Стратегия модернизации общего образования России

12 Ноя 2016, Автор: admin

Сегодня необходимо обратиться к такому явлению как модернизация общего образования, в условиях которого, на сегодняшний день, функционирует система образования Российской Федерации.

Многие современные исследователи обращают внимание на необходимость полной модернизации в системе школьного образования в России, так как в ней назрела серьезная необходимость. Последние 20 лет жизнедеятельности нашей страны характеризуются значительными изменениями. Россия начала открыто взаимодействовать с миром, общество стало свободным и демократичным, государство приобрело статус правового, строящего рыночную экономику. Эти изменения привели к пониманию значимости человека как основного ресурса для построения эффективно развивающегося государства, поставили человека на первое место и сформировали для него соответствующую меру свободы и ответственности. Эти основополагающие процессы происходят на мировом уровне и знаменуют переход к информационному обществу. Данные тенденции можно назвать принципиально новыми для российского общества, однако они пока незначительно повлияли на обновление содержания школьного образования, хотя и являются фундаментом его модернизации.

Стратегия Правительства Российской Федерации строится сегодня с учетом той роли, которую играет образование в развитии страны. Во-первых, образование является основой социально-экономического и духовного развития России, что становится основой для повышения качества жизни населения и обеспечивает национальную безопасность. Во-вторых, образование способствует укреплению статуса государства как демократического и правового и способствует развитию гражданского общества. В-третьих, образование создает полноценный кадровый ресурс, активно развивающий рыночную экономику страны, взаимодействующий с мировым хозяйством, являющийся конкурентноспособным и инвестиционно привлекательным. И в-четвертых, успешное, приносящее высокие результаты функционирование системы образования формирует имидж России в мировом сообществе, повышает ее авторитет в глазах других стран, так как способствует приобретению Россией статуса великой державы в сфере образования, культуры и науки, искусства и высоких технологий, экономики.

Отмечается, что модернизация страны начинается с модернизации образования, с его системных обновлений. Современные авторы говорят о том, что важно поднять ресурсную обеспеченность  образовательной сферы на максимально возможный уровень и эти ресурсы должны обеспечивать эффективное развитие системы, а не ее консервацию. Даже самый лучший опыт, накопленный в мире, в «консервированном» состоянии заведомо приведет к отставанию, а российской системе образования давно пора перейти в режим развития вместо режима выживания.

В.П. Васильев связывает модернизацию образования с тем, что в стране формируется новая экономика, для которой большое значение имеет человеческий капитал, причем мобильный и высококвалифицированный. Это, в свою очередь, диктует новые требования к массовому образованию, достижению его нового качества, соответствующего современной системе общественных отношений и ценностей, требованиям развивающейся экономики.

Вышеперечисленные тенденции развития страны заставляют по новому взглянуть на цели школьного образования и сформировать новое видение его результатов.

В Стратегии модернизации образования главный результат деятельности школы определяется как готовность и способность выпускника быть ответственным за благополучие, как в личной жизни, так и жизни общества. Обозначается, что школа должна выпустить из своих стен жизнеспособную личность, характеризующуюся такими качествами как самостоятельность, инициатива и способность к самоорганизации. Актуализируется сформированная правовая культура молодых людей и умение адекватно отстаивать свои права, что предполагает осознание базовых правовых норм и умение пользоваться возможностями правовой системы государства. Важным качеством называют готовность к сотрудничеству, развитое дивергентное мышление, обеспечивающее созидательную деятельность. Обращается внимание на толерантность, способность принять чужое мнение и терпимо относиться к нему, готовность к диалогу, сотрудничеству, компромиссам, конструктивному разрешению конфликта.

Обозначенные результаты говорят о том, что система знаний, умений и навыков, которая раньше была в приоритете сама по себе, сегодня потеряла свои лидирующие позиции. Знания, умения и навыки становятся теперь элементом культуры и являются средством для воспитания жизнеспособной личности, обладающей определенным набором ключевых компетенций в различных сферах человеческой жизнедеятельности. При этом особый акцент в содержании образования делается на коммуникативности: информатике, иностранных языках, межкультурном взаимопонимании.

В рамках Стратегии перед содержанием образования ставятся следующие задачи:

1. Разгрузить учебные планы и устранить те предметы и сведения, которые не обеспечивают основу для освоения нового. Подбор предметов должен осуществляться таким образом, чтобы они были востребованы на последующих стадиях образования, а также необходимыми для последующей социализации и/или профессиональной жизнедеятельности. Функция нового стандарта общего образования заключается в обеспечении рациональной разгрузки содержания школьного образования, что позволит более эффективно сохранять здоровье учащихся. Предполагается, что введение стандарта будет сопровождаться и определенной системой оценки качества общего среднего образования («стандарт на выходе»), использующей определенные измерители. Обращается внимание на усиление практической ориентации общего среднего образования и его инструментальную направленность. Это означает, что сочетание фундаментальных и практических знаний должно быть оптимальным. Также имеется в виду, что кроме усвоения учащимися знаний необходимо развитие их способностей, выработка у них навыков практической деятельности.

Предусматривается изучение процедур и технологий с помощью определенного набора фактов в разнообразных практикумах, интерактивных и коллективных формах работы, позволяющих установить связь изучаемого материала с проблемами повседневной жизни.

2. Расширить применение таких методов обучения, которые способствуют самообучению учащихся, обеспечивают становление практических навыков анализа информации. Усилить внимание к самостоятельной работе учащихся, поднять ее роль в образовательном процессе.

3. Обеспечить вариативность образовательных программ для учащихся старших классов (профильное обучение), что позволит им сделать осознанный образовательный выбор. Пересмотреть в учебном плане для старшей ступени соотношение обязательных часов и времени на самостоятельную работу, которое должно увеличиться и стать приоритетным.

4. Способствовать успешной социальной адаптации выпускников через формирование у них базовых знаний из области экономики, менеджмента и права, что, в свою очередь, позволит России снизить отставание от мировой науки в стандартах и качестве преподавания социальных наук.

5. Обеспечить информатизацию образования и усилить акцент на реализации открытого образования в учебных программах всех ступеней. Создать соответствующие материально-технические условия для эффективного функционирования информационной образовательной среды в образовательном учреждении. В Стратегии отмечается, что для этого необходимо «обеспечить подключение к глобальной информационной сети Интернет всех учебных заведений системы профессионального образования и общеобразовательных учебных заведений, в том числе всех детских домов-интернатов, создать условия для персонального доступа к компьютеру в системе общего образования в рамках учебного плана и внеурочной деятельности на каждого учащегося». Также важно осуществить подготовку кадрового ресурса и базовую подготовку учащихся по основным направлениям применения информационных и коммуникационных технологий.

6. Перейти на показатели качества и стандарты образования, принятые в мировой системе.

7. Усилить внимание к обучению учащихся иностранным языкам и поднять результативность данного обучения до уровня функциональной грамотности. Повысить роль коммуникативных дисциплин в образовательном процессе школы.

8. Переориентировать вариативность образовательных программ с позиции значимости для учителя к вариативности для учащегося. Обратить пристальное внимание на индивидуализацию образования и реализацию дифференцированного подхода за счет расширения спектра вариативных образовательных программ, учитывающих конкретные особенности контингента учащихся – от одаренных до детей с ОВЗ; за счет разработки индивидуальных образовательных маршрутов в соответствии с конкретными особенностями и способностями ученика.

9. Расширить и конкретизировать социальный и культурный контекст общего среднего образования, усилить его социально-гуманитарную, ценностную ориентированность.

10. Обеспечить систематическое обновление содержания образования на всех уровнях с помощью механизмов, которые необходимо создать и внедрить в образовательную практику.

Примечательным является тот факт, что указанные выше цели, являясь приоритетными, не отменяют традиционных целей российского образования. Они их расширяют и обогащают таким образом, что образование сохраняет свою фундаментальность, но его практическая, жизненная направленность значительно усиливаются.

Чтобы достичь обозначенных результатов необходимо соблюдение следующих важных условий:

1. Устранение перегруженности в учебных материалах. Фактически сегодня отмечается значительная перегруженность учебной деятельности школьников. Это не только приводит к серьезным проблемам здоровья нового поколения, но и не позволяет осуществлять модернизацию образования экстенсивным путем – когда новые элементы добавляются к действующему содержанию. Модернизация образования выдвигает требования по сохранению здоровья детей и индивидуализации образовательного процесса, что подразумевает на объективном уровне необходимость реальной разгрузки обязательной части программы.

Имеется в виду освобождение общеобязательного (инвариантного) общеобразовательного ядра от таких элементов как сциентистский и предметоцентристский подходы. На сегодняшний день содержание учебных материалов строится с ориентацией на логику науки в ее структурной и содержательной полноте. Это приводит к тому, что осваиваемые школьниками знания оказываются в дальнейшем невостребованными. Они обеспечивают полноту научных знаний, но не помогают в решении конкретных практических, познавательных, коммуникационных и других проблем.

Лишними и нецелесообразными признаются такие элементы как долговременное усвоение базовых знаний, являющихся основой для обобщений более высокого уровня и усвоение знаний, значимых лишь для профессионального образования определенного профиля. Важным моментом здесь является то, что предполагается и отказ от ориентации на усвоение тех знаний, которые большинством учащихся так и не усваивается в реальной образовательной практике.

2. Вариативность системы общего образования и ее направленность на личность. Усиление личностной направленности образования является самым главным условием достижения целей современной образовательной политики. Это отмечается в Стратегии и это подтверждает мировой опыт. Отмечается, что в образовательном процессе должна быть обеспечена активность школьника. Это становится возможным при условии предоставления ученику возможности выбора и формировании у него обобщенных способностей выбора.

Кроме перегруженности проблемой действующего содержания школьного образования является еще и отсутствие в нем личностного смысла для ученика. Предполагается, что повышение вариативности образовательной системы станет одним из путей модернизации современной школы. Становление в образовании вариативности и личностного аспекта требует пересмотра форм и методов обучения. Актуальным становится обновление теории и методики начального образования, внедрение профессионального обучения в старшей школе, изменение методов и технологий обучения на всех ступенях. Новые методы и технологии должны быть сориентированы на формирование у учащихся:

— практических навыков работы с информацией,

— стремления и способности к самообучению,

— умения делать выбор и нести ответственность за его последствия,

— достаточного уровня самоорганизации, самоконтроля и самодисциплины;

на становление структур ценностных ориентаций; на мотивацию и активизацию самостоятельной работы детей, ее стимулирование.

В Стратегии развития образования отмечается, что на сегодняшний день повышение качества образования лишь частично связывается с возможностями вариативной образовательной системы. Ни для кого уже не секрет, что существующее школьное образование не осваивается частью учащихся и многими не используется в дальнейшем во «взрослой» жизни. Это говорит о несостоятельности традиционного содержания образования, которое становится сдерживающим фактором в мотивации учебной деятельности школьников. Осложняет ситуацию и принятая система оценки учебных достижений учащихся, которая поощряет формальный, репродуктивный уровень усвоения большого объема учебного материала.

3. Развивающая направленность образования и его адекватность возрастным периодам. Развивающее образование предполагает индивидуально ориентированный развивающий эффект, когда осуществляется реальное продвижение ребенка с учетом его индивидуальных особенностей. Знания, умения и навыки становятся при этом средствами развития ребенка, а функцию самостоятельных целей они выполняют лишь частично.

Достижение новых целей образования в рамках рассматриваемых условий возможно при совокупном решении следующих основополагающих задач:

— доступность качественного образования на равных условиях для всех;

— подготовка и переподготовка кадрового ресурса для достижения целей системного обновления современного школьного образования;

— усиление материально-технического ресурса для реализации стратегических целей обновления школы на практике.

Проблема материально-технической обеспеченности образовательного процесса признается немаловажной, так как этот ресурс в значительной мере позволит реализовать новое содержание образования, сформированное с помощью современных механизмов.

О материально-технической базе и ее месте в образовательном процессе общеобразовательной школы пойдет речь в следующих статьях нашего сайта.