Биологический феномен одаренности дошкольников

04 Сен 2012, Автор: admin

Биологичес­кий феномен одаренности дошкольников определяет врожденную приро­ду данного явления. Мы соглашаемся с мнением А. Маслоу, который заяв­ляет, что творческая направленность является врожденной для всех людей, но теряется большинством под воздействием среды. Для нас важным являет­ся идея Тейлора о том, что творческие способности заложены и существу­ют в каждом ребенке. Креативность (творческость) рассматривается им не как единый фактор, а как совокупность способностей, каждая из которых может быть представлена в разной степени у той или иной индивидуаль­ности. Рассмотрим, какие проявления одаренности у дошкольника явля­ются врожденными, и что он теряет с возрастом под воздействием среды.

По мнению А.Ф. Яфальян, голографическое (целостное) и субсен­сорное (сверхчувствительное) восприятие мира, являющиеся врожденны­ми обеспечивают раннее проявление одаренности. Очевидно, именно го-лографичность и субсенсорность позволяли ребенку-дошкольнику осваи­вать мир в быстром темпе, пройти за 4-5 лет этапы развития человечества. Высокая чувствительность, целостность восприятия мира дают ему воз­можность наиболее полно, объемно, быстро и, главное, точно усваивать опыт Субсенсорное, то есть сверхчувствительное, восприятие мира пред­ставляет собой отражение любого воздействия, реакцию на раздражители, влияние которых человек не осознает и не дает им отчета [8]. Это одно из проявлений бессознательного. Каждый орган чувств (например, зрение, слух) имеет порог ощущений, за которым происходит воздействие звука, световой волны, но настолько слабое, что оно зрением, слухом не вос­принимается. Лишь все тело, как целостный орган ощущений, как радар, реагирующий на субсенсорную информацию (неслышимые звуки, неви­димые звуковые сигналы, слабые электрические поля, био- и геоэнергии и т.д.), вызывает непроизвольную реакцию организма в виде раздражений нервных окончаний.

При рождении ребенок представляет собой большой чувствитель­ный орган или, точнее, находится в голографическом (целостном) состо­янии. Он способен целостно, нерасчлененно, а, значит, точно и адекватно воспринимать мир. Его восприятие голографично: он «слышит» всем те­лом, «видит» всем организмом. Мир, внешние воздействия пронизывают все тело, психику, мозг ребенка и адекватно им воспринимаются. Пос­тепенно, со временем, происходит дифференциация органов ощущений. Глаз, ухо — это только органы локализации. На вибрационном уровне тело взрослого человека воспринимает и звуковые, и цветовые вибрации, вол­ны, поля. Взрослый способен отражать подобные воздействия. С одной стороны, это обедняет его взаимообмен с миром, с другой — защищает от неблагоприятных воздействий, чего лишен ребенок. Он открыт и безза­щитен, но наделен мощными потенциальными возможностями. На основе ощущений у детей могут развиться чувство движения и равновесия, чувс­тво пространства и времени, чувство цвета и формы, чувство мысли и сло­ва, наконец, чувство бесконечности, чувство жизни, чувство здоровья.

.

Подготовлено по научным материалам Л.В. Трубайчук, д.п.н.,  зав. кафедрой педагогики и психологии детства Челябинского государственного педагогического университета, г. Челябинск