Логопедическая помощь детям младшего школьного возраста

11 Июл 2012, Автор: admin

Е.Г Царевская, учитель-логопед МОУ «ООШ №2», Г.А. Семибратченко, учитель-логопед МОУ «ООШ №13» г. Старый Оскол

Развитие связной письменной речи — важнейшая и сложная задача начального обучения. Особые трудности в написании творческих работ испытывают обучающиеся с нерезко выраженным общим недоразвитием речи (НВ ОНР), что связано с отставанием формирования всех компонентов речи, особенно лексико-грамматических категорий, а также недостаточностью словесно-логического мышления.

Количество часов, отведенных программой на обучение написанию изложений и сочинений, недостаточно для получения детьми с НВ ОНР соответствующих навыков.

При отсутствии целенаправленной работы значительное отставание от программных требований по развитию связной речи у них наблюдается уже во втором классе. Поэтому работу с текстом нужно начинать на первом этапе коррекционно-логопедических занятий. Для получения стабильных результатов необходима четко разработанная методика, в основу которой нами положен раздел «Текст» программы Т.А. Ладыженской, Г.И. Сорокиной, Р.И. Никольской. Особенностями методики является системность, доступность, подбор речевого материала, соответствующего возрасту обучающихся, возможность индивидуального и дифференцированного подхода.

Начинать работу с текстом нужно с подготовительного этапа. Это — ознакомление с понятиями «речь письменная и устная», «текст», отграничение текста от случайного набора предложений, знакомство с понятиями «тема текста», «главная мысль текста», «опорные слова». Определения понятий оформляются в виде таблиц, к которым можно обращаться на любом этапе занятия.

Работу по развитию связной письменной речи на логопедических занятиях целесообразно строить в соответствии с требованиями программы начальной школы, которые предусматривают обучение написанию изложений и сочинений следующих типов текстов: повествования, описания, рассуждения. Основные направления работы учителя-логопеда с учащимися 1-2 классов с НВ ОНР — развитие фонематического восприятия, навыков звукобуквенного и слогового анализа и синтеза. Но уже на этом этапе учащиеся должны получить элементарные навыки работы с текстом, иначе у них будет отсутствовать представление о целостности языка, его практической направленности, взаимосвязи речевых единиц. Нет необходимости давать понятие о типах текстов и их признаках обучающимся с речевыми недостатками 1 -2 класса. Работу с текстом целесообразно включать в содержание занятий по дифференциации звуков уже в конце первого года обучения. Это тексты с простым сюжетом из 4-6 предложений, насыщенные словами с дифференцируемыми звуками (буквами).

Виды работ: выборочное списывание из текста по заданию, изложение по вопросному плану, определение 1раниц предложений, составление текста из предложений, в том числе деформированных, сочинение по вопросному плану, сочинение по началу и вопросному плану, сочинение по началу и опорным словам, изложение с творческим заданием.

Нами составлены общие рекомендации по оказанию логопедической помощи детям через организацию работы с текстом с учетом речевых и психофизиологических логических особенностей детей с НВ ОНР:

1. Объем письменной работы должен соответствовать требованиям программы данного класса. Но, учитывая темп умственной деятельности детей с НВ ОНР, может быть несколько уменьшен.

2. Деление текста на смысловые части, составление плана проводится сначала коллективно, а затем самостоятельно под контролем логопеда.

3. Предварительный устный пересказ текста по частям или целиком обязателен для каждого ребенка. Первыми пересказывают текст учащиеся с более высокой речевой подготовкой.

4. Предварительная   орфографическая   подготовка  должна  быть   продумана заранее и может проводиться в следующих формах: определение орфограммы в слове с пропущенной буквой, проверка, вставка буквы; поиск орфографической ошибки в слове, проверка, исправление ошибки; поиск слов в тексте на заданное правило.

5. Предварительная словарная подготовка — важный этап работы с текстом для детей с НВ ОНР. Виды работ по уточнению значений слов подбираются  в зависимости от содержания текста и речевых особенностей обучающихся. Это может быть: поиск незнакомых (непонятных) слов в тексте, объяснение их значений; поиск контекстуальных синонимов для избежания повторов; нахождение в тексте родственных слов с последующим уточнением значений;  подбор синонимов;  уточнение значений приставочных глаголов.

6. Для предупреждения замен слов по акустическому сходству предлагаем детям уточнить смысл слов, близких по звучанию, составить с ними словосочетания или предложения, например, четкие следы, т.е. хорошо заметные; чуткие уши, т.е. слышат каждый шорох. Какое слово будем использовать для описания кошки?

7. Для предупреждения аграмматизмов в творческих работах учащимся с НВ ОНР можно предложить следующие задания на материале конкретного текста: вставить предлог в предложение; составить предложение из слов; вставить пропущенное слово; найти и исправить грамматическую ошибку.

При написании изложения учитываем уровень подготовки детей. Следует отметить, что под средним и высоким уровнями подготовки подразумеваются речевые умения и навыки детей, полученные на логопедических занятиях. Ребёнок с нарушением чтения и письма, обусловленным НВ ОНР, постепенно переходит от низкого уровня подготовки к высокому по мере освоения навыков написания творческих работ.

Приведем  алгоритм  работы  с  текстом  для  обучающихся  с  низким  уровнем подготовки:

1. Логопед читает весь текст, выясняет, как учащиеся поняли содержание.

2. Читаем  1-ю часть текста. Определяем главную мысль, озаглавливаем часть (подбираем название пункту плана).

3. Проводим лексико-грамматическую подготовку.

4. Читаем опорные слова на доске (предлагаем детям в готовом виде).

5. Проводим орфографическую подготовку.

6. Каждый учащийся пересказывает часть текста

7.  Записываем с установкой на использование опорных слов на доске. Аналогично работаем с каждой частью  текста (то есть пишем изложение по частям после предварительной работы над каждой частью).

Алгоритм работы с текстом для обучающихся со средним и высоким уровнем подготовки:

1. Читаем (или прослушиваем) весь текст. Анализируем содержание.

В случае  необходимости  проводим  лексико-грамматическую  подготовку  (при среднем уровне подготовки она обязательна).

2. Самостоятельное деление учащимися текста на смысловые части, проверка (высокий уровень — взаимопроверка).

3. Составление плана учащимися, коллективный выбор лучшего варианта.

4. Поиск и подчеркивание опорных слов.

5. Орфографическая подготовка. Пересказ всего текста каждым учащимся.

6. Изложение всего текста с установкой на использование опорных слов.

Такая система занятий позволяет оказывать логопедическую помощь детям младшего школьного возраста с речевыми недостатками и сформировать у них базовые навыки связной письменной речи.

Обратите внимание! Высокоэффективная, высокоплотная, наносимая с помощью кисти эпоксидная смола с керамическим наполнителем. Использование эпоксидных смол  довольно эффективно. Она предназначена для герметизации и защиты новых или отремонтированных поверхностей от порообразования, точечной коррозии, эрозии и износа.