Чтение художественной литературы в ДОУ: обновленный ракурс

15 Апр 2014, Автор: admin

Чтение художественной литературы в ДОУасюкова Н.Е. Чтение художественной литературы в обновленном ракурсе /Н.Е. Васюкова//Детский сад: теория и практика. – 2013. — №6. – С.36-41.

Ключевые слова: чтение, художественная литература, интеграция образовательных областей, комплексно-тематический принцип построения процесса обучения, методы и формы работы с детьми.

Основные идеи статьи (краткая аннотация): В статье автор рассматривает тематизм построения читательской деятельности детей как способ углубить взаимодействующие процессы в дошкольном образовании.

Тематизм в подборе литературных произведений расширяет познавательный аспект темы, обогащает представления детей. Например, с малышами наблюдаются на улице разные виды транспорта, затем читается сказка (или смотрится мультфильм) З. Милера и Э. Петишка «Кротик и автомобильчик» (перевод с чешского Е.А. Гуричевой, М.В. Крыловой). Из текста произведения дети узнают, из каких частей состоит автомобиль, как его ремонтируют в автосервисе в случае поломки.

Обогащенные представления — это уже основа для сюжетно-ролевых игр. Но это только одна часть процесса интеграции. Другая ее часть будет заключаться в том, что, подбирая текст по теме, нельзя потерять логику постепенного усложнения специфических образовательных задач области «Чтение художественной литературы»: знакомить со спецификой жанров и стилей, структурой произведений, образными словами и выражениями и т.д. И в данном примере подойдет доступный для малышей язык сказки, высокая эмоциональность, заставляющая детей ярко переживать события вместе с героями, наличие нравственных проблем с возможностью их обсуждения.

Осмысление содержания произведений у дошкольников происходит не только и не столько на вербальном уровне, сколько в игровом плане, где они имеют возможность интерпретировать описанные события. Например, после чтения стихотворения С. Козлова «В порту» воспитатель может предложить детям поиграть в «Порт», где дети могут побыть в роли сухогруза, нефтеналивной баржи, буксира, пассажирского лайнера, совершая характерные действия в «акватории порта», построенной из мягких строительных блоков. Или после чтения сказки Р. Киплинга «Как было написано первое письмо» (перевод с английского К. Чуковского) дети могут поиграть в «древних людей», чтобы самим почувствовать, как же трудно и неудобно передавать свои мысли не в письме, а в рисунке, какие забавные ситуации происходят при «расшифровке» их другими людьми. Здесь одновременно присутствует и игра, и исследовательская деятельность детей.

Если содержание прочитанного произведения не оставило детей равнодушными, его сюжет найдет отражение в самодеятельных ролевых играх. Для этого педагогом создаются необходимые условия: вносятся в группу игрушки-персонажи прочитанных произведений, вместе с детьми создаются композиции (макеты) по сюжету произведения, например, на белой ткани располагается олень, запряженный в сани, на которых едет кукла — Снежная королева — в свой ледяной замок, и пр. Такие макеты дети хорошо используют для самодеятельных игр. Также в группе должны иметь место разные виды театров: настольный, пальчиковый, кукольный, теневой, театр картинок, позволяющие детям в игре еще раз прожить или трансформировать тот или иной сюжет прочитанного произведения.

Через литературу ребенок познает не только мир вокруг, но и себя в этом мире, сферу социальных отношений людей, нравственных основ жизни. Именно коллизии многих художественных произведений помогают им разобраться в том, что есть добро и зло, честь и справедливость, правда и ложь. В процессе чтения художественной литературы в ДОУ литературные произведения способны помочь детям познать разные эмоциональные состояния человека, мотивы его поступков. С их помощью развивается чувственно-эмоциональная сфера ребенка, его способности сопереживать героям литературных произведений, радоваться и грустить вместе с ними.

.

Полноценность отдыха и восстановление сил зависят не только от количества часов сна, но и от его качества. А именно от того, на каком матрасе Вы спите и на каком основании он у Вас расположен. Изучить возможные варианты оснований под матрасы можно помощью интернет-обозрения Matress.ru. Здесь же Вы можете купить основания под матрасы необходимой Вам формы, расцветки и размера по самым демократичным ценам.