Как помочь своему ребенку учиться

24 Июн 2012, Автор: admin

Вам скоро идти в школу? Пусть не в этот или следующий год, года через 2-3, но это все равно неизбежно, и Вам, как любящему родителю, наверняка хочется, чтобы ребенок учился с удовольствием и интересом, радостью и старанием. А что Вы сделали для этого? Или как Вы планируете помочь ребенку учиться? Развит ли Ваш ребенок физически? Как обстоят дела с психическими познавательными процессами (восприятие, память, внимание, воображение, мышление)? Достаточно ли развита речь Вашего предшкольника? Испытывает ли ребенок удовольствие от умственного труда и интеллектуальной деятельности? От всего этого зависит его успех в учебной деятельности и в системе дошкольного образования и успешность усвоения предметов школьной программы.

Сегодня мы поговорим с Вами о таком важном аспекте подготовки к школьному обучению как развитие речи ребенка-дошкольника. Отставанием ребенка в речевом развитии на этапе дошкольного детства чаще всего и бывают обусловлены дальнейшие школьные проблемы. Это может быть выражено бедностью словарного запаса, неточностью понимания значения каких-либо слов, неумением грамматически правильно соединять слова между собой (ошибочное употребление окончаний), дефектами звукопроизношения, выражающимися в полном отсутствии некоторых звуков в речи ребенка или в заменах одних речевых звуков другими и т.п. Эти признаки речевого недоразвития ребенка чаще всего не привлекают внимания родителей, ведь при этом ребенок все равно может достаточно свободно пользоваться речью.

В период школьного обучения к речи ребенка предъявляются более высокие требования и Ваша задача, не допустить, чтобы ребенок оказался в затруднительном положении. К пяти годам речь ребенка должна быть практически полностью  сформирована. Под сформированной речью следует понимать умение правильно строить фразу, четко произносить все звуки родной речи, богатый и обширный словарный запас.

Родителям и воспитателям необходимо обеспечить своевременную профилактику нарушений письма у детей и уже в детском саду сделать все возможное, чтобы предупредить школьные трудности. Для этого необходима работа в следующих направлениях:

1. Развитие мелкой моторики у детей. Такие ученые как И.П. Павлов, А.А. Леонтьев, А.Р. Лурия изучали и подтвердили научными исследованиями взаимосвязь общей и речевой моторики. В процессе овладения и совершенствования ребенком двигательных умений и навыков развивается координация движений. Но самым важным в рамках нашей темы является то, что становление речи особенно тесно связано с развитием тонких движений пальцев рук. Однако умелыми детские пальчики становятся не сразу. Главное помнить золотое правило: игры и упражнения, пальчиковые разминки должны проводиться систематически, и в детском саду, и дома. Благо дошкольная педагогика накопила огромный багаж таких игр, упражнений, гимнастик, разминок и т.п. Ну а еще может Вас заинтересует вот такой тренажер для пальцев, который может быть полезен и детям и взрослым.

Скачать упражнения для развития мелкой моторики рук

2. Развитие у детей четкой слуховой дифференциации акустически близких звуков. Надо любыми путями довести до сознания ребенка разницу в звучании не различаемых им на слух звуков. На первом этапе такой работу лучше отождествлять сложные для ребенка звуки со звуками окружающей природы (ж — жужжание жука, з — писк комара и пр.). В дальнейшем целесообразно произносить эти звуки в словах утрированно, намеренно выделять их голосом, чтобы ребенок имел возможность хорошо вслушаться в их звучание. Затем можно работать над слуховой дифференциацией звуков в парах слов (кот-кит, мышка-пышка). Дошкольники обычно с увлечением играют в такие словесные игры и они становятся замечательным средством, позволяющим занять ребенка в дороге, успокоить перед укладываем спать и т.д.

3. Устранение звуковых замен (Саша-Саса) в устной речи ребенка до начала его обучения грамоте. Это необходимо потому, что в процессе звукового анализа слова уточнению его звукового состава очень помогает четкое его проговаривание. Не случайно прием проговаривания так широко используется и в процессе записи слов. Но если, проговаривая слово, ребенок заменяет в нем какие-то звуки, то такое проговаривание может провоцировать ошибки при письме.

При этом надо понимать, что замена звуков может происходить из-за недостаточно четкой работы артикуляционного аппарата ребенка. В таком случае поможет артикуляционная гимнастика, которая подготовит артикуляционный аппарат ребенка к постановке звуков (это задача логопеда). Четкие ощущения от органов артикуляционного аппарата — основа для овладения навыком письма. Работа над артикуляцией позволяет уточнить правильное звукопроизношение, развивает подвижность языка, челюстей, губ, укрепляет мышцы полости глотки.

4. Проведение в дошкольном возрасте специальной работы, подготавливающей ребенка непосредственно к звуковому анализу слова. Здесь имеются в виду некоторые упражнения, приучающие ребенка вслушиваться в звуковой состав слов и выделять на их фоне тот или иной отдельный звук. Например, старшего дошкольника можно спросить, есть ли звук [Л] в слове «лампа», «рука, шапка, тигр…». При этом звук [Л] на первых порах произносится утрированно, подчеркнуто, чтобы ребенок мог достаточно отчетливо его расслышать. Затем можно выяснить, в какой именно части слова слышит ребенок этот звук (убедившись сначала, что ребенок понимает значение слов «начало, середина, конец»). Ну а далее ребенок уже сможет и сам придумывать слова с тем или иным звуком.

Такие игры приучают ребенка внимательно прислушиваться к словам, к составляющим их звукам, что подготавливает его к овладению навыком полного звукового анализа слов в период обучения грамоте и, следовательно, позволяет предупредить специфические нарушения письма.