Детские куклы: куклы-бренды

07 Июн 2016, Автор: admin

kukla-barbieЕще одним популярным видом детских кукол являются куклы-бренды, созданные по разнообразным героям детской мультипликации и представляющие собой узнаваемые образы, такие как барби, монстры, супергерои и т.п.

Их отличительный признак заключается в том, что они изначально наделены характерологическими особенностями и тем самым навязывают ребенку направление игры. Если для куклы-подруги нужно придумать образ, то здесь за ребенка уже все придумали создатели куклы-бренда.

Как известно из психологических особенностей детей, они часто идентифицируют себя с образом игрушки. Многие куклы-бренды, в силу своего «сценического образа», не способствуют развитию у ребенка навыков положительного взаимодействия с окружающими и развитию нравственных качеств в игровой деятельности.

При всем многообразии положительных героев, встречается и довольно большое количество сомнительных образов, даже среди тех, которые давно завоевали популярность у детей и взрослых.

Одним из таких образов является всеми любимая кукла Барби. Казалось бы, ну что плохого в игрушечном эталоне женской красоты?.. Ну, во-первых, ее эталонность весьма сомнительна. Исследователи утверждают, что если бы у женщины были такие формы и пропорции, как у Барби – большего уродства было бы не сыскать! А во-вторых, эта детская кукла абсолютно не подходит для развития детской игровой деятельности. На малыша, со всеми своими физиологическими особенностями, она явно не тянет, да и в подруги не годится, старовата уже. И получается, что через куклу Барби ребенок в чистом виде воспринимает «образ шикарной, обеспеченной, неработающей и ничем, кроме своей внешности, не занимающейся и не интересующейся женщины» (Н. Баринова).

Эта кукла не несет воспитательной нагрузки, она лишь активизирует в своих владелицах соревновательность в наличии дорогих игрушечных аксессуаров. Многие девочки впоследствии переносят эту «игру» в свою взрослую жизнь и продолжают соревноваться с подругами в приобретении дорогой одежды, косметики, украшений и т.п. Психологические исследования доказывают, что именно игрушка Барби, не учитывающая законы становления личности, провоцирует такие психические отклонения, как анорексия, стремление к изменению внешности с помощью пластических операций и многие другие.

Еще одним не самым лучшим примером являются детские куклы-супергерои. Они также не подходят для игры в дочки-матери и для формирования теплых дружеских отношений. Возможно, они могут выступать в роли защитников, что повысит у ребенка уверенность в себе. Но вместе с этим есть опасение, что они могут помешать развитию ответственности у ребенка. Восприятие в кукле и стремление получить для себя те или иные супергеройские навыки не способствует формированию целеустремленности и разрушает желание достигать результата своим трудом.

Ну и пожалуй самый абсурдный, с точки зрения психологии и педагогики бренд – это куклы-монстры. Такая игрушка полностью переворачивает в сознании ребенка нормальные нравственные представления о добре и зле. Образ «монстрика», «ведьмочки», «гадкой девочки» становится не просто привычным, но еще и желанным. Но это меньшее из зол, гораздо хуже то, что подобная игрушка может побуждать ребенка к излишней арессии, формирует образ «Я» в отрицательном ключе.

Конечно, изъять из жизни современных детей подобные игрушки уже не получится. Мы, взрослые, их создали и заполонили ими детскую индустрию, они достаточно прочно вошли в детскую субкультуру. Теперь нужно серьезно задуматься о роли этих игрушек в становлении пусть маленькой, но уже личности и помочь малышу найти им место в своем игровом мире.

Не оставляйте ребенка один на один с бездумными «творениями» взрослых. Будьте рядом, наблюдайте за игрой малыша, играйте и общайтесь с ним и тогда никакие барби и монстры не помешают ему стать полноценным Человеком.