Преемственность в работе ДОУ и школы по созданию инклюзивной среды

08 Июл 2012, Автор: admin

Л.В. Годовникова, кандидат педагогических наук, доцент, зав. кафедрой специальной педагогики и психологии, БелГУ

ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ В РАБОТЕ ДОШКОЛЬНОГО И ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ПО СОЗДАНИЮ ИНКЛЮЗИВНОЙ СРЕДЫ ДЛЯ ПРОБЛЕМНЫХ ДЕТЕЙ

В современных условиях демократических преобразований общественных институтов, протекающих во всем мире под влиянием прогрессивной части социума, особое место отводится созданию инклюзивной (включающей) среды в массовых образовательных учреждениях для детей с ограниченными возможностями здоровья. Организация инклюзивной среды в начальных классах общеобразовательной школы представляет сложный многоплановый процесс, включающий следующие направления: создание необходимых материально-технических, санитарно-гигиенических и методи­ческих условий инклюзивного образования, подготовка педагогического коллектива школы к принятию учащихся с особенностями развития, подготовка родителей обычных детей и учащихся к взаимодействию с особым ребенком, работа с родителями особых детей по включению ребенка в коллектив нормально развивающихся сверстников, наконец, подготовка самого ребенка к обучению в условиях массового образовательного учреждения. Отсюда крайне важной представляется соблюдение преемственности в работе дошкольного и общеобразовательного учреждения в создании условий для инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья.

В качестве внешних условий интеграции таких детей к школьному обучению можно выделить:

а) выявление   нарушений и их коррекция уже на первом году жизни ребенка, что значительно улучшит результаты развития ребенка и позволит ему обучаться в массовом учреждении;

б)  прохождение первого этапа интеграции в условиях массового дошкольного образовательного учреждения;

в) желание  родителей  обучать  ребенка  вместе  со  здоровыми  детьми  и  их стремление и готовность реально помогать своему ребенку в процессе его обучения и в системе дошкольного образования и в дальнейшем школьном обучении;

г) введение в штат школы специалистов по сопровождению особого ребенка, что даст возможность оказывать интегрированному ребенку эффективную   квалифицированную   коррекционную   помощь;

д)   создание условий для реализации вариативных моделей интегрированного обучения.

По мнению специалистов, на начальном этапе создания в школе инклюзивной среды необходимо наличие четырех факторов:

1. Команды поддержки классного руководителя, состоящей из специального педагога, врача, психолога, социального работника, медсестры и логопеда.

2. Слаженное взаимодействие и четкое    разделение    обязанностей    между    родителями,     педагогами,  медицинским персоналом и специалистами сопровождения.

3. Просвещения общества с помощью публичных собраний.

4. Наличие    харизматических   лидеров    на    начальной    стадии    процесса, способных разъяснять цели и задачи инклюзивного образования, поддержать участников образовательного процесса в методическом и эмоциональном плане.

Реализация в образовательном учреждении итерированного образования подразумевает создание в массовых школах инклюзивной среды, способствующей развитию всех категорий обучающихся: и обычных детей, и детей с ограниченными возможностями.

Для оптимального функционирования модели инклюзивной среды в настоящее время в образовательных учреждениях г. Белгорода созданы следующие условия:

— разработана достаточно ясная политика в области интеграции на местном уровне: ребенку с особенностями развития предоставляются не только право, но и возможность обучаться   в   образовательном   учреждении,   выбранном   для   него   родителями   в соответствии с его психофизическими возможностями;

—  создан  единый координирующий орган  на уровне управления  образования администрации г. Белгорода;

—  сформирована на местном уровне мультидисциплинарная команда поддержки детей, интегрированных в массовую школу, представленная специалистами городской психолого-медико-педагогической комиссии.

Находятся в стадии разработки следующие направления деятельности:

1) определение связок школа и детский сад, выявление наиболее эффективных механизмов преемственности в работе ДОУ и школы по данному направлению;

2) содействие рабочим контактам специальных и массовых школ.

Одной из форм непосредственной совместной работы выступает Ресурсный Центр на базе специальной школы. Он позволяет решать ряд важных задач:

— концентрация современных технических средств и специальных технологий для обеспечения   непосредственных   образовательных   услуг   конкретному   контингенту обучающихся с учетом специфики испытываемых учебных затруднений;

—   трансляция   передового   опыта   и  технологий   коррекционно-образовательной деятельности;

—    предоставление  консультативных услуг,  организация  и  проведение  мастер-классов,    семинаров-практикумов   специалистам,    педагогам,    родителям,   учащимся массовых образовательных учреждений, имеющих в контингенте обучающихся лиц с ограниченными возможностями здоровья;

—    предоставление   базы   для   проведения   пара-спортивных   игр   и   творческих конкурсов среди детей с ограниченными возможностями.

В г. Белгороде Ресурсный центр создается на базе специальной (коррекционной) школы-интерната № 23. Его работа позволит обеспечить комплексный подход к сопровождению инклюзивного образования (обучение, воспитание, медико-реабилитационное обслуживание, культурное развитие, интеграцию и социально-трудовую адаптацию учащихся с ограниченными возможностями).

Сопровождение инклюзивного образования учащихся может быть достигнуто системой внеучебных, в том числе выездных мероприятий, предусматривающих совместную деятельность всех обучающихся и совместного обучения в инклюзивных группах.

Для составления плана совместной работы массовых школ и Ресурсного центра будет использован широкий спектр методов и приемов, включающих анкетирование, беседы, опрос, консультирование, анализ и наблюдение, мониторинг достижений учащихся, причем планируется отслеживать результаты обучения ребят из интегрированных и обычных классов для исследования влияния интеграции на учебные достижения, в том числе, и здоровых сверстников.

Ведется работа по развитию помогающего персонала. В идеальном варианте в классе должен работать второй взрослый, который помогал бы повысить эффективность учебного процесса для всех. В долговременной перспективе необходимо создать в каждой школе сильную команду, состоящую главным образом из педагогов, но при этом иметь доступ к другим специалистам: дефектологам по необходимому профилю (олигофренопедагогам, сурдопедагогам, тифлопедагогам), логопедам, физиотерапевтам, психологам и медикам.