Доклад «О профессиональной компетентности руководителя ДОУ»

13 Апр 2014, Автор: admin

В современных условиях социально-экономические отношения, расширение сферы образовательных услуг предъявляют новые требования к профессиональной компетентности руководителя ДОУ и педагогов. В условиях рынка каждому специалисту необходимо не только постоянно совер­шенствовать профессиональное мастер­ство, но и быть готовым к изменению вида своей трудовой деятельности, проявлять экономическую и социальную активность.

Необходимо отметить, что реформиро­вание системы дошкольного образования повлекло за собой изменения нормативно-правового статуса детских садов. В дошколь­ных учреждениях появились платные до­полнительные услуги, были организованы группы   кратковременного   пребывания системы домашних мини-групп, некоторые детские сады получили статус автономной некоммерческой организации и т.п. Уровень образовательных услуг в разных детских садах во многом определяется личными качествами  заведующих,  их способно­стями защитить бюджет своих учреждений. Кроме этого, сегодня сохраняется интерес к дополнительно оплачиваемой педагоги­ческой практике, появляются частные дет­ские сады, центры дополнительного обра­зованию дошкольников. Все это требует от педагога хорошо развитых качеств дело­вой коммуникации. Зачастую специалист в области дошкольного образования не вла­деет основами экономических, правовых знаний, не может реализовать себя в сфере управленческого общения, что также явля­ется причиной оттока инициативных, пер­спективных сотрудников. Таким образом, возникает потребность в повышении ком­муникативной управленческой компетент­ности заведующего дошкольным образова­тельным учреждением (ДОУ) в процессе не­прерывной профессиональной подготовки.

Под управлением дошкольным образо­вательным учреждением традиционно по­нимают целенаправленную деятельность, обеспечивающую согласованность труда сотрудников; научно обоснованное воз­действие на воспитателей, обслуживающий персонал, детей, родителей и обществен­ность в целях оптимального решения проб­лем воспитания и обучения детей дошколь­ного возраста. Маркетинг в образовании – это вид деятельности образовательного учреждения, направленный на удовлетво­рение потребностей общества, социального заказа, на подготовку обучающихся, спе­циалистов с конкретно заданными лично­стными и профессиональными качествами.

Исходя из профессиональных обязан­ностей заведующего ДОУ, можно опреде­лить три основные области его профессио­нально-делового общения:

  • внешние контакты с представителями государственных, кооперативных, обще­ственных организаций, предприятий, кредитно-банковских учреждений;
  • внутренние контакты с работниками дошкольного образовательного учрежде­ния (педагогическим и обслуживающим персоналом);
  • контакты с родителями, как с потен­циальными потребителями образователь­ных услуг, так и с родителями детей, посе­щающих данный детский сад.

Центральным звеном, связывающим все эти деловые контакты, являются дети, образование которых выступает целью и содержанием деятельности ДОУ. Исходя из основных профессиональных функций, которые выполняет руководитель в каж­дой из областей общения, можно опреде­лить структуру коммуникативной компе­тентности заведующего ДОУ (рис. 1).

профессиональная компетентность руководителя ДОУ

Рис. 1. Сферы профессионально-деловых коммуникаций и составляющие коммуникативной компетентности заведующего ДОУ

Доклад подготовлен руководителями ДОУ *** района Оренбургской области в рамках отчета по готовности учреждений к внедрению ФГОС ДО