Чтение художественной литературы детям и математическое развитие
02 Фев 2012, Автор: adminРазнообразные литературные средства (сказки, истории, стихотворения, пословицы, поговорки) — это своего рода интеграция художественного слова и математического содержания. В художественных произведениях в образной, яркой, эмоционально насыщенной форме представлены некоторое познавательное содержание, «интрига», новые (незнаковые) математические термины (например, тридевятое царство, косая сажень в плечах и т.п.). Данная форма представления очень «созвучна» возрастным возможностям дошкольников.
Чтение художественной литературы детям (восприятие) предполагает их ознакомление со сказками и рассказами, в которых сюжет построен на основе некоторого свойства или отношения (например, сюжет «Маша и медведи», в котором смоделированы размерные отношения — серия из трех элементов; сказки по типу «гномы и великаны» («Мальчик-с-пальчик» Ш. Перро, «Дюймовочка» Г. X. Андерсена); истории, моделирующие некоторые математические отношения и зависимости (Г. Остер «Как измеряли удава», Э. Успенский «Бизнес крокодила Гены» и т. п.).
В дидактических целях в процессе чтения художественной литературы детям представляется возможным использование произведений, в названии которых присутствуют указания на числа (например, «Двенадцать месяцев», «Волк и семеро козлят», «Три поросенка» и т. п.). В качестве приема применяются специально сочиненные для дошкольников стихотворения, например С. Маршака «Веселый счет», Т. Ахмадовой «Урок счета», И. Токмаковой «Сколько?»; стихотворения Э. Гайлан, Г. Виеру, А. Кодырова и др. Описания цифр, фигур способствуют формированию яркого образа, быстро запоминаются детьми.
Книга, художественное произведение является своеобразным (учителем), выступает «наглядной опорой» деятельности и обеспечивает активизацию интереса детей к информации, представленной в ней.
Относительно математического развития дошкольников ценность книги заключается в особой форме наглядности передаваемого в ней содержания:
- в литературном сюжете, посредством ярких образов — персонажей, через создание проблемных ситуаций, к решению которых можно привлечь детей;
- изобразительными средствами иллюстрации; такая «двойная» наглядность очень «созвучна» возрастным особенностям дошкольников (эмоциональность, доминирование наглядно-образного мышления, предпочтение игровой деятельности). Книга представляет собой синтез искусств (литературы, графики, полиграфии), и образ, представленный в ней, воспринимается детьми в единстве различных средств выразительности (слова и иллюстрации) (Е. А. Флерина, В. А. Езикеева, Р. И. Жуковская, Л. М. Гурович, В. Я. Кионова). Данные средства как бы усиливают друг друга, способствуют созданию более яркого «обогащенного» образа, облегчают его понимание. В искусствоведческих (Н. Н. Куприянов, В. А. Ватагин, С. Я. Маршак, К. И. Чуковский) и психолого-педагогических работах (А. В. Запорожец, Р. И. Жуковская, Е. А. Флерина, В. А. Езикеева и др.) представлены основные требования к книге для детей, изучены особенности и закономерности восприятия образа дошкольниками, проявление интереса к книге.
Обобщая все многообразие познавательных книг с математическим содержанием, условно можно выделить:
1) книги, ориентированные на обогащение математических представлений дошкольников;
2) книги, обеспечивающие развитие умений, логических операций.
На этом мы завершаем теоретический экскурс в проблему логико-математического развития детей в условиях модернизационных изменений в дошкольном образовании. В дальнейших публикациях мы с Вами увидим уже практическую работу педагогов по реализации идеи интеграции и осуществлении логико-математического развития детей в разных видах детской деятельности.
Чтобы не пропустить важные для Вас материалы предлагаю подписаться на обновления сайта. Как только на сайте выйдет новая статья, Вы получите уведомление на свою электронную почту, а следовательно практические материалы по данной теме не останутся незамеченными Вами. Оформить подписку можно через форму ниже:
ДО НОВЫХ ВСТРЕЧ!
ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ…