Риски внедрения ФГОС ДО. Часть 3

04 Сен 2013, Автор: admin

Другой, не менее серьезный риск внедрения ФГОС ДО заключается в том, что задачи управления образовательным процессом и образовательной программы решаются в условиях педагогической оптимизации, сокращения. Действительно, в стандарте говорится о том, что детский сад разрабатывает образовательную программу на основе примерной программы и ФГОС дошкольного образования. Только примерных программ на данный момент пока нет и мораторий на приведение в соответствие образовательной программы детского сада стандарту пока еще не объявлен. Это означает, что сад сам разработает на основе стандарта всю программу воспитания и обучения, объединив возможности всех программ, которые найдет. Тогда обессмысливается работа ученых и исследователей, методистов. Нет необходимости учитывать при разработке стандарта дошкольного образования основополагающие идеи дошкольной педагогики и психологии: возрастные особенности развития детей, особенности формирования зоны актуального и ближайшего развития, принципы развивающего и воспитывающего обучения и т.д. Достаточно сослаться на фрагменты стандарта, в котором описываются общие психолого-педагогические принципы развития ребенка и педагогического общения с ним. Воспитывать и обучать не обязательно. Достаточно развивать.

Однако задачи развития ребенка в стандарте звучат как задачи развития системы – и результаты должны оцениваться на уровне системы. Это означает, что детский сад должен будет доказывать, что он развивается как часть системы: создается развивающая предметно-игровая среда, повышается уровень профессиональной компетентности педагогов, реализуются комплексные программы, обеспечивается их преемственность со школой и успешность выпускников, формируются взаимосвязи с другими компонентами социальной и общественной среды, повышается рейтинг организации. Однако все эти ориентиры развития не обозначены в результатах реализации программы – в этом вся сложность.

По материалам Н.В. Микляевой, кандидата педагогических наук, зав. кафедрой управления дошкольным образованием Института педагогики и психологии образования МГПУ, г. Москва

Познакомьтесь также с другими материалами по теме:

— общее представление о рисках внедрения ФГОС ДО;

— риск, связанный с требованиями к образовательной программе;

— риск, связанный с результатами реализации программы