Нарушение зрения у дошкольников: социализация детей

09 Июл 2012, Автор: admin

О.В. Гончарова, учитель — дефектолог, МДОУ № 144 «Детский сад компенсирующего вида» (г. Кемерово)

АКТУАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТНОГО РЕСУРСА НЕЗРЯЧЕГО ДОШКОЛЬНИКА КАК ФАКТОР ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЕГО СОЦИАЛЬНОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ

Развитие демократических начал в России ознаменовалось глубокими социальными изменениями, которые отразились и на системе образования. Отмечается стремление к гуманизации образовательного процесса. На передний план выходят ценности свободы, ненасилия, терпимости, эмпатии, созидания человека без разрушения его здоровья. Среди участников педагогического процесса растёт осознание того факта, что без решения проблемы сохранения и развития здоровья вряд ли произойдет гуманистическое обновление российского образования. Модернизация дошкольного образования в современных условиях приоритетной выдвигает задачу по сохранению, укреплению, развитию здоровья.

Дошкольное учреждение посещают дети с тяжелыми формами нарушения зрения, из них 11% имеют IV группу здоровья, 42,7% имеют III группу здоровья и лишь 46,3% имеют II группу здоровья. Большой процент детей имеют в анамнезе пренатальную, натальную и постнатальную патологию Ц.Н.С. Поэтому необходим поиск новых подходов к оздоровлению детей, базой которых является многофакторный анализ внешних воздействий, которые учитывают мониторинг состояния здоровья каждого ребенка, сориентированы на особенности организма ребенка, индивидуализируют профилактические мероприятия, создают определенные условия развития ребенка. Результатом такого лечебно-педагогического воздействия является подготовка ребёнка к успешной социализации и интеграции в современном обществе и обеспечение его социального благополучия.

Умение человека приспособиться, адаптироваться к окружающей действительности обеспечивает его социальное благополучие. Для комфортного существования в социуме необходимо осознание своих возможностей и умений их использовать. Это особенно актуально для детей с глубоким поражением зрения.

Работу по социализации детей с патологией зрения начинаем осуществлять с первых дней пребывания в дошкольном образовательном учреждении. Дошкольные годы самые продуктивные для познания. Те навыки, которые ребенок освоит в детстве, остаются с ним на всю жизнь. После 7-ми лет человек уже никогда не развивается столь стремительно, как на этапе дошкольного детства. Активное познание окружающего мира — свойство, данное ребенке природой, присуще всем детям. Процесс познания окружающего мира происходит через взаимодействие ребенка с окружающим миром. Но процесс познания у ребенка с нарушением зрения имеет ряд особенностей.

Ребенок с нарушением зрения лишен возможности осуществлять движения и предметно-практические действия при участии и под контролем зрения, а следовательно, большой процент информации, которую человек получает через зрительный анализатор, недоступен ребенку. Нарушение зрения у дошкольников приводит к значительному ограничению чувственного познания. Ребенок вынужден в процессе познания и общения опираться на информацию, поступающую через сохранные анализаторы (осязание, слух, двигательно-тактильную, вкусовую, обонятельную и температурную чувствительность).

Помогает детям максимально приблизиться в своих возможностях к нормально видящим сверстникам во всех сферах деятельности специальным образом организованная, целенаправленная и систематическая коррекционно-педагогическая работа в теснейшей взаимосвязи с лечебно-восстановительными мероприятиями.

Для решения проблемы сохранения здоровья в процессе коррекционно-педагогической работы необходимо соответствие содержания и объема, предлагаемого материала индивидуальным возможностям и способностям ребёнка. Такой подход обеспечивает сохранение умственной и физической работоспособности, то есть способствует реализации целей обучения, развития и воспитания здоровой личности.

Вся коррекционно-педагогическая работа строится на основе ведущих дефектологических принципов — индивидуального и дифференцированного обучения и воспитания, которые наиболее адекватно соотносятся с особенностями развития ребёнка с нарушениями развития.

Учитывая особенности развития психических познавательных процессов у детей с нарушением зрения, занятия строятся с учётом динамики умственной работоспособности, что способствует повышению эффективности обучения и снижению умственного утомления.

Всегда следует помнить и учитывать состояние зрения, степень выраженности зрительного дефекта.

Для снижения позотонического и зрительного утомления используем метод динамических поз, предложенный В.Ф.Базарным. Обучение, проводимое в динамическом режиме, способствует более эффективному восприятию и запоминанию, тренировке зрения, повышению внимания и сосредоточенности.

Работа на коррекционных занятиях строится на основе учёта динамики развития ребенка и учета личностно значимых способов познания и переработки материала в сочетании лечебного и педагогического воздействия.

Большое значение для ребенка имеет создание положительного эмоционального настроя, развитие познавательных и творческих способностей. Воображение и мышление не должно быть сковано страхом перед неудачей или насмешкой.

Личностными ресурсами незрячего ребенка являются его сохранные анализаторы, позволяющие ему познавать окружающий мир, поверить в себя и свои силы к преодолению жизненных препятствий. Чтобы сформировать у незрячего ребенка представление о цвете, нужно начинать эту работу с раннего дошкольного возраста. Необходимо обращаться к ощущениям ребенка, отталкиваясь от конкретно чувственно воспринимаемых предметов и явлений. Соотнесение цвета с запахами, музыкой, тактильными ощущениями позволит сформировать у незрячего ребенка представления о цветовой гамме окружающего мира на основе ассоциаций, что имеет огромное значение для познавательной деятельности и полноценного психического развития.

Педагоги-практики, имеющие опыт коррекционной работы с незрячими детьми, отмечают, насколько тяжело ребенок может переживать свою непохожесть на других, недоступность для себя познания многих качеств окружающего мира. При этом ребенок 5-7 лет  уже постепенно начинает осознавать то, что он не такой, как все, а ребёнок 2-4 лет еще не понимает того, что с ним происходит и испытывает из-за этого чувство душевного дискомфорта. Ребенок обращается к взрослому с вопросами: «Что такое цвет? Зачем он нужен?» Важно постараться мягко объяснить ребенку, что он не может видеть цвет с помощью глаз, но может научиться понимать и представлять их себе, так как каждый цвет похож на что-то, что можно услышать, понюхать, потрогать.

Осязание играет ведущую роль в познании окружающего мира ребенком с глубоким поражением зрения, так как помогает ребенку получить конкретные представления о ближайшем пространстве и находящихся в нем предметах. Необходимые ребенку навыки самообслуживания возможно сформировать опираясь на помощь  осязания и двигательно-тактильной чувствительности. Подобная работа являектся основой для формирования у детей самостоятельности, которая позволит в дальнейшем обходиться без посторонней помощи, что необычайно важно не только с практической точки зрения, но и с точки зрения психологического комфорта.

Роль слухового восприятия в познавательной деятельности и повседневной жизни человека с глубоким нарушением зрения также велика. По интонациям голоса, по особенностям речевого общения незрячие совершенно точно определяют душевное состояние, понимают, какое у собеседника настроение. Вот почему так важно с раннего дошкольного возраста развивать сенсорную сферу ребенка, имеющего глубокую зрительную патологию, так как сохранные анализаторы и есть тот личностный ресурс ребенка, та основа, на которой строится не только все познавательное развитие, но и формируется полноценное психическое развитие.

Ребёнок получает возможность всестороннего проявления его личности не только в учебном процессе, но и обретает тот уровень социальной компетентности, при которой он сможет самостоятельно удовлетворять свои потребности, решать свои социальные проблемы, быть независимым в самообслуживании, адекватно оценивать себя и окружающих людей и равноправно взаимодействовать с ними. Это и есть социальное благополучие.

В целях профилактики нарушений зрения  полезна детям гимнастика для глаз. В следующей статье по данной теме Вы сможете познакомиться и скачать электронные физминутки для глаз, предназначенные для профилактики нарушений зрения у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста, вызванных интенсивными учебными нагрузками.