Психолого-педагогическое сопровождение детей после кохлеарной имплантации

06 Июл 2012, Автор: admin

Г.В. Иванова учитель-логопед, МДОУ № 49 «Детский сад компенсирующего вида» (г. Кемерово) аспирант АГАО им. В.М. Шукшина (г. Бийск)

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ РЕБЕНКА ПОСЛЕ КОХЛЕАРНОЙ ИМПЛАНТАЦИИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ДОШКОЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

Ежегодно увеличивается количество детей, перенесших операцию по кохлеарной имплантации. В настоящее время, кохлеарная имплантация является наиболее перспективным направлением реабилитации глухих детей. Она позволяет полноценно интегрировать глухого ребенка в среду слышащих [1]. К сожалению, все больше таких детей ежегодно поступает в дошкольные учреждения.

Участие сурдопедагогов научно-практического центра аудиологии и слухопротезирования (г. Москва), а также других центров, в реабилитации детей с кохлеарным имплантом носит консультативно-диагностический и наблюдательно-прослеживающий характер [2]. Поэтому перед педагогами, с которыми ребенок занимается по месту жительства, встает вопрос: как организовать психолого-педагогическое сопровождение детей после кохлеарной имплантации в образовательном процессе учреждения системы дошкольного образования?

Главная проблема, с которой сталкиваются педагоги — это отторжение имплантированного ребенка группой нормально развивающихся детей. Имея отставания в психо-эмоциональном и речевом развитии, ребенок с кохлеарным имплантом оказывается неспособным взаимодействовать с нормально развивающимися сверстниками на равных и в течение достаточно короткого отрезка времени становится «изгоем» в группе.

Проведение совместных занятий с нормально развивающимися детьми вызывает большие трудности у педагогов, так как слабослышащие дети отстают в психо­эмоциональном развитии от своих ровесников на 2-3 года (после проведения операции по кохлеарной имплантации дети продолжают таковыми оставаться и сохраняют статус ребенка-инвалида) и многие задания, предусмотренные программами воспитания и обучения детей в дошкольных учреждениях общеразвивающего типа, им недоступны.

Следует отметить и то, что при проведении занятия одновременно со слышащими и с имплантированными детьми непременно увеличивается длительность занятия, что отрицательно сказывается на здоровье детей.

Педагоги не имеют возможности получить помощь и информационную поддержку по вопросам взаимодействия с таким ребенком в своем учреждении, поскольку педагоги-психологи во многих дошкольных учреждениях отсутствуют.

Большинство педагогов не заинтересованы в построении индивидуального психолого-педагогического сопровождения ребёнка после кохлеарной имплантации, поскольку, работая в условиях повышенной сложности, они не получают за свой труд никакого вознаграждения (в виде сокращённого рабочего дня, дополнительного отпуска, повышенного должностного оклада за особые условия труда).

Обобщая вышесказанное, необходимо отметить, что несмотря на имеющиеся исследовательские работы (И.В. Королева, Э.В. Миронова, А.И. Сатаева, И.Д. Фролен-кова [3], Г.А. Таварткиладзе [4] и др.), посвященные реабилитации детей после кохлеарной имплантации, в целом в настоящее время национальная система общего образования не готова к оказанию качественного психолого-педагогического сопровождения детям после кохлеарной имплантации.

Во многих дошкольных учреждениях службы психолого-педагогического сопровождения функционируют лишь формально. А это, в свою очередь, приводит к тому, что педагоги со временем начинают воспринимать ребенка с кохлеарным имплантом как «лишнюю проблему».

На наш взгляд, для осуществления качественного психолого-педагогического сопровождения детей после кохлеарной имплантации в образовательном процессе дошкольного учреждения, необходимо как можно скорее законодательно определить статус имплантированного ребенка и статус детских садов и школ, принимающих ребенка, перенесшего кохлеарную имплантацию (предельная наполняемость групп и классов, дополнительная оплата труда педагогического персонала и т.д.).

ЛИТЕРАТУРА:

  1. Королева И.В. Слухоречевая реабилитация глухих детей с кохлеарными имплантами / И.В.
    Королева. — СПб. 2006. — 94 с.
  2. Миронва Э.В., Сатаева А.И., Фроленкова И.Д. Развитие речевого слуха у говорящих детей
  3. после кохлеарной имплантации / Э.В.Миронова, А.И. Сатаева, И.Д. Фроленкова // Дефектология. — 2005.
    -№1,-С. 57-64.
  4. Таврткиладзе Г.А., Белянев И.А., Фроленков Г.И. Показания к кохлеарной имплантации:
    методические рекомендации / Таврткиладзе Г.А., И.А. Белянев, Г.И. Фроленков. — М. 1995.