Иллюстрации для дошкольников: влияние цветового оформления иллюстрации на отношение ребенка к литературному герою

27 Апр 2013, Автор: admin

иллюстрации для дошкольниковВ данной статье обобщен исследовательский опыт по проблеме использования иллюстраций для дошкольников в образовательной работе. Авторы выявляют влияние цветового оформления иллюстрации на складывающееся в сознании ребенка отношение к литературному герою.

Книга и книжная иллюстрация — одни из первых произведений искусства, с которыми встречается ребенок. Однако в семье и в детском саду иллюстрация для дошкольников используется как дидактический материал — средство для узнавания героев, в то время как роль иллюстрации в детской книге значительно важнее и сложнее. Ребёнок «читает» рисунок, узнаёт знакомые образы, эмоционально откликается на них, испытывает радость и удовольствие от встречи с ними. Создание художественного образа в иллюстрации для детей осуществляется с помощью комплекса специфических средств художественной выразительности- рисунка, цвета, композиции книжной страницы, макета книги в целом. Как показывают исследования учёных В.А. Езикеевой, Р.И. Жуковской, Р.Н. Чудновой, и др. цвет играет важную роль в процессе восприятия ребёнком иллюстраций. Это связанно с особой эмоциональностью детей, их повышенной отзывчивостью на цвет. Вместе с тем некоторые художники- иллюстраторы используют цвет только как изобразительное средство, когда с помощью цвета передаётся объём, предметы, пространство. Но при этом цвет не выступает средством выразительности: герои сказок — и положительные и отрицательные — нарисованы в одежде одного и того же цвета. Это приводит к противоречивому пониманию детьми содержания произведения, ошибочному формированию как цветового, так и социального эталона.

Цель нашего исследования: определение роли цветового оформления детской книжной иллюстрации в развитии эмоционального мира и социальных отношений детей младшего дошкольного возраста.

Задачи: выявить отношение родителей и педагогов к роли книжной иллюстрации в социо-эмоциональном развитии детей 3-5 лет; выявить критерии подбора детских книг с иллюстрациями с целью их использования в социо — эмоциональном развитии ребёнка.

Для решения поставленных задач было проведено анкетирование родителей воспитанников (80 человек) и анкетирование воспитателей (20 человек) д/с №176 «Белочка» г. Тольятти, Самарской области, где проходило исследование. Анализ результатов анкетирования показал:

1. Воспитатели и родители дошкольников отдают предпочтение детским книгам с иллюстрациями,  однако используют их в основном  как дидактический материал;

2. Для 50% родителей и части воспитателей цвет (цветовое оформление иллюстрации) не является критерием решения и передачи информации, не является одним из средств выражения чувств, настроения героев, их состояния.

Нами в ходе исследования были определены критерии подбора книжной иллюстрации для дошкольников младшего возраста на основе экспериментальной работы с детьми и опроса воспитателей: использование книжной иллюстрации повышает интерес детей дошкольного возраста к содержанию произведения и способствует формированию оценочного отношения к героям произведения; высокохудожественные иллюстрации в детских книгах можно использовать с целью формирования у детей цветовых и социальных эталонов. Однако при выборе книги нужно избегать те, в которых цветовое оформление героев иллюстрации несёт противоречивую информацию о них (и хорошая добрая мышка, и хитрая злая леса одеты в сарафаны одинаково яркого оранжевого цвета); при помощи книжной иллюстрации можно формировать у детей представление о характерах героев в зависимости от цветового оформления их одежды: хитрая лиса в оранжевом сарафане, злой волк в грязно-зелёной рубахе, храбрый петушок в красно-жёлтой косоворотке, трусливый заяц в бледно-голубой шубке и т.д.); при выборе книг для дошкольников необходимо учитывать критерии иллюстративного материала: учёт возраста детей, особенностей их восприятия, жизненного опыта и интересов; высокохудожественность иллюстраций по содержанию, по средствам выразительности; все средства выразительности (рисунок, цвет, композиция страницы и макета книги в целом):

а) должны быть использованы художником для передачи жанра и стиля литературного произведения и обогащать его;

б) должны быть понятны ребёнку, доставлять ему огромное удовольствие, вызывать эмоциональный отклик и удовлетворять эмоциональный интерес;

в) осознанное использование художником цвета при создании эмоционально значимых образов (главных героев); рисунок должен быть всегда приближен к ребёнку (низ листа — первый план, отдельные предметы располагаются в вверху страницы); рисунок в детской книге должен быть тесно связан с текстом, размещаться с соответствующими строками; должны быть выполнены в реалистической манере, чётко, ярко и просто выражать мысль художественного произведения.

Таким образом, в результате исследования мы пришли к следующим выводам:

— книжные иллюстрации для дошкольников оказывают воздействие на формирование личности ребёнка, на его сознание, поведение, эмоциональную сферу, отношение к добру и злу;

— систематическая работа воспитателя с детьми, направленная на ознакомление детей не только с содержанием, но и с художественно -выразительными средствами книжной графики, способствует появлению интереса и желания рассматривать иллюстрации, вызывает эмоциональный отклик на них;

— в результате целенаправленной педагогической работы дети 3-5 лет понимают тонкую цветовую характеристику героя, что помогает им понять смысловую сторону произведения, формирует эмоциональное отношение ребёнка к окружающему миру, позволяет соотносить личный опыт с цветовой иллюстрацией в детской книге;

— родители и воспитатели должны руководствоваться определёнными критериями при подборе детских книг с иллюстрациями, уделять особое внимание её цветовому оформлению.

По материалам С.П. Макеевой, г. Тольятти, Самарская обл. (Педагогические инновации в дошкольном и начальном образовании: Сборник статей Региональной научно-практической конференции (25-26 апреля 2008г. г. Тобольск). — Тобольск: ТГПИ им. Д.И. Менделеева, 2008. — С. 82-85).