни в какой другой период жизни физическое воспитание не связано так тесно с общим воспитанием, как в первые семь лет. В период дошкольного детства у ребенка закладываются основы здоровья, долголетия всесторонней двигательной подготовленности и гармонического физического развития. Болезненный, отстающий в физическом развитии ребенок быстрее утомляется, у него неустойчивое внимание, память. Эта общая слабость вызывает и самые различные расстройства в деятельности организма, не только ведет к понижению способности, но и расшатывает волю ребенка. Недаром выдающийся педагог В.А. Сухомлинский подчеркивал, что от здоровья, жизнерадостности детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность в знаниях, вера в свои силы.
Поэтому крайне важно организовать занятия физической культурой именно в детстве, что позволит организму накопить силы и обеспечить в дальнейшем всестороннее гармоническое развитие личности
С этой позиции в центре работы по полноценному физическому воспитанию и оздоровлению детей должны находиться семья и детский сад как основные социальные структуры, которые, в основном, и определяют уровень здоровья ребенка.
Для проведения целенаправленной работы по укреплению и сохранению здоровья детей, поступающих в наше МБДОУ разработана дополнительная образовательная программа «Растем вместе».
Для реализации физкультурно-оздоровительной дополнительной образовательной программы, необходимо взаимодействие с семьей и создание детско-взрослого сообщества (дети-родители-педагоги), для которого характерно содействие друг другу, учет возможностей и интересов каждого, его прав и обязанностей.
Как показывает практика, планомерная работа по программам, направленных на охрану и укрепление физического и психического здоровья детей дошкольного возраста, приводит не только к улучшению состояния здоровья воспитанников, но и к повышению их самооценки, воспитанию уверенности в себе, расширяет кругозор. Проводимая работа с родителями способствует тому, что они стараются больше внимания уделять своему здоровью и здоровью своих детей: занимаются с ними физкультурой, выполняют элементарный самомассаж, записывают детей в спортивные секции.
Проблемы: Возрастающее количество детей с ограниченными возможностями здоровья и вторичными проявлениями различных нарушений; увеличение количества детей со 2,3,4 группами здоровья.
1.2.Нормативные документы, на основе которых разрабатывалась программа «Растем вместе»: Основой при разработке программы стали:
— Инструктивно-методическое письмо «О гигиенических требованиях к максимальной нагрузке на детей дошкольного возраста в организованных формах обучения» от 14.03.2000г №65\23-16;
— Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования Приказ от 23 ноября 2009 г. N 655;
— Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении от 12 сентября 2008 г. N 666;
— СанПиН 2.4.1.2660 – 10.
1.3. Образовательная область, реализуемая в программе, «Растем вместе: Программа направлена на обеспечения укрепления здоровья ослабленных детей, применения эффективных методов закаливания в условиях детского сада и семьи, разработку психологических требований в условиях детского сада, обеспечивает комплексный подход к воспитанию здорового ребенка.
Дошкольник рассматривается не как объект педагогического воздействия, а как личность, оберегаемая педагогами и родителями.
Практические материалы к программе разработаны с учетом возрастной активности ребенка и предлагает три направления в едином процессе: оздоровительное, воспитательное и образовательное.
Оздоровительное направление – обеспечивает формирование у детей потребности быть здоровым, установку на здоровый образ жизни: оптимальный двигательный режим, рациональное питание, личную гигиену, отказ от вредных привычек. Желание быть здоровым и формирование устойчивого, осознанного интереса к занятиям физическими упражнениями. Повышении сопротивляемости организма к неблагоприятным факторам внутренней и внешней среды.
Образовательное направление — предусматривает формирование у детей двигательных умений и навыков, развитие физических качеств, способах укрепления собственного здоровья, обеспечить необходимый уровень знаний у детей о самом себе анатомическом строении организма человека.
Воспитательное направление — разностороннее развитие детей (умственное, нравственное, эстетическое, трудовое), формирование интереса и потребности к систематическим занятиям физическими упражнениями; воспитание выносливости, ловкости, силы воли и силы духа, командных качеств
Положительные результаты в оздоровлении дошкольников возможны только при совместной работе коллектива сотрудников ДОУ, в понимании важности, значимости всех форм оздоровительной работы с детьми.
1.4. На какой возраст рассчитана программа «Растем вместе»: Программа рассчитана на детей 5-6 лет при одногодичном цикле обучения.
1.5.Возрастные особенности усвоения программного материала детьми старшего дошкольного возраста: В целом ребенок 5-6 лет осознает себя как личность, как самостоятельный субъект деятельности и поведения.
К 5-6 годам ребенок уверенно владеет культурой самообслуживания: может самостоятельно обслужить себя, обладает полезными привычками, элементарными навыками личной гигиены; определяет состояние своего здоровья (здоров он или болен), а также состояние здоровья окружающих; может назвать и показать, что именно у него болит, какая часть тела, какой орган; владеет культурой приема пищи; одевается в соответствие с погодой, не переохлаждаясь и не утепляясь чрезмерно. Старший дошкольник уже может объяснить ребенку или взрослому, что нужно сделать в случае травмы (алгоритм действий) и готов оказать элементарную помощь самому себе и другому (промыть глаза, промыть ранку, обработать ее, обратиться к взрослому за помощью) в подобных ситуациях.
Продолжается дальнейшее развитие моторики ребенка, наращивание и самостоятельное использование двигательного опыта. Расширяются представления о самом себе, своих физических возможностях, физическом облике. Совершенствуются ходьба, бег, шаги становятся равномерными, увеличивается их длина, появляется гармония в движениях рук и ног. Ребенок способен быстро перемещаться, ходить и бегать, держать правильную осанку. По собственной инициативе дети могу организовывать подвижные игры и простейшие соревнования со сверстниками.
В этом возрасте дети овладевают прыжками на одной и двух ногах, способны прыгать в высоту и в длину с места и с разбега при скоординированности движений рук и ног (зрительно-моторная координация девочек более совершенна). Могут выполнять разнообразные сложные упражнения на равновесие на месте и в движении, способны четко метать различные предметы в цель.
В силу накопленного двигательного опыта и достаточно развитых физических качеств дошкольник этого возраста часто переоценивает свои возможности, совершает необдуманные физические действия.
1.6.Условия, в которых реализуется программа «Растем вместе» является: постоянное наблюдение за самочувствием детей, систематичность с постепенным усложнением упражнений и повышением требований к качеству их выполнения.
Сроки реализации: Программа рассчитана на 1 год. Программа одногодичного курса обучения составлена из расчета 108 часов на учебный год (1 час – 3 раза в неделю)
1.7.Основные принципы и положения, на которых базируется программа «Растем вместе»: Данная программа повышает общий культурный, физический уровень, способствующий выбору здорового образа жизни, с целью укрепления и сохранения здоровья дошкольников.
1.8. Цель, задачи программы «Растем вместе»:
Цель: формирование двигательной сферы детей и создание эмоционально-комфортной среды пребывания в ДОУ.
Оздоровительные задачи:
— обеспечить сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей;
— обогащать и углублять представления детей о том, как поддержать, укрепить и сохранить здоровье.
Образовательные задачи:
— профилактика нарушений опорно-двигательного аппарата, зрения, простудных заболеваний;
— привитие культурно-гигиенических навыков, навыков элементарного самомассажа;
— развитие сенсорных и моторных функций;
— развитие интеллектуальных функций (мышления, памяти, воображения, внимания, восприятия, ориентировки в пространстве);
— развитию эмоционально-волевой сферы и игровой деятельности;
— формирование потребности в ежедневной двигательной активности.
Воспитательные задачи:
— воспитание ценностного отношения детей к здоровью и человеческой жизни, развитие мотивации к сбережению своего здоровья и здоровья окружающих людей;
— воспитанию гармоничной личности (умение дружить, чувство уважение, доброты, самокритичности);
— воспитание активности, нравственно-волевых черт личности (ловкости,быстроты,силы, выносливости).
1.9. Формы образовательной деятельности детей
2. Проектирование воспитательно-образовательного процесса
2.1.Непосредственная образовательная деятельность детей включают в себя физкультурные занятия не только организованное, систематическое обучение физическим упражнениям, но и широкий спектр средств коррекционной работы с детьми по формированию правильной осанки, а так же средства, стимулирующие развитие сенсомоторной координации и эмоциональной сферы ребенка.
Оздоровительная интегрированная деятельность варьируются во времени, проводится во второй половине дня. При проведении оздоровительных ситуаций учитывается самочувствие детей, их эмоциональное состояние.
Отличительной особенностью программы является преобладание в интегрированной ситуативной деятельности различные виды дыхательных и двигательных упражнений, психогимнастических этюдов, при которых ребенок поет, танцует, импровизирует.
2.2. Решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей, при проведении режимных моментов помимо оздоровительно-интегрированных ситуаций проводятся занятия познавательного цикла, знакомящие детей со строением тела человека и безопасным поведением в быту и на природе. В каждом из них представлены различные виды массажа. Динамических и оздоровительных пауз, пальчиковых игр.
Занятие проходят динамично, благодаря темпу проведения различных упражнений. Так, дыхательную гимнастику и упражнения для коррекции осанки проводим в спокойном темпе, фонопедические упражнения и речевые игры — в подвижном темпе, а общеразвивающие упражнения в умеренном или в темпе марша.
Все упражнения проводятся на фоне позитивных ответных реакций ребенка, обеспечивающих эмоциональное тепло и поддержку каждому ребенка, демонстрируя только положительное эмоционально выраженное отношение к детям.
Материально-технические (пространственные) условия организации физической культуры детей старшей группы:
— уголок для двигательной активности ребенка;
— информационная папка;
— выставка творческих работ в холле дошкольного учреждения на тему «Мой любимый вид летнего спорта», «Какие я знаю зимние виды спорта»;
— уголок нетрадиционного физического оборудования;
— спортивная площадка, оснащенная спортивным инвентарем, оборудованием, участки детского сада оснащенные спортивным оборудованием.
Технические средства обучения:
— магнитофон;
— CD и аудио материал;
— наглядно — образный материал;
— иллюстрации и репродукции (великих спортсменов, виды спорта);
— наглядно — дидактический материал по предупреждению травматизма на занятиях физической культуры;
— игровые атрибуты для подвижных игр «Сказочные герои» (воспитатели или дети, одетые в соответствующие костюмы).
2.3.Тематическое планирование по программе «Растем вместе»
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
3. Содержание психолого-педагогической работы по освоению программы «Растем вместе»
3.1.Содержание разделов программы «Растем вместе»
Ходьба (12ч).
Беседа о технике безопасности при ходьбе. Учить детей ходить парами со сменой положения, правильно выполнять упражнения, разучивание общеразвивающих упражнений, знакомство с правилами хождения по бревну, перестраивание в две, три колонны, шеренгу. Разучивание новых игр: «Удочка», «Кого нет», «Птичка в клетке», «Водяной», «Волк во рву», «Угадай, чей голосок».
Бег (12ч).
Объяснение правил безопасного бега, знакомство с особенностями бега «змейкой», врассыпную, с увертыванием, с ускорением, с изменением направления, быстрым бегом. Разучивание новых игр: «Достань мяч», «Перепрыгни через ручеек», «Северный и южный ветер».
Прыжки (14ч).
Беседа о технике безопасности во время прыжков. Знакомство с правилами отталкивания в прыжке с разбегу, с доставанием предмета, отталкивание в прыжке в высоту, спрыгивания с высоты, прыжками на двух ногах с мягким приземлением, прыжками на одной ноге, прыжками из обруча в обруч. Разучивание новых игр: «Ловишка», «Бездомный заяц», «Хитрая лиса», «Птички и дождик», «Водяной».
Упражнения с различными предметами (22ч).
Знакомство с новыми комплексами упражнений на стульчиках, с мячами, с обручами, с ленточками. Разучивание новых игр: «Волк во рву», «Бредень», «Медведи и пчелы».
Игры (12ч).
Знакомство с новыми играми и повторение ранее изученных. Развитие в играх выносливости, ловкости, смекалки, быстроты, силы воли, терпения…
Ходьба, лазание, метание (12ч).
Знакомство с новым комплексом упражнений на гимнастической скамейке, с правилом метания, хождения по уменьшенной площади опоры, лазания по гимнастической стенке и наклонной доске. Участие в играх с использованием различных предметов: «Ловишка, бери ленту», «Посадка картофеля», «Болото».
Игры-путешествия (24ч).
Способствовать развитию навыков общения через игры-путешествия. Развивать двигательные качества, координацию, гибкость, творческое мышление. Способствовать выработке правильной осанки, обучать умению расслабляться.
3.2.Интеграция содержания программы «Растем вместе
3.3.Методическое обеспечение программы «Растем вместе»
Программа предусматривает различные формы и методы работы:
- — занятие-практикум;
- — занятие-путешествие
- — групповая форма работы;
- — индивидуальная форма работы;
- — занятие на подражание;
- — соревнования;
- — эстафеты.
4. Планируемые результаты освоения детьми программы
4.1.Планируемые промежуточные результаты освоения детьми программы «Растем вместе»
Дошкольники будут знать:
- — способы укрепления здоровья с помощью физических упражнений, соблюдения режима дня, гигиенических навыков, закаливания;
- — комплексы упражнений направленные на улучшение состояния опорно-двигательного аппарата, сердечнососудистой, дыхательной и других систем организма;
- — правила здорового образа жизни, ответственность личности за свое здоровье.
4.2.Планируемые итоговые результаты освоения детьми программы «Растем вместе»
Дошкольники будут уметь:
- — самостоятельно строиться в круг, в пары, в колонну, в шеренгу, используя звуковые и зрительные сигналы;
- — ползать на четвереньках с опорой на колени и предплечья, пальцы рук вытянутых вперед, по гимнастической скамейке;
- — соблюдать порядок: становиться по росту, равняться в затылок, выравнивать шеренгу по носкам, освоить различные способы размыкания, поворачиваться направо – налево – кругом;
- — правильно и точно выполнять команду: становись – равняйсь – смирно; прыгать в длину, в высоту, обращать внимание на мягкое и устойчивое приземление;
- — водить мяч мягкими и плавными движениями, прокатывать мяч между предметами, отбивать мяч об пол, как на месте, так и с продвижением вперед
5. Система мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения Программы «Растем вместе»
Мониторинг — это процесс непрерывного научно обоснованного, диагностико-прогностического слежения за состоянием, развитием педагогического процесса в целях оптимального выбора образовательных целей, задач и средств их решения.
Системой мониторинга в данной рабочей программе является:
- — достижения детьми планируемых результатов освоения программы,
- — обеспечивает комплексный подход к оценке итоговых и промежуточных результатов освоения программы,
- — позволяет осуществлять оценку динамики достижений детей,
- — включает описание объекта, форм, периодичности и содержания мониторинга.
Мониторинг детского развития проводится два раза в год (в октябре и апрель). В проведении мониторинга участвуют педагоги, психологи и медицинские работники.
Методы проведения мониторинга:
Наблюдение — это один из основных эмпирических методов, состоящий в преднамеренном, систематическом и целенаправленном восприятии психических явлений с целью изучения их специфических изменении в определенных условиях и поиска смысла этих явлений, который непосредственно не дан.
Беседа — метод получения информации на основе вербальной (словесной) коммуникации.
По форме беседа может представлять собой:
Стандартизированный опрос — опрос, характеризующийся заранее определенными набором и порядком вопросов.
Свободный опрос по форме приближается к обычной беседе и носит естественный, неформальный характер.
Метод экспертных оценок — заключается в проведении экспертами интуитивно-логического анализа проблемы с количественно обоснованным
суждением и формальной обработкой результатов. Важным моментом в использовании данного метода является выбор экспертов. Экспертами могут быть лица, хорошо знающие испытуемых и изучаемую проблему. Экспертная оценка выводится в виде количественной оценки выраженности изучаемых свойств. Исследователь обобщает и анализирует оценки экспертов.
Критериально-ориентированные методики нетестового типа – это формализованная оценка выполнения заданий (сочинение, результаты игры, упражнения и т.п.).
Критериально-ориентированное тестирование — используется для оценки степени владения испытуемым пройденным материалом. Выявляет то, что ребенок знает и может делать, а не то, как его результаты соотносятся с результатами других тестируемых, т.е. тип тестов, предназначенных для определения уровня обученности относительно некоторого критерия, относительно групповых норм;
Скрининг-тесты — это простой диагностический тест, применяющийся для исследования большого количества людей с целью выявления лиц с высокой вероятностью наличия у них какого-либо заболевания
При организации мониторинга в программе учитываются:
Установления первоначального контакта проводится диагностическое интервью, которое может касаться любой сферы. Привлечение ребенка к сотрудничеству; (свободные, неуправляемые высказывания ребенка; общие вопросы типа «Ты можешь мне рассказать что-нибудь о спортивных играх?», «Расскажи мне, какие ты любишь виды спорта?» и т.п.); подробное исследование; попытка ослабить напряжение и заключение с выражением признательности ребенку.
Во время диагностического интервью обращение педагога к ребенку только по имени. Диагностическое интервью не является длительным и скучным.
Так же при организации мониторинга учитывается положение Выготского Л.С. о ведущей роли обучения в детском развитии, поэтому он включает в себя два компонента:
Мониторинг образовательного процесса;
Мониторинг детского развития.
Мониторинг образовательного процесса осуществляется через отслеживание результатов освоения образовательной программы, а мониторинг детского развития проводится на основе оценки развития интегративных качеств ребенка.
С помощью средств мониторинга образовательного процесса можно оценить степень продвижения дошкольника в образовательной программе.
Форма проведения мониторинга преимущественно представляет собой наблюдение за активностью ребенка в различные периоды пребывания в дошкольном учреждении, анализ продуктов детской деятельности и специальные педагогические пробы, организуемые педагогом.
Мониторинг детского развития (мониторинг развития интегративных качеств) осуществляется педагогами, психологом дошкольного учреждения и медицинским работником. Основная задача этого вида мониторинга — выявить индивидуальные особенности развития каждого ребенка и наметить при необходимости индивидуальный маршрут образовательной работы для максимального раскрытия потенциала детской личности.
Мониторинг детского развития включает в себя оценку физического развития ребенка, состояние его здоровья, а также развития общих способностей: познавательных, коммуникативных и регуляторных. Мониторинг детского развития осуществляется с использованием метода наблюдения, критериальных диагностических методик и тестовых методов.
Формирование потребности в двигательной активности и физическом совершенствовании
Закреплять умение придумывать варианты игр, комбинировать движения, проявляя творческие способности.
Закреплять умение самостоятельно организовывать подвижные игры, придумывать собственные игры.
Поддерживать интерес к физической культуре и спорту, отдельным достижениям в области спорта.
Развивать интерес к спортивным играм и упражнениям (городки, бадминтон, баскетбол, настольный теннис, хоккей, футбол).
Проводить один раз в месяц физкультурные досуги длительностью до 40 минут, два раза в год — физкультурные праздники (зимний и летний) длительностью до 1 часа.
Формы подведения итогов программы
Итоги реализации программы подводятся по окончании каждой пройденной темы в виде:
- — ведения паспорта здоровья для каждого дошкольника;
- — ведение дневника пед. наблюдений;
- — ведения диагностических карт;
- — собеседование с каждым ребенком;
- — выполнении контрольных упражнений;
- — спортивных соревнований;
- — викторин;
- — творческих отчетов;
- — эстафет;
- — праздников здоровья.
6. Перечень литературы
1. Александрова Е.Ю. Оздоровительная работа в дошкольных образовательных учреждениях по программе «Остров здоровья». – Волгоград: Учитель, 2006.
2. Берестова З.И. Здоровый малыш: Программа оздоровления детей в ДОУ.-М.:ТЦ Сфера, 2005.
3. Бабаева Т.И., Гогоберидзе А.Г., Михайлова З.А. Детство: Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования. СПб.: «ДЕТСТВО- ПРЕСС», 2011.
4. Воротилкина И.М. Физкультурно- оздоровительная работа в дошкольном образовательном учреждении: Метод. Пособие.- М.: Изд-во НЦ ЭНАС, 2006.
5. Глушкова Г.В. Физическое воспитание в семье и ДОУ: Методические рекомендации, домашние задания.- М.: Школьная пресса, 2005.
6. Глазырина Л.Д. Физическое культура- дошкольникам: программа и программные требования.- М.: Гуманитор. Изд.центр ВЛАДОС,2005.
7. Глазырина Л.Д. Методика физического воспитания детей дошкольного возраста: Пособие для педагогов дошк. учреждений. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС,2005.
8. Горькова Л.Г. Занятия физической культурой в ДОУ: Основные виды,сценарии занятий. М.: 5 за знания, 2005.
9. Картушина М.Ю. Оздоровительные занятия с детьми 6-7.- М.: ТЦ Сфера, 2008.
10. Картушина М.Ю. Зеленый огонек здоровья. Программа оздоровления дошкольников.- М.: ТЦ Сфера, 2009.
11. Картушина М.Ю. Сценарии оздоровительных досугов для детей 5-7 лет.- М.: ТЦ Сфера, 2007.
12. Картушина М.Ю. Сюжетные физкультурные занятия для детей старшей группы ДОУ.- М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2011.
13. Кузнецова О.В. Оздоровление детей в детском саду. Система мероприятий.- М.: Айрис- пресс, 2008.
14. Козырева О.В. Оздоровительно- развивающие игры для дошкольников: пособие для воспитателей и инструкторов физкультуры дошк.образоват. учреждений.- М.: Просвещение, 2007.
15. Кочеткова Л.В. Оздоровление детей в условиях детского сада.-М.: ТЦ Сфера, 2005 .
16. Литвинова О.М. Система физического воспитания в ДОУ: планирование, информационно- методические материалы, разработки занятий и упражнений, спортивные игры.- Волгоград: Учитель, 2007.
17. Конспекты занятий и развлечений и инструкторов по физкультуре. Игры и тренинги: Пособие для воспитателей и инструкторов по физкультуре.- М.: Издательство ГНОМ и Д, 2005.
18. Новикова О.Н. Сборник развивающих игр с водой и песком для дошкольников.- СПб.: «ДЕТСТВО- ПРЕСС», 2006.
19. Савельева Н.Ю. Организация оздоровительной работы в дошкольных образовательных учреждениях.- Ростов н / Д: «Феникс», 2005.
20. Тихомирова Л.Ф. Упражнения на каждый день: Уроки здоровья для детей 5-7 лет.- Ярославль: Академия развития, Академия холдинг, 2005.
.
Просторы интернета дают возможность от души насладиться азартной игрой, не теряя при этом собственных средств и экономя время игрока. Ведь играть можно прямо у себя дома на сайте игровых автоматов онлайн. Добро пожаловать в мир игровых автоматов Вулкан! Популярный ресурс Free-Slots-Club ждет вас и предлагает красивую графику, зажигательную музыку, приятный для души звон монеток. Наслаждайтесь игрой в любимые автоматы Вулкан!