Е.Н. Водовозова О наблюдениях и опытах

30 Июн 2014, Автор: admin

1) Дайте ребенку стеклянную банку из-под варенья, скажите, чтобы он посадил в нее паука и завязал банку толстой бумагой, которая должна быть наперед вся исколота мелкими дырочками: иначе животное задохнется без воздуха. Затем пусть ребенок почаще засматривает в банку, что там делает его пленник. Кормить паука можно комарами и мухами. Каждый раз, когда ребенок будет бросать ему корм, пусть замечает, как он схватывает мух, как ест их. Как проводит первые нити своих тенет, куда прикрепляет их? Как делает паук середину паутины? Если в начатые тенета бросить комочек бумаги, что тогда произойдет? Как паук будет чинить свою паутину? Что сделает он, если в его жилище впустить какое-нибудь крупное насекомое, например, слепня или осу? <…>

3) Наберите во рвах и прудах головастиков; пусть ребенок каждый день меняет им воду и наблюдает их превращение. Что у них вырастает прежде: задние или передние ноги? Что делается с хвостом: длиннее или короче он становится? Когда хвост совсем отвалится, какой вид имеют головастики? Что образуется вместо жабр? Прежде чем головастики станут настоящими лягушками, что делается еще с ними?

4) Посадите в банку стрекозу, положите ей несколько листиков, пускайте к ней маленьких насекомых. Смотрите, как она будет их ловить. Некоторые стрекозы и «в своем заточении положат яйца. Какой формы эти яйца? В светлой банке ребенку удобно будет рассмотреть сложные челюсти стрекозы. Смотрите, как она ест.

5) Поймайте ящерицу и держите в просторной банке, в которой наложены камни и мох. Кормите ее мухами и другими насекомыми. Как она бегает? Как устраивает себе норку? В какое время ящерица обыкновенно бегает и когда она лежит?

6) Пусть дети наблюдают превращение бабочек. Для этого нужно приготовить деревянные ящички, дети и сами могут согнуть просторные коробки из папки. Крышкою для картонных коробок может служить другая такая же коробка, только несколько больше и вся исколотая сверху для воздуха. Ребенок должен внимательно осматривать сучки и листики растений, которые ему попадаются, и собирать куколки и личинки. Конечно, их следует размещать в различные коробки. Личинок и куколок следует собирать вместе с частями растений, на которых они встречаются, стараясь при этом не дотрагиваться до них руками, а снимать их листиком или прутиком, и так размещать их по коробкам. Пищу им, т.е. листья того растения, на котором они найдены, нужно всегда иметь свежую, опять-таки стараясь как можно меньше тревожить их руками; иначе много их гибнет. Если нашли какуюнибудь личинку, зарытую в землю, то ей в ящик на дно нужно посыпать земли и песку и, разумеется, тоже класть и листики. Эти наблюдения дают повод ко множеству бесед с детьми. Кроме того, какое полезное для них занятие! Как тут привязываются они к природе, сколько чистой радости испытывают, когда, например, услышат легкий шум крыльев бабочки о стенки коробки! Эти наблюдения они могут делать, в каком бы положении ни находились. Если и летом они должны жить в городе, то хоть несколько раз все-таки могут вырваться в поле или побывать в каком-нибудь саду. После одного лета тут ребенок хорошо усвоит все фазы развития и превращения бабочки, узнает пищу многих личинок; запомнит приметы, по которым можно узнать, что из яичек скоро выйдут личинки; что бывает с личинками, когда приходит им время окукляться; какой вид имеют куколки; в каком положении они находятся; бывает ли с ними какая-нибудь перемена перед превращением в бабочку <…>

.

Водовозова Е.Н. Умственное и нравственное воспитание детей. – СПб., 1876. – С. 136-138.