Биологический феномен одаренности дошкольников
04 Сен 2012, Автор: adminБиологический феномен одаренности дошкольников определяет врожденную природу данного явления. Мы соглашаемся с мнением А. Маслоу, который заявляет, что творческая направленность является врожденной для всех людей, но теряется большинством под воздействием среды. Для нас важным является идея Тейлора о том, что творческие способности заложены и существуют в каждом ребенке. Креативность (творческость) рассматривается им не как единый фактор, а как совокупность способностей, каждая из которых может быть представлена в разной степени у той или иной индивидуальности. Рассмотрим, какие проявления одаренности у дошкольника являются врожденными, и что он теряет с возрастом под воздействием среды.
По мнению А.Ф. Яфальян, голографическое (целостное) и субсенсорное (сверхчувствительное) восприятие мира, являющиеся врожденными обеспечивают раннее проявление одаренности. Очевидно, именно го-лографичность и субсенсорность позволяли ребенку-дошкольнику осваивать мир в быстром темпе, пройти за 4-5 лет этапы развития человечества. Высокая чувствительность, целостность восприятия мира дают ему возможность наиболее полно, объемно, быстро и, главное, точно усваивать опыт Субсенсорное, то есть сверхчувствительное, восприятие мира представляет собой отражение любого воздействия, реакцию на раздражители, влияние которых человек не осознает и не дает им отчета [8]. Это одно из проявлений бессознательного. Каждый орган чувств (например, зрение, слух) имеет порог ощущений, за которым происходит воздействие звука, световой волны, но настолько слабое, что оно зрением, слухом не воспринимается. Лишь все тело, как целостный орган ощущений, как радар, реагирующий на субсенсорную информацию (неслышимые звуки, невидимые звуковые сигналы, слабые электрические поля, био- и геоэнергии и т.д.), вызывает непроизвольную реакцию организма в виде раздражений нервных окончаний.
При рождении ребенок представляет собой большой чувствительный орган или, точнее, находится в голографическом (целостном) состоянии. Он способен целостно, нерасчлененно, а, значит, точно и адекватно воспринимать мир. Его восприятие голографично: он «слышит» всем телом, «видит» всем организмом. Мир, внешние воздействия пронизывают все тело, психику, мозг ребенка и адекватно им воспринимаются. Постепенно, со временем, происходит дифференциация органов ощущений. Глаз, ухо — это только органы локализации. На вибрационном уровне тело взрослого человека воспринимает и звуковые, и цветовые вибрации, волны, поля. Взрослый способен отражать подобные воздействия. С одной стороны, это обедняет его взаимообмен с миром, с другой — защищает от неблагоприятных воздействий, чего лишен ребенок. Он открыт и беззащитен, но наделен мощными потенциальными возможностями. На основе ощущений у детей могут развиться чувство движения и равновесия, чувство пространства и времени, чувство цвета и формы, чувство мысли и слова, наконец, чувство бесконечности, чувство жизни, чувство здоровья.
.
Подготовлено по научным материалам Л.В. Трубайчук, д.п.н., зав. кафедрой педагогики и психологии детства Челябинского государственного педагогического университета, г. Челябинск