Дополнительная образовательная программа "Здоровый дошкольник — здоровое будущее"

23 Дек 2011, Автор: admin

СОДЕРЖАНИЕ

  • I. Пояснительная записка
  • 1.1. Направленность программы
  • 1.2. Актуальность
  • 1.3. Концептуальность
  • 1.4. Цель и задачи
  • 1.5. Отличительная особенность
  • 1.6. Отличительная особенность
  • 1.7. Результат
  • II. Тематический план содержания непосредственно образовательной деятельности
  • III.   Содержание дополнительной образовательной программы
  • IV. Контрольно-диагностический материал
  • V. Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы
  • VI. Список литературы

I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

1. Направленность программы. Содержание дополнительной образовательной программы реализуется в образовательных областях «Здоровье» и «Физическая культура», которые предусматривают физическое совершенствование ребенка, формирование здорового образа жизни.

2. Актуальность. Жизнь в XXI веке ставит перед нами много новых проблем, среди которых самой актуальной на сегодняшний день является проблема сохранения здоровья. Особенно остро эта проблема стоит в образовательной области, где всякая практическая работа, направленная на укрепление здоровья детей путем совершенствования службы здравоохранения, должна приносить ощутимые результаты.

Исследованиями отечественных и зарубежных ученых давно установлено, что здоровье человека лишь на 7-8% зависит от успехов здравоохранения и на 50% от образа жизни.

В уставе Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) говорится, что здоровье – это не только отсутствие болезней или физических дефектов, но и полное физическое, психическое и социальное благополучие. Оно является важнейшим показателем, отражающим биологические характеристики ребёнка, социально-экономическое состояние семьи, условия воспитания, образования детей, их жизни в семье, качество окружающей среды, степень развития медицинской помощи, служб охраны материнства и детства, в конечном счёте – отношение государства к проблемам здоровья.

Состояние здоровья детей в настоящее время вызывает особую озабоченность в государстве и обществе. По данным НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков Научного центра здоровья детей РАМН, за последнее время число здоровых дошкольников уменьшилось в 5 раз и составляет лишь около 10% от контингента детей, поступающих в школу.

Природа позаботилась о нашем ресурсе здоровья, наградив нас от рождения структурной и сенсорной информационными системами, обладающими способностью к саморегуляции и поддержанию жизни. Дальше всё зависит от того, как мы распорядимся природным даром, зависит от нашего образа жизни. К факторам, влияющим на здоровье детей являются условия окружающей среды и природно-климатические факторы, биологические и генетические обстоятельства, социально-экономические условия, гиподинамия, проблема детских стрессов, которые являются следствием дефицита положительных эмоций у ребенка и отрицательной психологической обстановки в семье.

Реформирование системы здравоохранения, свёртывание профилактической работы, низкая грамотность родителей не способствуют сохранению уровня здоровья детей. Учитывая важность этой проблемы, организовался поиск средств, сохраняющих здоровье детей, и повышающих уровень их культуры здоровья.

3. Концептуальность. В основу программы положена концепция содержания непрерывного дошкольного образования, предусматривающая охрану, укрепление здоровья и физическое развитие ребенка, развитие его общих способностей, произвольности, познавательной активности, коммуникативности и уверенности в себе, обеспечивающих его эмоциональное благополучие и успешное образование на следующем этапе развития.

Данная концепция базируется на следующих принципах:

Принцип развития предполагает ориентацию содержания образования на стимулирование и поддержку эмоционального, духовно-нравственного и интеллектуального развития и саморазвития ребенка, на создание условий для проявления самостоятельности, инициативности, творческих способностей ребенка в различных видах деятельности, а не только на накопление знаний и формирование навыков решения предметных задач. При этом сохраняется значимость усвоения детьми знаний, овладения умениями и навыками как средства для детского развития, а не самоцель дошкольного образования.

Принцип гуманитаризации содержания образования рассматривается как усиление гуманитарной направленности предметов естественнонаучного и математического циклов и влияния всех учебных предметов на эмоциональное и социально-личностное развитие ребенка; придание особого значения предметам гуманитарного и художественно-эстетического цикла, увеличение доли разнообразной творческой деятельности детей.

Принцип целостности образа мира требует отбора такого содержания образования, которое поможет ребенку удерживать и воссоздавать целостность картины мира, обеспечит осознание им разнообразных связей между его объектами и явлениями, и в то же время — сформированность умения увидеть с разных сторон один и тот же предмет.

Принцип культуросообразности понимается как «открытость» различных культур, создание условий для наиболее полного (с учетом возраста) ознакомления с достижениями и развитием культуры современного общества и формирование разнообразных познавательных интересов.

Принцип вариативности содержания образования предполагает возможность сосуществования различных подходов к отбору содержания и технологии обучения, по-разному осуществляющих реализацию целей образования с учетом развития современной науки, потребностей общества и региональных особенностей. Кроме этого вариативность обеспечивает дифференциацию образования, то есть возможности индивидуального развития каждого ребенка.

4. Цель и задачи программы

Цель программы: Формирование у дошкольников потребности в здоровом образе жизни.

Задачи:

— Развивать у дошкольников потребности самосовершенствования своих физических качеств, через физическую культуру;

— Воспитывать у детей навыки личной гигиены через режимные моменты;

— Сформировать представления в области здоровья и здорового образа жизни  в познавательно-исследовательской и игровой деятельности;

— Обеспечить эмоциональное благополучие каждого ребенка, развитие его  положительного самоощущения.

5. Отличительная особенность программы. Данная программа обеспечивает формирование культуры ЗОЖ через непосредственно образовательную деятельность, обеспечивающую включение детей в разные виды деятельности.

6. Условия реализации программы, с учетом возрастных и психологических особенностей детей. Программа разработана для детей старшего дошкольного возраста. Дети данной возрастной группы подвижны, эмоциональны, не умеют долго концентрировать внимание на одном объекте. Ведущей потребностью является игра. Наиболее привлекательными являются разнообразные и эмоциональные виды деятельности, создающие возможность для усвоения новых знаний.

Методики программы, разработанные с учетом данных особенностей, направлены на развитие интереса, умение слушать и слышать, делать выводы: это связь с повседневной жизнью, их знаниями, наглядность, достаточно быстрая смена видов деятельности.

7. Сроки реализации программы. Программа рассчитана на один год обучения.

8. Формы и режим непосредственно образовательной деятельности. Групповая, подгрупповая и индивидуальная работа. Периодичность непосредственно образовательной деятельности — один раз в неделю.

9. Ожидаемые результаты и способы их проверки. Физические, личностные, интеллектуальные.

Физические: по завершению программы у детей старшего дошкольного возраста сформируется компетентность в области здоровьесбережения:

Личностные: появятся представления о возможностях детского организма, знания правил ухода за телом; у детей будет формироваться осознанное отношение к своему здоровью, специфическим мероприятиям по оздоровлению, будет отмечаться положительная динамика в снижении заболеваемости детей; дети овладеют навыками самооздоровления.

Интеллектуальные: данные показатели результативности необходимо проследить в процессе наблюдения за различными видами деятельности детей, в качестве результата рассматривается не только сумма усвоенной детьми информации об укреплении здоровья, но и способность ребенка осуществлять здоровый стиль поведения.

10. Формы подведения итогов программы. Конкурсы детских работ (рисование видов спорта), мини-проекты, тематические недели, спортивные праздники, викторины.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Модуль 1. Я – человек
 СОДЕРЖАНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

Тема 1.1. Как устроено тело человека

Знакомство с понятием «анатомия», расширение знаний о частях тела человека. Развитие интереса к познанию собственного организма. Развитие мелкой моторики пальцев рук через обводку шаблона и работу с ножницами. Изготовление анатомического атласа.

Беседа о значении картины «Летний день в парке». Игра «Сколько?». Работа с плакатом «Тело человека». Чтение стихотворения «Две руки» А. Шлыгина.

Знакомство с понятием «анатомия». Изготовление анатомического атласа (индивидуально).

Зрительный ряд: Картина «Летний день в парке», плакат «Тело человека».

Литературный ряд: стихотворение «Две руки» А. Шлыгина.

Материалы и оборудование:  На каждого воспитанника: альбомный лист, карандаш, ножницы, шаблон тела человека.

Интеграция образовательных областей: здоровье, коммуникация, социализация, чтение художественной литературы, познание, художественное творчество.

Формы работы: групповая (совместная образовательная деятельность); индивидуальная (самостоятельная образовательная деятельность).

Тема 1.2 Глаза – мои помощники

Формирование представлений о том, что глаза являются одним из основных органов чувств человека. Знакомство со строением глаза. Формирование пониманию о том, что зрение необходимо беречь. Развитие и активизация словаря, памяти.

Вступительное слово. Игра «Какой». Работа с зеркалами. Беседа о строении глаза, значение бровей, ресниц и т.д. Рассматривание иллюстраций. Игра «Полезно-вредно». Правила бережного отношения к глазам.

Зрительный ряд: Четыре конверта с разрезными картинками, иллюстрации, рисунок глаза.

Материалы и оборудование: зеркала по количеству детей; предметы для игры и, ширма; рисунок глаза и гимнастика для глаз.

Интеграция образовательных областей: здоровье, коммуникация, социализация, познание, художественное творчество.

Формы работы: групповая (совместная образовательная деятельность); индивидуальная (самостоятельная образовательная деятельность).

Тема 1.3 Чтобы уши слышали.

Знакомство со строением уха и с основными правилами ухода за ушами; Расширение и активизация словаря детей по данной теме; Развитие памяти, слухового внимания, речевого слуха, остроты слуха.

Беседа о строении уха. Рассматривание иллюстраций. Игра «Угадай, чей голосок». Физминутка. Игра «Глухой телефон». Формулирование правил ухода за ушами.

Зрительный ряд: Нарисованный Незнайка; иллюстрации по уходу за ушами, плакат с картинками,  схема уха.

Музыкальный ряд: фонограмма песни.

Материалы и оборудование: предметы, игрушки, ширма, косынка для игр, магнитофон.

Интеграция образовательных областей: здоровье, коммуникация, социализация, физическая культура, познание, художественное творчество, музыка.

Формы работы: групповая (совместная образовательная деятельность); индивидуальная (самостоятельная образовательная деятельность).

Тема 1.4 Главная опора тела.

Формирование элементарных знаний об опорно-двигательном аппарате человека (скелете, мышцах). Раскрытие значения и важности знаний физкультурой, спортом для укрепления и развития скелета и мышц.

Отгадывание загадок. Беседа о скелете и мышцах человека. Рассматривание иллюстраций. Физминутка. Игра «Мои эмоции». Дорисовывание контура лица. Подведение итога о значимости спорта в развитии опорно-двигательном аппарате.

Зрительный ряд: плакат с изображение скелета и мышц человека, картины с эмоциональными состояниями.

Литературный ряд: загадки о строении человеческого тела.

Материалы и оборудование: карандаши, рисунки с овалом лица на каждого ребенка.

Интеграция образовательных областей: здоровье, коммуникация, социализация, познание, физическая культура, чтение художественной литературы, художественное творчество.

Формы работы: групповая (совместная образовательная деятельность); индивидуальная (самостоятельная образовательная деятельность).

Тема 1.5  Зачем человеку нос.

Формирование знания о носе, его назначении для человека. Расширение кругозора детей, их словарного запаса (ноздри, волоски). Формирования понимания значения бережного отношения  и правильного ухода за носом.

Отгадывание загадки. Беседа по теме. Рассматривание иллюстраций. Работа с зеркалами. Дыхательная гимнастика «Любимый носик». Дидактическая игра «Узнай по запаху». Подведение итогов (правильный уход за носом).

Зрительный ряд: цветные  таблички с изображением носа, ног, рук, уха, глаз,  девочка нюхает цветок

Литературный ряд: загадки о носе.

Материалы и оборудование: баночки с продуктами различных запахов, кукла; зеркала и разовые носовые платки  по количеству детей, «капли»для носа.

Интеграция образовательных областей: здоровье, коммуникация, социализация, познание, физическая культура, чтение художественной литературы.

Формы работы: групповая (совместная образовательная деятельность); индивидуальная (самостоятельная образовательная деятельность).

Тема 1.6 Внутренняя «кухня» человека.

Формирование первоначального представления о питании и пищеварительной системе. Развитие умения устанавливать взаимосвязь продуктов питания и пищеварительной системы. Формулирование правил правильного питания.

Сюрпризный момент. Беседа по теме. Рассматривание иллюстраций. Отгадывание загадок. Физминутка. Продуктивная деятельность (рисование полезных продуктов).

Зрительный ряд: этикетки от продуктов питания, плакат «Пищеварительная система».

Литературный ряд: загадки о пище.

Материалы и оборудование: Письмо от Незнайки, карточки  с загадками, альбомные листы, восковые мелки на каждого ребенка.

Интеграция образовательных областей: здоровье, коммуникация, социализация, познание, физическая культура, чтение художественной литературы, художественное творчество.

Формы работы: групповая (совместная образовательная деятельность); индивидуальная (самостоятельная образовательная деятельность).

Тема 1.7  Кожа, её строение и значение.

Формирование представления о коже и ее основных функциях. Воспитание желания узнавать о себе, стремление содержать свое тело в чистоте.

Отгадывание загадок. Беседа по теме. Рассматривание сюжетных картинок. Работа с лупами (рассматривание собственной кожи). Игра «Чем помогает кожа?». Составление правил «Что нельзя делать, чтобы не повредить кожу».

Зрительный ряд: сюжетные картинки,  плакат «Тело человека».

Литературный ряд: загадки о коже.

Материалы и оборудование: карточки с загадками, лупы на каждого ребенка, оборудование к игре.

Интеграция образовательных областей: здоровье, коммуникация, социализация, познание, чтение художественной литературы.

Формы работы: групповая (совместная образовательная деятельность); индивидуальная (самостоятельная образовательная деятельность).

Тема 1.8 Осанка – зеркало здоровья.

Знакомство с понятием «правильная осанка». Формулирование правил по соблюдению правильного положения позвоночника. Воспитание бережного отношения  к своему телу.

Беседа по теме. Рассматривание сюжетных картинок с неправильной осанкой. Физминутка. Дидактическая игра «Можно — нельзя». Подведение итогов.

Зрительный ряд: плакат «Тело человека», сюжетные картинки.

Музыкальный ряд: фонограмма песни.

Материалы и оборудование: оборудование к игре, магнитофон.

Интеграция образовательных областей: здоровье, коммуникация, социализация, познание, физическая культура.

Формы работы: групповая (совместная образовательная деятельность), подгрупповая.

Модуль 2. Я осваиваю гигиену

Тема 2.1. Что такое личная гигиена

Знакомство с понятие «личной гигиены». Закрепление основ правил личной гигиены. Расширение кругозора детей о предметах личной гигиены, чистоте и аккуратности.

Сюрпризный момент. Беседа по теме. Сценка про грязнулю. Физминутка. Отгадывание загадок (предметы личной гигиены). Игра «Советы Мойдодыра».

Зрительный ряд: карточки для индивидуальной работы, схемы для составления рассказа.

Литературный ряд: загадки о предметах личной гигиены.

Материалы и оборудование: посылка от Мойдодыра с предметами личной гигиены, конверт с письмом, кувшин с водой, тазик,

Интеграция образовательных областей: здоровье, коммуникация, социализация, познание, физическая культура, чтение художественной литературы.

Формы работы: групповая (совместная образовательная деятельность); индивидуальная (самостоятельная образовательная деятельность).

Тема 2.2 Чистота-залог здоровья.

Формирование сознательное стремление быть здоровыми. Совершенствование навыков пользования предметами личной гигиены.

Отгадывание загадок. Беседа по теме. Рассматривание схем. Динамическая пауза «Разминка». Решение проблемных ситуаций. Релаксационная игра «Шарики». Подведение итогов.

Зрительный  ряд: иллюстрации гигиенических предметов, полезных и вредных продуктов, зубов — веселого и грустного.

Литературный ряд: загадки о здоровье.

Музыкальный ряд: фонограмма песни.

Материалы и оборудование: Магнитная доска. воздушные шарики на каждого ребёнка, магнитофон.

Интеграция образовательных областей: здоровье, коммуникация, социализация, познание, физическая культура, чтение художественной литературы, музыка.

Формы работы: групповая (совместная образовательная деятельность); индивидуальная (самостоятельная образовательная деятельность).

Тема 2.3 В здоровом теле здоровый дух.

Знакомство с понятием «здоровый образ жизни». Формирование привычку ЗОЖ. Воспитание бережного отношения к здоровью.

Прослушивание музыкальной композиции «Если хочешь быть здоров». Беседа по теме. Чтение пословиц о здоровье. Физминутка. Продуктивная деятельность (рисование на тему: «Я за здоровый образ жизни!»).

Зрительный ряд: сюжетные иллюстрации.

Литературный ряд: пословицы о здоровье.

Музыкальный ряд: музыкальная композиция «Если хочешь быть здоров».

Материалы и оборудование: альбомные листы, кисти, гуашь на каждого ребенка, магнитофон.

Интеграция образовательных областей: здоровье, коммуникация, социализация, познание, физическая культура, чтение художественной литературы, музыка, художественное творчество.

Формы работы: групповая (совместная образовательная деятельность); индивидуальная (самостоятельная образовательная деятельность).

Тема 2.4 Опасность грязных рук.

Формирование понимания важности заботы о собственном здоровье. Развитие познавательного интереса, воображения, творческой деятельности ребенка. Формулирование правила «Как нужно мыть руки».

Беседа по теме. Рассматривание иллюстраций. Решение проблемных ситуаций. Физминутка. Чтение стихотворения. Подгрупповая разработка  правильного алгоритма мытья рук.

Зрительный ряд: иллюстрации, плакат «Моем руки».

Литературный ряд: стихотворение о чистоте

Материалы и оборудование: мыло, салфетки.

Интеграция образовательных областей: здоровье, коммуникация, социализация, познание, физическая культура, чтение художественной литературы.

Формы работы: групповая (совместная образовательная деятельность), подгрупповая.

Тема 2.5 Подружись с зубной щеткой

  Закрепление правил личной гигиены. Знакомство с понятием «здоровый зуб», «больной зуб», названия зубов («коренные», «резцы», «клыки»). Знакомство с методами ухода за зубами (чистка зубов, полоскание рта после еды, посещение стоматолога).

Сюрпризный момент. Беседа по теме. Рассматривание иллюстраций. Физминутка. Игра «Что полезно для зубов».

Зрительный ряд: иллюстрации, плакат «Полость рта».

Материалы и оборудование: зубные щётки, паста, разные щётки  (для одежды, половая, зубная), твёрдый белый шарик.

Интеграция образовательных областей: здоровье, коммуникация, социализация, познание, физическая культура.

Формы работы: групповая (совместная образовательная деятельность)

Модуль 3. Я учусь правильно организовывать свою жизнь

Тема 3.1 Солнце, воздух и вода – мои лучшие друзья

Формирование представлений о ценности окружающего мира в сохранении здоровья человека.

Беседа по теме. Чтение отрывка из произведения К. И. Чуковского «Мойдодыра». Физминутка. Советы доктора Воды. Анализ ситуаций.

Зрительный ряд: иллюстрации трех стихий, сюжетные картинки

Литературный ряд: К. И. Чуковский «Мойдодыр»

Материалы и оборудование: мяч.

Интеграция образовательных областей: здоровье, коммуникация, социализация, познание, физическая культура.

Формы работы: групповая (совместная образовательная деятельность), подгрупповая.

Тема 3.2 Режим дня.

Закрепление знания о гигиенических нормах и культуре поведения. Составление режима дня. Воспитание уважения к ценности времени.

Беседа по теме. Чтение рассказа о мальчике Алеше. Знакомство с понятие «режим дня». Беседа. Работа с пословицами. Работа в парах – составление режима дня. Чтение стихотворения С. Баруздина «Стихи о человеке и его часах».

Зрительный ряд: плакат «Режим дня».

Литературный ряд: стихотворение С. Баруздина «Стихи о человеке и его часах», рассказ о мальчике Алеше, пословицы о режиме дня.

Материалы и оборудование: листы бумаги, простые карандаши.

Интеграция образовательных областей: здоровье, коммуникация, познание, чтение художественной литературы.

Формы работы: групповая (совместная образовательная деятельность), подгрупповая.

Тема 3.3 Здоровое питание – здоровая жизнь.

 Закрепление знаний о строении и функцией пищеварительной систем. Закрепление знания детей о рациональном питании. Воспитание аккуратности, чистоплотности.

Беседа по теме. Рассматривание иллюстрации. Работа с таблицей «Строение пищеварительной системы». Физминутка. Работа по схеме «Гигиена питания». Дидактическая игра «Юный кулинар». Подведение итога: формулирование правил рационального питания.

Зрительный ряд: таблицы: «Строение пищеварительной системы», «Суточные нормы витаминов», опорные схемы «Гигиена ротовой полости», «Гигиена питания».

Музыкальный ряд: фонограмма песни

Материалы и оборудование: медицинский халат, оборудование к игре, магнитофон.

Интеграция образовательных областей: здоровье, коммуникация, познание, физическая культура, социализация, музыка.

Формы работы: групповая (совместная образовательная деятельность), подгрупповая.

Тема 3.4 Сон – лучшее лекарство.

Знакомство с понятием «хороший сон», с его пользой для здоровья человека. Воспитание интереса к здоровому образу жизни.

Дидактическая игра «Можно – нельзя». Беседа по теме. Чтение стихотворения С. Михалкова «Не спать». Физминутка. Дидактическая игра «Плохо — хорошо» (по гигиене сна).

Зрительный ряд: сюжетные картинки.

Литературный ряд: стихотворение С. Михалкова «Не спать»

Материалы и оборудование: оборудование к играм.

Интеграция образовательных областей: здоровье, коммуникация, познание, физическая культура, социализация, чтение художественной литературы.

Формы работы: групповая (совместная образовательная деятельность), подгрупповая.

Тема 3.5 Спорт – это здоровье.

Знакомство с различными видами спорта (футбол, волейбол, баскетбол, теннис, бокс, легкая атлетика). Обогащение словарь детей словами: тренер, стадион, спортсмен, боксерская груша. Воспитывать у детей увлечение спортивными играми, занятиями спортом.

Беседа по теме. Дидактическая игра «Мяч на поле». Отгадывание загадок. Физминутка. Дидактическая игра «Назови спортсмена». Продуктивная деятельность – аппликация «Медали».

Зрительный  ряд: Картинки с изображением разных видов спорта,

Литературный ряд: загадки о спорте.

Материалы и оборудование: боксерские перчатки и груша (детский набор), зеленые листы бумаги с разметкой футбольного поля, вырезанные из картона футбольные мячи, настоящие футбольный, баскетбольный, волейбольный мячи, простые карандаши, нарисованные волнистые и зигзагообразные линии, цветной картон, оборудование для аппликации.

Интеграция образовательных областей: здоровье, коммуникация, познание, физическая культура, социализация, чтение художественной литературы, художественное творчество.

Формы работы: групповая (совместная образовательная деятельность); индивидуальная (самостоятельная образовательная деятельность).

Тема 3.6 Полезные и вредные привычки

Углубить знания детей о полезных и вредных привычках. Воспитание отрицательного отношения к вредным привычкам, желание вести здоровый образ жизни.

Организационный момент. Беседа по теме. Чтение стихотворения «Про лисичек». Выступление детей с плакатами («Ковыряние в носу», «ковыряние в зубах», «Постоянное жевание жвачки», «Чистка ушей подручными предметами, Откусывание ногтей и заусенцев»). Дидактическая игра «Полезно — вредно». Физминутка. Дидактическая игра «Закончи предложение». Чтение «Вредных советов» Г. Остера.

Зрительный ряд: плакаты «Ковыряние в носу», «ковыряние в зубах», «Постоянное жевание жвачки», «Чистка ушей подручными предметами, Откусывание ногтей и заусенцев».

Литературный ряд: «Вредные советы» Г. Остера, стихотворение «Про лисичек».

Материалы и оборудование: слова на карточках; зеленые и красные карточки.

Интеграция образовательных областей: здоровье, коммуникация, познание, физическая культура, социализация, чтение художественной литературы.

Формы работы: групповая (совместная образовательная деятельность), индивидуальная (самостоятельная образовательная деятельность).

Тема 3.7 Настроение и здоровье

Активизация знания детей о взаимосвязи настроения и здоровья. Развитие умения понимать и объяснять свое эмоциональное состояние и эмоциональное состояние окружающих людей.

Организационный момент. Беседа по теме с элементами игры «Настроение и здоровье». Работа с датчиком настроения. Продуктивная деятельность – рисование. Релаксация под музыку и звуки природы.

Зрительный ряд: сюжетные картинки

Литературный ряд: книга И. И. Соковни-Семеновой «Основы здорового образа жизни и первая медицинская помощь»

Музыкальный ряд: музыка для релаксации

Материалы и оборудование: плоскостные куклы «Неболейка» (мальчик) и «Хворайка» (девочка), датчик настроения, листы А4, цветные карандаши, магнитофон.

Интеграция образовательных областей: здоровье, коммуникация, познание, социализация, музыка, художественное творчество.

Формы работы: групповая (совместная образовательная деятельность), индивидуальная (самостоятельная образовательная деятельность).

Модуль 4. Я учусь охранять свою жизнь и здоровье

Тема 4.1 Откуда берутся болезни.

Расширение представлений о микробах, бактериях, вирусах, о путях попадания их в организм, о пользе и вреде для человека. Воспитание осознанного отношения к своему здоровью, заботу о нем.

Рассказ воспитателя. Беседа по теме (связь со сменой времен года). Чтение рассказа Г. Зайцева «Уроки Айболита». Обсуждение с детьми правил поведения во время болезни.

Зрительный ряд: иллюстрации с альбома «Времена года», сюжетные картинки.

Литературный ряд: Г. Зайцев. «Уроки Айболита».

Материалы и оборудование: градусник, марлевая повязка, белый халат.

Интеграция образовательных областей: здоровье, коммуникация, познание, чтение художественной литературы, безопасность.

Формы работы: групповая (совместная образовательная деятельность).

Тема 4.2 В гостях у Айболита (лекарственные растения)

Формирование представлений у детей о лекарственных растениях, их значимости в жизни и здоровье человека. Закрепление ранее полученных знаний о растениях, диких животных.

Организационный момент. Отгадывание загадок. Конкурс «Кого лечил Айболит в Африке?». Беседа по теме. Чтение стихотворения Лукши «Зеленая больница». Отгадывание загадок. Дидактическая игра «Вылечи животное».

Зрительный ряд: картинка с изображением Айболита, карточки с изображением различных животных, лекарственных растений (подорожника, крапивы, ромашки и др.), картинки с изображением деревьев, комплекты картинок с изображением грибов и ягод.

Литературный ряд: стихотворение Лукши «Зеленая больница».

Материалы и оборудование: шишки, карточки.

Интеграция образовательных областей: здоровье, коммуникация, познание, чтение художественной литературы, социализация.

Формы работы: групповая (совместная образовательная деятельность); индивидуальная (самостоятельная образовательная деятельность).

Тема 4.3 Витамины и здоровый организм.

Закрепление знаний детей о правильном питании, что еда должна быть не только вкусной, но и полезной. Уточнение понятия «Витамины». Рассказ о пользе витаминов, их значении для жизни, взаимосвязи здоровья и питания.

Организационный момент. Беседа по теме. Дидактическая игра «Назови любимую еду» (какие полезные продукты в ней есть). Продолжение беседы о витаминах. Чтение стихотворений о витаминах. Физминутка. Пословицы и поговорки о здоровье. Дидактическая игра «Приготовь блюдо».

Зрительный ряд: плакаты, пропагандирующие ЗОЖ, иллюстрации о овощах.

Литературный ряд: пословицы и поговорки о здоровье, стихотворения о витаминах.

Музыкальный ряд: спокойная мелодия.

Материалы и оборудование: фартуки, шапочки, овощи, кастрюли.

Интеграция образовательных областей: здоровье, коммуникация, познание, чтение художественной литературы, социализация, музыка, физическая культура.

Формы работы: групповая (совместная образовательная деятельность); подгрупповая, индивидуальная (самостоятельная образовательная деятельность).

Тема 4.4 Закаливание.

Формирование представлений детей о ценности закаливания и необходимости бережного отношения к здоровью, действия природных факторов оздоровления.

Беседа по теме. «Если хочешь быть здоров –  закаляйся!» Правила закаливания. Оздоровительная минутка. Дидактическая игра «Выбери слова». Подвижная игра «Попади мячом в цель». Прослушивание песни В.  Лебедева-Кумача «Закаляйся!».

Зрительный  ряд: сюжетные картинки о закаливании.

Музыкальный ряд: В.  Лебедев-Кумач «Закаляйся!»

Материалы и оборудование: два мяча, кегли, два обруча, магнитофон.

Интеграция образовательных областей: здоровье, коммуникация, познание, социализация, музыка, физическая культура.

Формы работы: групповая (совместная образовательная деятельность); подгрупповая.

Тема 4.5 Сохрани свое здоровье сам.

Закрепление умений детей самостоятельно следить за своим здоровьем, знаний о несложных приемов самооздоровления, умений оказывать себе элементарную помощь.

Беседа по теме. Дидактическая игра «Чудесный мешочек». Отгадывание загадок. Чтение отрывка из сказки К. И. Чуковского «Мойдодыр». Физминутка. Дидактическая игра «Полезно – вредно».

Зрительный ряд: плакаты о здоровье

Литературный ряд: К. И. Чуковский «Мойдодыр».

Материалы и оборудование: мешочек с предметами личной гигиены (зубная щетка, зубная паста, мыло, полотенце, салфетки, расческа)

Интеграция образовательных областей: здоровье, коммуникация, познание, социализация, физическая культура, чтение художественной литературы.

Формы работы: групповая (совместная образовательная деятельность); индивидуальная (самостоятельная образовательная деятельность).

Тема 4.6  Если хочешь быть здоров.

Формирование у детей позиции признания ценности здоровья, чувства ответственности за сохранение и укрепление своего здоровья, а так же культуры сохранения и совершенствования собственного здоровья.

Сюрпризный момент (появление «Гигиены»). Беседа по теме. Игра-имитация «Мы спортсмены». Отгадывание загадок.  Дидактическая игра «Кому что нужно?». Продуктивная деятельность (индивидуальная зарисовка схем здоровья).

Зрительный ряд: картинки с изображением спортсменов и спортивных сооружений, картинки с изображением средств гигиены.

Литературный ряд: загадки о здоровье.

Материалы и оборудование: мяч, листы бумаги для зарисовки схем, простые карандаши.

Интеграция образовательных областей: здоровье, коммуникация, познание, социализация, физическая культура, художественное творчество.

Формы работы: групповая (совместная образовательная деятельность); индивидуальная (самостоятельная образовательная деятельность).

Тема 4.7 Где прячется здоровье?

Формирование у детей сознательной установки на здоровый образ жизни. Закрепление знания детей о влиянии на здоровье двигательной активности, закаливания, питания, свежего воздуха, настроения. Воспитание у детей желания быть здоровыми, внимательно относиться к себе.

Коммуникативная игра «Здравствуй». Беседа по теме. Игра «Льдинка – Путешественница». Физминутка. Дидактическая игра «Садовники здоровья». Чтение стихотворений о здоровье. Дидактическая игра «Вредно – полезно».

Зрительный ряд: модель солнца, набор иллюстраций – «Продукты питания», макет дерева.

Литературный ряд: стихотворения о здоровье.

Музыкальный ряд: фонограмма песни.

Материалы и оборудование: мяч, блюдца (по 2 на ребёнка), рукавички-муфты, повязки для глаз, стаканы с фруктовыми и овощными соками, магнитофон.

Интеграция образовательных областей: здоровье, коммуникация, познание, социализация, физическая культура, художественное творчество, музыка.

Формы работы: групповая (совместная образовательная деятельность); подгрупповая.

КОНТРОЛЬНО-ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ

При мониторинге интегративных качеств детей старшего дошкольного возраста, включенных в дополнительную образовательную программу по формированию культуры ЗОЖ, можно использовать метод наблюдение, беседа, игровые упражнения, художественные произведения, дидактические игры.


1 балл — ребенок не имеет представлений по указанному критерию;Критерии оценки интегративных качеств:

2 балла — ребенок имеет отрывочное, без системное представление по указанному критерию:

3 балла — ребенок имеет частично усвоенные, неточные, неполные представления по указанному критерию;

4 балла — ребенок имеет усвоенные с незначительными неточностями представления по указанному критерию;

5 баллов — ребенок имеет полностью усвоенные представления по указанному критерию.

Для выделения содержания мониторинга необходимо соотнести результаты, на достижение которых направлена используемая в дошкольном учреждении дополнительная программа, с теми качествами, которые определены в федеральных государственных требованиях как планируемые результаты освоения Программы.

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

Наименование технологии, пособия Автор Примечание
1 «Здравствуй». Программа М.Лазарев Режимные моменты
2  Воспитание здорового ребенка Маханева М. Д. Игровые моменты
2  Беседы о здоровье Шарыгина Т. А. Беседы

Глоссарий.

Анатомия — наука, изучающая форму и строение тела человека и животных, а также составляющих его органов с их функцией и
развитием

Заболевание — факт возникновения болезни у отдельного человека.

Витаминыжизненно важные пищевые вещества органического происхождения, необходимые для питания человека и животных и имеющие огромное значение для нормального обмена веществ и жизнедеятельности организма.

Гигиена система действий, мероприятий, направленных на поддержание чистоты, здоровья человека.

Закаливание – это повышение устойчивости организма человека к неблагоприятным условиям окружающей среды.

Здоровье — состояние любого живого организма, при котором он в целом и все его органы способны полностью выполнять свои функции; отсутствие недуга, болезни.

Лекарственные растения – это растения, полезные свойства которых используется для поддержания здоровья.

Микробы – это такие живые организмы, которые слишком малы, которые попадая в организм, вызывают различные заболевания.

Организм живое тело, живое существо (растение, животное, человек).

Осанка — это привычная поза (вертикальная поза, вертикальное положение тела человека) в покое и при движении.

Питание потребление питательных веществ и их дальнейшее усвоение в организме.

Привычка — это поведение, которое было выработано в результате жизненного опыта и теперь выполняется почти автоматически.

Режим дня – это организация и наиболее целесообразное распределение по времени сна, питания, труда, отдыха, личной гигиены и т. д. Режим воспитывает организованность, целенаправленность действий, приучает к самодисциплине.

Сон — физиологическое явление, при котором организм погружается в бессознательное состояние.

Методические рекомендации

Для достижения цели данной программы необходимо спланировать и скоординировать работу всех участников педагогического процесса, также включить в программу проект по взаимодействию семьи и дошкольного учреждения по формированию и приобщению детей к культуре ЗОЖ.

В данном качестве можно использовать различные мини-проекты, тематические недели, спортивные праздники, викторины, творческие конкурсы:

— Конкурс рисунков «Здоровье в порядке – спасибо зарядке!», «Мы здоровыми растем», «Физкульт-ура!»;

— Конкурс поделок «Золотые руки не знают скуки»;

— Конкурс фотоколлажей «Выходной день в нашей семье», «Семейные праздники», «Традиции семьи»;

— Конкурс стихов на заданные рифмы «От простой воды и мыла у микробов тают силы», «Я здоровье сберегу – сам себе я помогу!»;

— Конкурс сказок «О значимости здорового образа жизни», «В здоровом теле здоровый дух»;

— Спортивные праздники «Малые Олимпийские игры», «Папа, мама, я – спортивная семья!» и другое.

УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

Для решения поставленных программой задач необходимо ресурсное обеспечение:

Кадровый ресурс предусматривает укомплектованность дошкольного учреждения, реализующего дополнительную образовательную программу квалифицированными кадрами — педагогическими, руководящими и иными.

При этом педагогические работники должны обладать основными компетенциями в организации мероприятий, направленных на укрепление здоровья воспитанников и их физическое развитие; организации различных видов деятельности и общения воспитанников; организации образовательной деятельности по реализации дополнительной программы; осуществлении взаимодействия с родителями (законными представителями) воспитанников и работниками образовательного учреждения; методическом обеспечении воспитательно-образовательного процесса, владении информационно-коммуникационными технологиями и умением применять их в воспитательно-образовательном процессе.

Материально-технический ресурс включает в себя требования охраны жизни и здоровья воспитанников включает:

— соответствие состояния и содержания территории, здания и помещений дошкольного учреждения санитарным и гигиеническим нормам, нормам пожарной и электробезопасности, требованиям охраны труда воспитанников;

— оснащенность физкультурного зала необходимым игровым и спортивным оборудованием и инвентарем;

— наличие в помещениях, в которых осуществляется непосредственно образовательная деятельность в процессе организации различных видов детской деятельности (игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения), здоровьесберегающего оборудования (зрительные тренажеры, приборы, улучшающие качество окружающей среды, аэроклиматические установки, оборудование, позволяющие удовлетворить потребность воспитанников в движении), используемого в профилактических целях.

Информационный ресурс предусматривает наличие технических средств обучения в сфере дошкольного образования, включающие в себя общие требования безопасности, потенциал наглядного сопровождения воспитательно-образовательного процесса, возможность использования современных информационно-коммуникационных технологий в воспитательно-образовательном процессе.

В качестве ориентиров для подбора игр, игрушек, дидактического материала, издательской продукции (далее — игрушки и оборудование) выступают общие закономерности развития ребенка на каждом возрастном этапе.

Подбор оборудования осуществляется для тех видов деятельности ребенка, которые в наибольшей степени способствуют решению развивающих задач на уровне дошкольного образования (игровая, продуктивная, познавательно-исследовательская, коммуникативная, трудовая, музыкально-художественная деятельности, восприятие художественной литературы), а также с целью активизации двигательной активности ребенка.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Основная литература

1. Приказ Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 23 ноября 2009 г. № 655 «Об утверждении и введении в действие федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования.

2. Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования. Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 21 октября 2010 г. № 03-248 «О разработке основной общеобразовательной программы дошкольного образования»

3. Методические рекомендации о разработке основной общеобразовательной программы дошкольного образования.

4. Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 4 августа 2000 г. № 236/23-16 «Об организации контроля за деятельностью дошкольных образовательных учреждений»

5. Постановление Правительства Российской Федерации от 12 сентября 2008 г. № 666 г. Москва «Об утверждении Типового положения о дошкольном образовательном учреждении»

6. Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении — М: УЦ Перспектива,2012

7. Программа воспитания и обучения в детском саду / под ред. М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой. — М.: Школьная пресса, 2012.

8. Бабенко, Е.А. Игры, которые лечат / Е.А. Бабенко, О.Н. Федоровская. — М.: Сфера, 2010.

9. Гаврючина Л.В. Здоровьесберегающие технологии в ДОУ / Л.В. Гаврючина. — М.: ТЦ Сфера, 2010.

10. Шарыгина Т.А. Беседы о здоровье / Т.А. Шарыгина. — М.: Сфера. 2010.

Дополнительная литература

1. Богина Т.Л., Охрана здоровья детей в дошкольных учреждениях / Т.Л. Богина. — М.: Мозаика-Синтез, 2006.

2. Кочеткова Л.Н. Оздоровдение детей в условиях детского сада/ Л.Н. Кочеткова — М.: Москва,2007.

3. Кулик Г.Н. Школа здорового человека: программа для ДОУ/ Г.Н. Кулик. – М.: ТЦ Сфера, 2008.

4. Лазарев М.Л. Программа «Здравствуй»/ М.Л. Лазарев. — М.: Академия здоровья, 2007.

5. Маханева М.Д. Воспитание здорового ребенка/ М.Д. Маханева. — М.: Аркти, 2008.

6. Новикова И.М. Формирование представлений о здоровом образе жизни дошкольников / И.М. Новикова. — М.: Мозаика-Синтез, 2009.

7. Шарыгина Т.А. Беседы о здоровье / Т.А Шарыгина. — М.: Сфера. 2010.

Разработано и представлено слушателями курсов повышения квалификации ИПК и ППРО ОГПУ