Развитие предшкольного образования в условиях внедрения Федеральных государственных требований

29 Апр 2013, Автор: admin

Развитие предшкольного образованияМихеева Елена Владимировна, к.п.н., доцент кафедры педагогики и психологии ИПК и ППРО ОГПУ, г. Оренбург

Цыганкова Лидия Михайловна, к.п.н., доцент кафедры управления образованием ИПК и ППРО ОГПУ, г. Оренбург

Опубликовано: Научная дискуссия: вопросы педагогики и психологии : материалы VI международной заочной научно-практической конференции. Часть I. (24 октября 2012 г.) – Москва: Изд. «Международный центр науки и образования», 2012. – С. 54-61.

Перемены, происшедшие в нашей стране за последние годы, повлекли за собой изменения в образовательной политике, пересмотр основ функционирования образовательных систем. В последнее десятилетие мы наблюдаем устойчивую смену образовательных парадигм, внедрение новых подходов к организации обучения детей на разных ступенях образования. Современная система дошкольного образования не осталась в стороне. Модернизационные изменения затронули ее очень сильно и обусловили появление инноваций в практике воспитания детей до семилетнего возраста.

Обращение к существовавшим ранее концепциям развития дошкольного образования поможет понять и проанализировать насущную необходимость его модернизации. В Концепции дошкольного воспитания 1989 года были обозначены существенные недостатки системы общественного дошкольного воспитания, такие как: минимизация игровой деятельности дошкольника в образовательном процессе ДОУ, что противоречит психологическим особенностям ребенка-дошкольника и приводит к потери самоценности детства; организация в детском саду учебных занятий школьного типа, что приводит к перегрузке детей и снижает качество образования; низкий уровень подготовки педагогических кадров в части реализации образовательной программы с учетом индивидуальных особенностей воспитанников.

Данные позиции не были реализованы из-за недостаточно четко разработанного механизма реализации изложенных концептуальных подходов к развитию системы дошкольного образования, поэтому в Концепции непрерывного образования 2003 года вновь обращается внимание на обозначенные ранее актуальные проблемы:

Анализ Концепций дошкольного воспитания показал необходимость его модернизации, основанной на идеях гуманитаризации, системно-деятельностного подхода, приоритета общечеловеческих ценностей.

Авторы современных концепций (Слободчиков В.И., Рубцов В.В., Кудрявцев В.Т.) отмечают, что система дошкольного образования должна осуществлять подготовку детей к последующему школьному обучению с учетом вариативности учреждений, реализующих программы дошкольного образования, уровней физического и психического развития детей дошкольного возраста, степени подготовленности педагогических кадров [1, 82].

В государственной программе «Образование и развитие инновационной экономики: внедрение современной модели образования в 2009-2012 годы» в разделе «Дошкольное образование» обозначены следующие положения:

— обеспечение равных стартовых условий для подготовки детей к освоению общеобразовательных программ;
— доступность услуг дошкольного образования;
— активное вовлечение в воспитание дошкольников родителей путем создания детско-взрослых образовательных сообществ.

В проекте Министерства образования и науки РФ «О приоритетных направлениях развития образовательной системы Российской Федерации» говорится о необходимости включения в систему общего образования ступени предшкольного образования. Выделение такой ступени будет способствовать позитивному повороту к дошкольному детству и осознанию общественностью (педагогической, родительской) значимости тех образовательных ресурсов, которые в нем заложены.

В современных социальных условиях отсутствует обязательное предшкольное образование, а сокращение количества детей, посещающих детские сады, приводит к тому, что значительная часть малышей приходят в первый класс минуя дошкольные учреждения и имеют различный уровень готовности к обучению в школе. Это отрицательно сказывается на адаптации первоклассников к условиям школьной жизни, значительно затрудняет организацию образовательного процесса.

Практика показывает, что для решения проблемы необходимо развитие предшкольное образования для тех детей, которые не вовлечены в существующую систему дошкольного образования (А.Г. Гогоберидзе, 2006; Т.Н. Доронова, 2005; Л.А. Парамонова, 2006 и др.), так как именно эти дети с первых месяцев обучения нередко попадают в группу риска школьной неуспешности.

Модернизация дошкольного образования и внедрение новых нормативных документов, регламентирующих деятельность современного ДОУ, призвана сломить тенденцию необоснованного, формального расширения знаний ребенка. Обращается наше внимание на необходимость расширения общего кругозора ребенка с учетом его возможностей в плане сознательного усвоения тех или иных знаний, а также их актуальности для детей данного возраста.

Федеральные государственные требования, как государственный инструмент системных обновлений дошкольного образования, ограждают нас от понимания преемственности между детским садом и начальной школой как преемственности по учебным предметам и по тому, какие знания, умения и навыки мы должны давать детям в дет­ском саду, и с какими знаниями школа должна их получать. В этом смысле ФГТ структурируют содержание дошкольного образования и ограждают детский сад от натаскивания детей на материал школьной программы. Предлагается особое внимание уделять формированию общей культуры, развитию физических, интеллектуальных и личностных качеств, формированию предпосылок учебной деятельности, обеспечивающих социальную успешность, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста, коррекцию недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей [4, 16].

Итак, в свете вышесказанного, встает вопрос: «Что же такое предшкольное образование на современном этапе?».

Если рассматривать образование как систему процессов взаимодействия людей в обществе, обеспечивающую, с одной стороны, развитие способностей каждого индивида, а с другой – вхождение его в это общество (социализацию), то «предшкольное образование» может представлять собой «целенаправленный организованный социальный процесс обучения и воспитания детей старшего дошкольного возраста (5-7 лет), который выполняет также функцию социального контроля за состоянием их физического, психологического, интеллектуального развития перед поступлением в школу» (О.А. Степанова).

Кроме того, мы можем отметить, что это еще и педагогическая инновация, т.е. изменение, направленное на улучшение развития, воспитания и обучения дошкольников старшего возраста

Согласно Федеральным государственным требованиям предшкольное образование должно строиться в зоне ближайшего развития ребенка, с обязательным учетом зоны вариативного развития (это те задачи, которые решает ребенок совместно с продвинутым сверстником и сверстниками) и исключением зоны задерживающего развития (перенос в дошкольное образование школьных программ и логики анализа стандартов школы).

Анализ Федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программе дошкольного образования и Федеральных государственных стандартов начального общего образования показал, что, на сегодняшний день требуется корректировка методики обучения детей старшего дошкольного возраста, его организации, структуры проводимых с детьми занятий и других технологических компонентов дидактического процесса.

Специфика дошкольного образования такова, что достижения детей дошкольного возраста определяются не суммой конкретных ЗУНов, а совокупностью личностных качеств. Поэтому неправомерно предъявлять жесткие требования к результатам, что присутствует в стандарте начального общего образования. Разработчики ФГТ предлагают вместо этого раздел «Планируемые результаты освоения детьми основной общеобразовательной программы дошкольного образования». В нем описаны интегративные качества, которые ребенок может приобрести в результате освоения программы и которые напрямую соотносятся с универсальными учебными действиями школьника [5, 404].

Понимание педагогами и родителями значения развития интегративных качеств у ребенка-дошкольника на этапе предшкольной подготовки обеспечит плавный переход из дошкольного детства в начальную школу детей с разными стартовыми возможностями, то есть позволит реализовать главную цель и предшкольного образования, и преемственности двух смежных возрастов – обеспечение благополучной адаптации ребенка к школьному обучению, развитие его новых социальных ролей и новой ведущей деятельности.

Исходя из сказанного, в развитии предшкольного образования необходимо соблюдение следующих требований:

1. Приоритетом образовательной деятельности является развитие личности будущего первоклассника, обеспечение формирования тех интеллектуальных и социальных качеств, которые будут способствовать его успешному обучению в школе, т.е. формирование предпосылок жизнеспособной личности.
2. Построение образовательного процесса с учетом самоценности детства: опора на потребности и возможности детей; создание условий для сохранения детской индивидуальности, раскрытия и развитие способностей каждого ребенка.

Таким образом, достижения детей предшкольного возраста определяются не суммой конкретных ЗУНов, а совокупностью личностных качеств. Они станут залогом формирования жизнеспособной личности, которая характеризуется умением принимать решения и достигать требуемого результата в неопределённых проблемных ситуациях, самостоятельно восполняя недостаток знания и информации; умением позитивно взаимодействовать с людьми других культур, языков и религий; способностью к критическому суждению в отношении информации, с которой работает; владением информационными технологиями; умением самостоятельно учиться на протяжении жизни в контексте, как личного профессионального роста, так и социальной жизни, работать в команде на общий результат; умением отстаивать свою точку зрения, обосновывая её, вести дискуссию таким образом, чтобы она приводила к новому пониманию проблемы, а не к конфликту [2, 113].

Литература

1. Верховкина М. Е. Новые социально-демографические приоритеты дошкольного образования // Управление дошкольным образовательным учреждением. — 2011. — № 2. — С. 80-84.

2. Михеева, Е.В. Федеральные государственные требования как новая концепция развития системы дошкольного образования / Е.В. Михеева // Теоретические и методологические проблемы современного образования: материалы IV науч.-практ. конф. (Москва, 5-6- апреля 20011 г.). — М.: Изд-во института стратегических исследований, 2011 – С. 111-114.

3. Приказ Минобрнауки РФ  от 23.11.2009 № 655 «Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования».

4. Федина Н.В. Концептуальные основы определения федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы. // Инновационные технологии предшкольного образования: Материалы научно-практической конференции. – Факультет дошкольной педагогики и психологии МПГУ – М., 2008. – С.15-22.

5. Федина Н.В. Стандартизация российского дошкольного образования: проблемы и перспективы // Международная научно-практическая конференция «Управление качеством дошкольного образования: состояние, проблемы, перспективы» : материалы науч.-практической конф., Минск, 13-14 мая 2010 г. / [под общ. ред. Г.Г. Макаренковой и др.]. – Мозырь : Белый ветер, 2010. – С. 398-405.