Доклад «О профессиональной компетентности руководителя ДОУ»
13 Апр 2014, Автор: adminВ современных условиях социально-экономические отношения, расширение сферы образовательных услуг предъявляют новые требования к профессиональной компетентности руководителя ДОУ и педагогов. В условиях рынка каждому специалисту необходимо не только постоянно совершенствовать профессиональное мастерство, но и быть готовым к изменению вида своей трудовой деятельности, проявлять экономическую и социальную активность.
Необходимо отметить, что реформирование системы дошкольного образования повлекло за собой изменения нормативно-правового статуса детских садов. В дошкольных учреждениях появились платные дополнительные услуги, были организованы группы кратковременного пребывания системы домашних мини-групп, некоторые детские сады получили статус автономной некоммерческой организации и т.п. Уровень образовательных услуг в разных детских садах во многом определяется личными качествами заведующих, их способностями защитить бюджет своих учреждений. Кроме этого, сегодня сохраняется интерес к дополнительно оплачиваемой педагогической практике, появляются частные детские сады, центры дополнительного образованию дошкольников. Все это требует от педагога хорошо развитых качеств деловой коммуникации. Зачастую специалист в области дошкольного образования не владеет основами экономических, правовых знаний, не может реализовать себя в сфере управленческого общения, что также является причиной оттока инициативных, перспективных сотрудников. Таким образом, возникает потребность в повышении коммуникативной управленческой компетентности заведующего дошкольным образовательным учреждением (ДОУ) в процессе непрерывной профессиональной подготовки.
Под управлением дошкольным образовательным учреждением традиционно понимают целенаправленную деятельность, обеспечивающую согласованность труда сотрудников; научно обоснованное воздействие на воспитателей, обслуживающий персонал, детей, родителей и общественность в целях оптимального решения проблем воспитания и обучения детей дошкольного возраста. Маркетинг в образовании – это вид деятельности образовательного учреждения, направленный на удовлетворение потребностей общества, социального заказа, на подготовку обучающихся, специалистов с конкретно заданными личностными и профессиональными качествами.
Исходя из профессиональных обязанностей заведующего ДОУ, можно определить три основные области его профессионально-делового общения:
- внешние контакты с представителями государственных, кооперативных, общественных организаций, предприятий, кредитно-банковских учреждений;
- внутренние контакты с работниками дошкольного образовательного учреждения (педагогическим и обслуживающим персоналом);
- контакты с родителями, как с потенциальными потребителями образовательных услуг, так и с родителями детей, посещающих данный детский сад.
Центральным звеном, связывающим все эти деловые контакты, являются дети, образование которых выступает целью и содержанием деятельности ДОУ. Исходя из основных профессиональных функций, которые выполняет руководитель в каждой из областей общения, можно определить структуру коммуникативной компетентности заведующего ДОУ (рис. 1).
Рис. 1. Сферы профессионально-деловых коммуникаций и составляющие коммуникативной компетентности заведующего ДОУ
Доклад подготовлен руководителями ДОУ *** района Оренбургской области в рамках отчета по готовности учреждений к внедрению ФГОС ДО