Правильная организация дня рождения ребенка как способ обеспечения психологического комфорта

12 Сен 2012, Автор: admin

Сегодня мы расскажем, как обсуждали тему организации дня рождения ребенка в детском саду №2317 г. Москвы в рамках проведения образова­тельно-игровой программы «Курсы языка детской игры для взрослых».

Всем, кто приходил на встречу, пред­лагалось положить фант из предметов личного пользования в шапку с глубоким дном для участия в сюрпризах.

 1. Невербальное упражнение «шутливая двигательная разминка». За­дание — выразить движениями смысл фра­зы «День рождения в семье». Один выпол­няет движения, остальные их повторяют, сопровождая «телесный язык» определён­ной экспрессией. Таким образом, упражне­ние доказывает, что телом не хуже, чем го­ловой, можно понятно и точно сообщить о своём отношении к чему-либо.

2. Упражнение с мячом по принципу «закончи предложение». Дополняя друг  друга,   родители   высказываются о том, какой опыт получает ребёнок, гото­вя поздравление имениннику, и какой опыт получает для себя каждый член семьи в роли именинника, в том числе ребёнок. Приведём примеры ответов родите­лей: «член семьи получает подтверждение того, как к нему относятся родные и близ­кие»; «имеет возможность услышать от родных приятные слова любви и при­знательности»; «убеждается в своей значи­мости для других»; «именинник получает слова похвалы, одобрения, благодарнос­ти, которые одинаково нужны детям и взрослым», «все заряжаются ощущения­ми близости, теплоты, заботы»; «именин­ник получает возможность почувствовать свою силу, что он сегодня главный в се­мье»; «ребёнок учится выбирать подарки для других, а не только для себя»; «он уз­наёт об увлечениях и интересах своих род­ных и близких»; «получает опыт заботы о родных»; «учится выражать свои чувства имениннику»; «это повод всем поупраж­няться в гостеприимстве»; «это возможность вместе посидеть и вкусно поесть за пра­здничным столом».

Наблюдения специ­алистов показывают, что люди, ставшие взрослыми, больше страдают от того, что их недохвалили в детстве, чем перехвалили. По­этому похвала так важ­на, тем более в день рождения именинника.

3. Упражнение «Давайте хва­литься!» Участники встречи по кругу гово­рят другим и самим себе слова одобрения и похвалы: «Я себя хвалю за…, а тебя хвалю за». Обычно человек хвалит себя за то, в чём не получает достаточного одобрения от окружающих: близких, коллег, друзей.

4. Предлагается послушать DVDзапись интервью с детьми 5-б лет на 2-3 минуты: «Какого бы внимания тебе хотелось от родителей в день своего рождения, чтобы ощутить их любовь и внимание?»

5. Обсуждение дискуссионного вопроса: «Что запомнилось из собст­венного детства о праздновании дней рождения в семье?» Подчас кажется, что в позитивной теме могут звучать только приятные воспоминания, однако в ней есть место не только радостным воспоми­наниям, но и грустным.

Если участники встречи будут заметно акцентировать внимание на теме дарения подарков, целесообразно далее посвятить этому часть времени.

6. Предложить дискуссионный вопрос: «Ваше отношение к утвержде­нию о том, что подарок на день рожде­ния — это способ признания права ребён­ка хотеть и иметь собственные желания?» В ходе дискуссии попросить взрослых оценить следующие родительские фразы: «хорошие мальчики (девочки) ничего не просят», «мало ли что ты хочешь в подарок», «реши, что ты выберешь: то или это», «мне нравится, что у тебя есть своё мнение, но сейчас решать буду я», «что ты скажешь, если мы подарим тебе это», «я лучше знаю, что тебе подарить». Важ­ный жизненный навык человека — на­учиться в дошкольные годы быть в контак­те со своими потребностями, уметь предъявить своё желание, а подарок -одно из средств дать ребёнку опыт одоб­рения, поощрения и признания.

7. Предложить родителям игры без ш особых затрат времени.

1).   Вместе с ребёнком сделайте каждо­му гостю приглашение. Для ребёнка — это полезный  опыт проявления  внимания к близким людям, выражения чувства благодарности. Для гостей — приятный момент, располагающий к контакту (пока­зать варианты детских приглашений).

2).   Для создания в доме праздничного настроения вместе с ребёнком выложите на холодильнике из букв с магнитами имя именинника, дату его рождения и слова поздравления.

3). По-настоящему запоминающимися и радостными становятся дни рождения для всех, если использовать весёлые игры и шутливые розыгрыши. Язык игры самый привлекательный для дошкольника спо­соб усвоить,  как его любят родители и близкие люди, научиться общительнос­ти,  гостеприимству, способности быть благодарным.

8. В завершении встречи устраивается просмотр семейных фотоаль­бомов, фрагментов домашних видео о проведении дней рождения с коммен­тариями авторов.

Цель проведения данного игрового практикума: обогатить навыки игровой изобретательности взрослых в праздно­вании дней рождения в семье. В ходе консультации-практикума воспитатели формулируют текст приглашения на этот игровой тренинг. В нём указывается дата и время встречи, подчёркивается, что за­нятие позволит окунуться в атмосферу «семейного ритуала», периодически по­вторяющегося в жизни каждой семьи -это чествование в семье именинников. Обещаем вам, что в этой типичности се­мейной жизни мы сможем увидеть связь с важнейшими потребностями ребёнка в одобрении и принадлежности. А игра хорошая помощница в этом! Вас также ожидает несколько музыкальных сюр­призов, использование которых непре­менно развлечёт собравшихся гостей. Ваша активность не позволит вам зря по­тратить время!

На консультации-практикуме мы предложили воспитателям продумать со­веты для родителей застенчивых, робких детей. Так, было предложено придумать костюм с маской. Застенчивый ребёнок будет чувствовать себя более защищен­ным в выбранной им маске: «Я вас вижу, а вы меня нет». И, возможно, необходимость в привычных за­щитных реакциях ос­лабнет.

В подготовке вос­питателей к проведе­нию игрового практи­кума мы считали не­обходимым сделать акценты на важных смыслах, которые привносятся в семью с традицией проведе­ния дней рождения и которые ребёнок не­вольно усваивает как своеобразную «фор­мулу родительской любви». Например, с воспитателями была обсуждена следу­ющая проблемная ситуация:

— Одна пожилая женщина рассказы­вала, как ярко и шумно праздновалось в ресторане десятилетие её правнука. Она искренне удивлялась размаху семейного торжества, устроенного своей внучкой для сынишки. «Мы жили скромнее, так не делали, экономили на всём. Иногда да­же забывали, что у кого-то из сыновей День рождения». Два сына этой женщины давно имеют собственные семьи. Внук од­ного из них и был тем десятилетним юби­ляром. Младший сын этой женщины стра­дает алкогольной зависимостью, а стар­ший вполне социально успешен. Но он по жизни «не помнит» ничьих дат рожде­ния! Почему? Может, оттого, что в его дет­ском опыте они не запомнились праздни­ками, а оставались лишь незаметными буднями? К данному практикуму были подготовлены тематические буклеты для родителей, например: «Почему ребё­нок просит очень дорогой подарок на День рождения?», «Если ваш именин­ник пока робок и застенчив?», «Способы дарения подаркйв на День рождения», в индивидуальных консультациях обсуждались вопросы организации дня рождения ребенка, совместно подбиралась игры ко дню рождения малышей.

По материалам журнала «Игра и дети» (№8/2009)