Проектирование и содержание образовательной деятельности по музыкально-патриотическому воспитанию дошкольников

16 Сен 2012, Автор: admin

Сегодня мы делимся опытом формирования вариативной программы по музыкально-патриотическому воспитанию дошкольников. Предлагаем Вашему вниманию раздел «Проектирование и содержание образовательной деятельности по программе музыкально-патриотического воспитания дошкольников», разработанный Ивановой Юлией Вячеславовной, музыкальным руководителем МБДОУ “Центр развития ребенка детский сад № 199” г. Оренбурга.

Программа музыкально-патриотического воспитания старших дошкольников в ДОУ предусматривает распределение работы по патриотическому воспитанию по трем блокам:

1 блок- «Моя семья, уроки доброты»;

2 блок- «Родной город»;

3 блок- «Родная страна».

1 блок — «Моя семья, уроки доброты».

Значение семьи в государственной политике России можно определить по последним строчкам завещания императора Александра III своему сыну Николаю «Укрепляй семью, потому что она основа всякого государства». Чувство Родины начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям — к матери, к отцу, бабушке, дедушке. Семейное изучение своей родословной поможет детям начать осмысление важных моментов:

— корни каждого — в истории и традициях семьи;

— семья — ячейка общества, хранительница национальных традиций;

— счастье семьи — счастье и благополучие народа.

К сожалению известны случаи, когда преданность своему дому уживается с безразличием к судьбе страны. Вот почему так важно, чтобы дети как можно раньше увидели «гражданское лицо» своей семьи.

Данный блок реализуется в период с 12 сентября по 9 октября. Смотри таблицу 1.

2 блок —  «Родной город» раскрывается несколькими группами:

«Наш любимый детский сад» (7 ноября – 20 ноября);

«Вместе с семьей по дорогам города» (21 ноября – 4 декабря);

«Я – Оренбуржец!» (6 февраля – 26 февраля)

Знакомство начинается с детским садом, с улицей, по которой идешь в детский сад, городом. Важно показать ребенку, что родной город славен своей историей, традициями, памятниками, лучшими людьми. Город- частица Родины. Зарождаясь из любви к своей «малой Родине», патриотические чувства, пройдя целый ряд этапов на пути к своей зрелости, поднимаются до осознанной любви к своему Отечеству. Смотри таблицу 2.

_______________________________________________________________________

Сайт для родителей «Малютка» поможет найти ответы на многие вопросы, касающиеся ухода, воспитания и здоровья малышей. Например, что такое физиологическая желтуха у новорожденных, надо ли лечить и как, опасно ли это состояние для маленького человечка. Ищите ответы на сайте «Малютка».

_______________________________________________________________________

3 блок — «Родная страна» раскрывается группами:

«Звездный калейдоскоп» (2 апреля – 15 апреля);

«Я гражданин России» (30 апреля – 13 мая)

Знакомство со столицей России, с символикой государства. Воспитание любви к своему отечеству должно сочетаться с формированием доброжелательного отношения к другим народам, соблюдением традиций.

Знакомство детей с государственной символикой начинаем с истории зарождения гимна. В начале  работы формируем у детей представление  о музыкальных жанрах: танец, марш, песня и выделяем гимн, как отдельное направление в музыке. Прославляющие песнопения создавались для исполнения хором, в праздничной обстановке, в присутствии большого собрания слушателей. Люди уже оценивали гимн как неповторимое авторское музыкальное произведение. У европейских народов в позднее Средневековье (XVI – XVII века) начало складываться патриотическое  самосознание. Особое значение приобретали гимны, которые возникали в борьбе за независимость, в эпохи войн и революций. К XIX веку гимн становится одним из обязательных символов каждого независимого государства. В это время были созданы большинство символов европейских государств.

Первой страной, где был учрежден государственный гимн, была Голландия. В 1568 году была написана нидерландская революционная песня « Вильгельмус  ван Нассауве». Она посвящена Вильгельму Оранскому, возглавившему в середине XVI века борьбу Нидерландов за освобождение от королевского испанского владычества.

Одним  из старейших национальных гимнов является английский «Боже, храни короля!», автор Генри Кэри (1690 – 1743).Он звучал в XIX столетии в качестве гимна во многих государствах Европы. Сильная, стройная и красивая мелодия этого гимна напоминает церковное песнопение. Гимн Франции появился в конце  XVIII века ( Клод Жозеф Руже де Лиль), во время событий Французской буржуазной революции 1789 – 1799 годов. Песню стали называть «Марсельеза». Слова и музыка песни звали к защите страны. В гимнах звучала гордость за державу. В одних гимнах воспевалась любовь к родной стране, в других слышался призыв защищать Отчизну, в третьих граждан призывали к сплочению и борьбе. В основе гимна могла быть и лирическая песня, и мелодия, близкая к молитвенной, и марш.

Далее знакомим детей  с рождением Российского гимна. Это относится к концу XVII века, когда в России большое распространение получили многоголосовые  канты ( от лат.cantus – пение, песня). Первоначально тексты кантов были религиозными, но постепенно их тематика расширилась. Появились и торжественные приветственные канты, исполнявшиеся по случаю различных официальных праздников и придворных торжеств. Со времени Петра I в честь военных побед на суше и на море, а также и в честь торжеств создавались «виватные   канты » (виват – лат.vivat – пусть живет; да здравствует!). Один из них так и начинался: «Виват, Россия, именем преславна!». Канты являлись разновидностью гимна.

Особое значение получила военная музыка. Марш (фр. Marche – ходьба, шествие, поход) – основной жанр военной музыки. Он отличается четким ритмом и обеспечивает слаженное движение полка. Марши воодушевляли войско, сплачивали воинов перед лицом врага, придавали бодрости солдатам. Марши исполнялись  на парадах и торжественных церемониях. Одним из красивейших маршем, является марш Преображенского полка. Его музыка создавала  у слушателей праздничное, приподнятое настроение; она сохраняла темп энергичного шага. Преображенский марш выполнял в каком-то отношении функции гимна. Сейчас мелодию марша Преображенского полка можно услышать в исполнении военных оркестров. Он остался главным военным маршем России.

На последнем этапе, знакомим с историей современного гимна. Отмечаем, что, примечательное в новом Государственном гимне России – слова о Господе как о защитнике державы и упоминание о предках, мудрость которых может наследовать каждый россиянин. Таким образом, знакомство с гимном идет в три этапа:

— первый этап – « Первые национальные гимны»,

— второй этап – «Виват, Россия!»,

— третий – « Славься, Отечество!».

В ходе работы воспитываем эмоционально – чувственное отношение к музыке, уважение и гордость за гимн своей страны и края. Показываем важность гимна как символа государства. Во время торжественного исполнения гимна его слушают стоя. В этот, момент люди поворачиваются в сторону Государственного флага, мужчины снимают головные уборы.

Знакомя детей  с гимнами, мы должны показать всю силу, мощь музыкального произведения в сплочении народа. Ведь в звучании гимна всегда присутствует особая интонация: призыв, плач, вопрос. Это понятные, знакомые человеку эмоции, «интернациональные» сигналы. Гимн пробуждает гордость за Отечество, воодушевляя россиян примерами побед и героизма их доблестных соотечественников. На протяжении истории создавались и уходили в прошлое гимны государств. Их история была самым тесным образом связана с историей страны. Смотри таблицу 3.