Модернизация образования: проблема ценностного дефицита и гуманитаризация

04 Дек 2013, Автор: admin

Социогуманитарное знание в его современном состоянии в условиях модернизации образования является внутренне глубоко дифференцированным и специализированным. В целом осознавая и учитывая данное обстоятельство, нам все же придется несколько отвлечься от его дифференциации и специализации и уточнить специфику и природу социогуманитарной рациональности, т.к. особенности последней, несомненно, сказываются на методологии и технологиях преподавания дисциплин, относящихся к данному профилю.

В определении предмета социогуманитарного знания, как правило, исходят из этимологии, учитывая исторические и культурные корни данного понятия. В определении смысла обозначенного понятия мы должны учитывать значения латинских слов:

  • — societas (общность, общее, связь, союз, сообщество, товарищество, объединение, коалиция и др.);
  • — socio (соединять, объединять, приобщать, сочетать и др.);
  • — socius (общий совместный, союзный и др.);
  • — humanitas (человеческая природа, человеколюбие, гуманность, доброта, человеческое достоинство, образованность, духовная культура, изящество манер, изысканность речи, учтивость, человеческий род, человечество и др.).

Ряд приведенных значений базовых понятий проливает свет на природу социальности и гуманитарности, как имеющим отношение к человечеству, общественному бытию, сознанию, нравственному существованию. Но все же, нам предстоит уточнить предметное поле социогуманитарного знания, его специфический ракурс в отношении к человеку. Социальные науки рассматривают человека в его отношениях к социальным институтам, процессам, группам, общностям, рассматриваемым в их связи с общественным целым. Гуманитарные науки – это науки о человеке и его специфике.

В этой связи М.М. Бахтин в статье «К методологии гуманитарных наук» уточняет, что последняя как раз состоит в том, что человек всегда выражает себя, говорит, объясняет, спорит и т.п., т.е. создает текст, реальный или потенциальный. Там, где человек изучается вне текста или контекста и независимо от них, там заканчивается сфера гуманитарного знания и начинается сфера естественного или технического.

Текст понимается М.М. Бахтиным предельно широко как лингвистический, исторический, философский, психологический, педагогический. Человеческий поступок рассматривается им как потенциальный текст (а не только физическое действие) в диалогическом контексте своего времени, т.е. как реплика, смысловая позиция, система мотивов и т.д. Гуманитарная мысль рождается как мысль о чужих мыслях, волеизъявлениях, манифестациях, выражениях, знаках, за которыми всегда стоят люди. Предмет гуманитарных наук – это «выразительное и говорящее бытие», неисчерпаемое в своем смысле и значении. С данной точки зрения подлинное понимание всегда исторично и персонифицировано.

Другой философ М. Фуко в статье «Слова и вещи: археология гуманитарных наук» отмечает другое обстоятельство: социогуманитарные науки обращаются к человеку постольку, поскольку он живет, говорит, производит, т.е. обращение труда, жизни, языка к самим себе предрекло появление новой области знания. Но человек это не только эмпирическое, но и трансцендентальное существо, чья мысль постоянно связана с немыслимым и выходит за пределы его чувственности и биологического существования, что и придает социогуманитарным наукам их специфику.

Человек в контексте данных наук в условиях модернизации образования изучается не с точки зрения его физиологии, но как существо думающее, представляющее, выдающее разнообразные материальные, интеллектуальные и духовные продукты. Определяя положение социогуманитарных наук по отношению к другим наукам, можно сказать, что они располагаются рядом с науками, которые ставят вопрос о жизни, труде, языке, и вступают с ними в разнообразные отношения.

По материалам И.Б. Романенко, доктор философских наук, профессор кафедры философии Российского государственного университета им. А.И. Герцена, г. Санкт-Петербург