Экологизация образования: И.Г. Песталоцци

21 Июн 2014, Автор: admin

j.pestalozziПод влиянием взглядов Ж.-Ж. Руссо швейцарский педагог И.Г. Песталоцци признавал необходимым воспитывать и учить детей под руководством «природы», в соответствии с принципом природосообразности. Цель воспитания педагог видел в гармоничном развитии заложенных природой сил и способностей. Вот почему воспитатель должен посредством упражнений возбуждать в ребенке стремление к совершенствованию.

Обеспечить гармоничное развитие ребенка в полном согласии с его природой Песталоцци рассчитывал посредством разработанной им теории элементарного образования, включающей физическое, трудовое, нравственное, эстетическое и умственное воспитание.

Основа духовной жизни, по Песталоцци, – всемерное развитие органов чувств и обогащение чувственного опыта ребенка.

Для этого необходимо учить ребенка «в свободной аудитории «природы», учить его в поле, в лесу, в горах и долинах. «Пусть онпочувствует до конца, что здесь учит природа. Ты же должен со своим искусством тихо, почти крадучись, следовать за природой.

Когда птица очаровательно щебечет и когда червяк, только что появившийся на свет, ползет по листу, прекрати упражнение в языке. Птица учит, и червяк учит больше и лучше. Молчи!».

В своих работах «Как Гертруда учит своих детей», «Книга для матерей» Песталоцци определяет содержание первого круга представлений маленьких детей, призывает развивать их способность к синтезу и анализу.

До 5-ти лет детям необходимо давать возможность полностью наслаждаться природой: любые впечатления от природы благотворны. Дети наслаждаются ее непринужденностью, ощущают ее силу.

Исходным моментом познания Песталоцци считает восприятие окружающего мира посредством органов чувств. Педагог указывает на три ступени познания: чувственное восприятие окружающего нас мира, осознание впечатлений и мышление.

Этим ступеням соответствуют три органически связанные способности: способность к наблюдению, способность к речи и способность к мышлению.

Песталоцци считает необходимым знакомить детей с явлениями из области естествознания, географии, физики. Только после того, как будет заложен и упрочен фундамент человеческого сознания – созерцание природы, – можно начать обучение грамоте, связанное со сложным процессом абстракции.

Обучение должно носить развивающий характер. Этому способствуют наблюдения за явлениями природы по определенной схеме (форма, внешний вид, окраска и т.д.). Полученные знания о природе Песталоцци считал необходимым использовать в практической деятельности, в труде. Важным для современного понимания использования природы в экологическом образовании детей является указание Песталоцци на необходимость руководства процессом познания природы и ее взаимосвязей со стороны взрослых.

.

Гончарова, Е.В. Теория и технологии экологического образования дошкольников: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений / Е.В. Гончарова. – Нижневартовск: Изд-во Нижневарт. гуманит. ун-та, 2008. – С. 44-45.