О воспитательной работе в условиях модернизации образования

08 Ноя 2016, Автор: admin

В современных социально-экономических условиях проблема воспитательной работы школы становится крайне актуальной. Это связано в первую очередь с тем, что с каждым годом в молодежной среде наблюдается рост проблем различного характера: центром правовой и психологической помощи в экстремальных ситуациях выявлено, что уровень психологической напряженности в России крайне высок; согласно информации, представленной ВОЗ, уровень смертности от насилия в возрасте от 10 до 29 лет находится на самом высоком уровне в России в сравнении с другими 53 странами мира; количество осужденных подростков (14-15 лет) год от года значительно увеличивается. Кроме того в молодежной среде отмечается низкий уровень этического, гражданско-патриотического, культурно-эстетического развития из-за чего в детской, подростковой и молодежной среде возникают такие негативные явления как межэтническая и межконфессиональная напряженность, ксенофобия, дискриминационное поведение детей и подростков, алкоголизм и употребление наркотиков, агрессивность, травля сверстников и другие асоциальные проявления. Все эти факты свидетельствуют о недостатках воспитательной работы школы, которая на сегодняшний день отличается своей консервативностью и не учитывает особенностей детей нового поколения, родившихся и выросших в изменившихся социальных условиях.

Во-вторых, законодательная база Российской Федерации (Закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29.12.12, Федеральные государственные образовательные стандарты) выдвигает на первый план в образовательной деятельности вопрос воспитания и актуализирует внедрение концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности и гражданина России.

Организация процесса воспитания в образовательном учреждении обеспечивает становление у подрастающего поколения основных ценностных ориентиров и общественных идеалов, создает условия, в которых у каждого ребенка появляется возможность научиться делать выбор, осуществлять его в соответствии с нормами человеческого общества и нести ответственность за последствия своего выбора.

Однако практика показывает, что в самих школах модернизация воспитательной работы осуществляется крайне медленно и недостаточно эффективно. Большинство новаций, внедряемых в школах, часто противоречат друг другу, не имеют четко фиксированных результатов, которыми должно завершиться их внедрение. Опираются в основном на опыт других образовательных учреждений без анализа проблем, которые должны быть решены собственной школой. Единичные, частные изменения только обостряют сложившуюся в этой сфере ситуацию и усиливают разрыв между темпами обновления существующей модели управления воспитательным процессом и моделью воспитания, требуемой обществом.

Воспитательная работа сегодняшних общеобразовательных учреждений нуждается в серьезной модернизации. Все эти факторы подталкивают современную школу на создание новой оптимизированной модели управления воспитательным процессом.

 

Чтобы в системе воспитания в современной школе произошли существенные и эффективные изменения, необходимо особое проектирование воспитательной работы, основанное на видении ребенка субъектом образовательного процесса способным к саморазвитию и самоизменению, активным в процессе самовоспитания. Функция педагога при этом заключается в посредничестве между ребенком и обществом, в оказании помощи воспитаннику в его индивидуальном самоопределении.