Экономическое воспитание дошкольников: современные подходы

16 Авг 2018, Автор: admin

Уважаемые Коллеги! Как современные цивилизованные люди все мы прекрасно понимаем, что проблема экономического воспитания подрастающего поколения и формирования его финансовой грамотности является чрезвычайно актуальной и важной. Ребенок поневоле встречается с экономикой с самых ранних лет жизни. Он узнает, что такое «мое», «твое», «наше», «обмен», «деньги», «цена», «дорого», «дешево», «продать», «заработать». Насыщение жизни дошкольников элементарными экономическими сведениями способствует развитию у них предпосылок реального экономического мышления, что сделает этот процесс более осознанным.

Однако не все знают, что сегодня в данном направлении образовательной работы с детьми дошкольного возраста предпринимаются очень серьезные шаги.

С 1 сентября 2018 года детские сады могут использовать в своей работе с детьми образовательную программу  «Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности». Программа разработана совместно Банком России и Минобрнауки России.

Программа ориентирована на детей в возрасте от 5 до 7 лет. Она знакомит их с основными финансово-экономическими терминами: труд и товар, деньги и цена, а также с этическими понятиями: честность, щедрость, экономность и трудолюбие.

В результате дошкольники получают представление о важности труда и мире профессий, торговле и семейном бюджете, доходах и расходах, деньгах России и других стран. Отдельный блок программы посвящен рекламе – для того, чтобы дети научились объективно ее оценивать и отличать свои реальные потребности от навязанных.

Еще одна задача программы – помочь малышам с раннего детства сформировать полезные экономические навыки и привычки. В частности, беречь свои и чужие вещи, поддерживать порядок, экономить свет и воду.

Программа включает теоретические материалы и учебную литературу, а также примеры игр и конкурсов, детские сказки, пословицы и поговорки по каждой теме. На основе этих рекомендаций педагоги могут разрабатывать занятия самостоятельно.

Основная задача программы заключаются в том, чтобы помочь дошкольнику выработать следующие умения, навыки и личностные качества:

— Понимать и ценить окружающий предметный мир (мир вещей как результат труда людей);

— Уважать людей, умеющих трудиться и честно зарабатывать деньги;

— Осознавать взаимосвязь понятий «труд-продукт-деньги» и «стоимость продукта в зависимости от его качества», видеть красоту человеческого творения;

— Признавать авторитетные качества человека – хозяина: бережливость, рациональность, экономность, трудолюбие и вместе с тем – щедрость, благородство, честность, отзывчивость, сочувствие (примеры меценатства, материальной взаимопомощи, поддержки и т.п.);

— Рационально оценивать способы и средства выполнения желаний, корректировать собственные потребности, выстраивать их иерархию и временную перспективу реализации;

— Применять полученные умения и навыки в реальных жизненных ситуациях.

Программа состоит из четырех блоков (разделов), связанных между собой задачами и содержанием: «Труд и продукт (товар)», «Деньги и цена (стоимость)», «Реклама: правда и ложь, разум и чувства, желания и возможности», «Полезные экономические навыки и привычки в быту».

Экономическое воспитание старших дошкольников не предполагает подготовки будущих экономистов. Оно ставит цели, близкие и нужные каждому человеку, его семье, окружению. Экономическое образование, по большому счету, призвано воспитывать хозяина — собственной жизни, своей семьи, страны, человека, способного разбираться как в домашнем хозяйстве, так и в базовых принципах,на которых строятся производственные и товарно-денежные отношения, народное хозяйство страны в целом. Для экономического образования на ступени дошкольного детства на первом месте, конечно, стоит индивидуально-семейная экономическая грамотность и формирование элементарных экономических навыков.

Важно, что программа для дошкольников органично дополняет блоки финансового образования, которые уже успешно внедряются в школах и вузах.

Публикацию подготовила:  Фролова Валентина Павловна, Воспитатель МАДОУ «Детский сад № 1» г. Сорочинска Оренбургской области