Риски внедрения ФГОС ДО. Часть 2

03 Сен 2013, Автор: admin

Следующий немаловажный аспект, который формирует риски внедрения ФГОС ДО. Он устанавливает требования к образовательной программе. Есть образовательная программа детского сада как управленческий документ, который разрабатывается коллективом детского сада с учетом контингента семей, воспитанников и кадров, специфики организации, и есть примерная общеобразовательная программа, на основе которой детские сады это делают. Во второй, в отличие от первой, закладывается основное содержание дошкольного образования и требования к методам и формам организации образовательного процесса.

В тексте явно речь идет о первом, а требования описаны ко второму. Это означают, что решаются управленческие задачи на основе неуправленческих механизмов. Во-первых, нарушается управленческий цикл «целеполагание – планирование – организация – контроль – оценка результатов – коррекция – новый виток целеполагания». Механизмы, которые при этом описаны для реализации данного цикла: требования к условиям, содержанию и результатам реализации образовательной программы – сами по себе являются условиями для осуществления данного цикла, но никак не управленческими механизмами. Последние нужно будет специально разрабатывать.

«При разработке Программы Организация определяет продолжительность пребывания детей в Организации, режим работы Организации в соответствии с объёмом решаемых задач педагогической работы. Организация может разрабатывать и реализовывать различные Программы для дошкольных образовательных групп (далее – группа) с разной продолжительностью пребывания детей в течение суток, в том числе групп кратковременного пребывания детей, групп полного и продлённого дня, групп круглосуточного пребывания, и для групп детей разного возраста от двух месяцев до восьми лет, в том числе разновозрастных групп», – говорится в документе. То есть ДОО в качестве механизмов реализации стандарта предлагается согласование задач, то есть целевого компонента, и режима, то есть организационного компонента системы. Содержательный, деятельностный и ресурсный компоненты выпадают. В этом состоит один из рисков реализации образовательного стандарта. В качестве варианта решения данной проблемы можно назвать специально созданную методическую службу в ДОО, которая могла бы выполнять функции маркетинга и аудита образовательных услуг, образовательной программы. Учитывая тенденцию сокращения окружных методических служб в городе.

По материалам Н.В. Микляевой, кандидата педагогических наук, зав. кафедрой управления дошкольным образованием Института педагогики и психологии образования МГПУ, г. Москва

Познакомьтесь также с другими материалами по теме:

— общее представление о рисках внедрения ФГОС ДО;

— риск, связанный с педагогической оптимизацией и сокращением;

— риск, связанный с результатами реализации программы

.

Средства массовой информации пестрят новостями о том, как кто-то выигрывает в игровые аппараты на реальные деньги баснословные суммы. И такие новости заставляют задуматься: «А почему же не я на месте победителя?!» Попробовать себя в мире азарта можно сейчас и в реальном, и в виртуальном казино, даже в собственном мобильном телефоне.