Экологизация образования: Я.А. Коменский

18 Июн 2014, Автор: admin

komenskiyТермин «экологическое образование» появился в педагогической науке сравнительно недавно, однако проблема взаимодействия человека и окружающей среды, природы с разных точек зрения рассматривалась на протяжении всей истории педагогической мысли.

Современному педагогу необходимо знать, как шло становление экологического образования детей, чтобы иметь возможность использовать в своей практике богатый, более чем двухвековой педагогический опыт.

Красной нитью через педагогические учения нескольких столетий проходят идеи природо- и культуросообразности воспитания, выражающие стремление рассматривать процесс образования с позиций целостности человеческой личности, единства человека и природы (Я.А. Коменский, Ж.-Ж. Руссо, И.Г. Песталоцци и др.).

Первым педагогом, внесшим значительный вклад в развитие экологического образования детей, был Я.А. Коменский. Он жил в период становления опытных наук и искренне приветствовал проникновение человека в тайны природы. Я.А. Коменский глубоко изучая природу, предпринял попытки создать «Пансофию» – энциклопедию знаний о природе и обществе. Природа, по его мнению, являет собой отражение самого бога. Из этого представления о природе у него вытекает ряд выводов:

  1. 1. Проявления природы заслуживают исключительного внимания как проявления самого бога, а потому изучение природы необходимо. Природа наряду с Библией составляет своеобразную книгу и источник для изучения не только мира природы, но проявлений бога.

Уже одного такого заявления достаточно, чтобы преодолеть средневековое невнимание к природе и взгляд на материальную сторону мира как на нечто низменное и греховное. В этом взгляде Коменского на природу заключается, несомненно, прогрессивное начало, созвучное со всеми открытиями и изобретениями эпохи.

  1. 2. Понятие природы у Я.А. Коменского включает признак одушевленности. Он одухотворяет природу, приписывая ей свойства целесообразности, самопроизвольного движения каждой вещи к заложенному в ней Богом.

Поскольку Коменский был педагогом, его занимал вопрос о природе человека. Пристальное внимание он уделял проблеме умственного развития и обучения детей. Настаивая на посильности для детей знаний и умений, Я.А. Коменский осуществлял один из важнейших принципов обучения: доступности и занимательности этого процесса.

Системе школ, разработанной Коменским, предшествует материнская школа – дошкольное воспитание в семье, где основным педагогом является мать. Главная задача материнской школы в умственном воспитании заключается в накоплении конкретных представлений о предметах и явлениях, в развитии мышления.

По мнению Я.А. Коменского, жажда знаний обнаруживается у ребенка в раннем детстве, с 2-х лет. Ребенок входит во внешний мир при помощи «разведчиков» – органов чувств и осмысления воспринятого разумом.

В книге «Материнская школа» педагог наметил систематизированный круг первых представлений ребенка, его умений и навыков, что, по сути, является началом организованной образовательной работы в дошкольном возрасте. Необходимыми условиями обучения являются здоровье ребенка, учет возраста и развития.

В IV – центральной – главе работы Я.А. Коменский излагает программу обучения. В средневековых школах не изучались явления природы. Коменский же выдвигает на первый план те знания, которые можно обозначить термином «естествознание» в самом широком смысле слова. В естествознании он выделяет знания четырех видов: физики, оптики, астрономии и географии. К физике он относит знания, касающиеся стихий: огня, воздуха, воды, земли и явлений природы (дождь, снег, лед); знания богатств природы и ископаемых (свинец, железо). Сюда же он относит ознакомление детей с названиями деревьев, трав, цветов, птиц, животных, наконец, названиями частей тела и их назначением (уши, ноги т.д.). Понятно, что Я.А. Коменский во всех этих случаях предлагает ограничиться в дошкольном возрасте чисто эмпирическими представлениями об этих предметах и явлениях природы, то есть сделать их доступными внешним органам чувств детей, научить их различать сходные предметы и явления природы и правильно их называть.

Из оптики Я.А. Коменский считает достаточным дошкольнику знать, что такое тьма и свет, а также различать и показывать самые употребительные цвета; из астрономии – названия небесных светил (солнце, луны, звезды); из географии —знакомство с местностью, где ребенок родился и живет (деревня, город, крепость или замок, поле, луг, лес, река, гора и т.д.). Педагог подсказывает родителям и воспитателям глубокую мысль о том, что в этих элементарных познаниях детей уже кроется материал для будущего научного образования.

Исходя из утверждения «Ничего нет в интеллекте, чего бы не было прежде в ощущениях», Коменский-сенсуалист в основу познания и обучения поставил чувственный опыт, теоретически обосновал и подробно раскрыл принцип наглядности. Великий чешский педагог установил «золотое правило» дидактики, согласно которому следует «все, что только можно, предоставлять для восприятия чувствам, а именно: видимое – зрением; слышимое – слухом; запахи – обонянием; подлежащее вкусу – вкусом; доступное осязанию – путем осязания. Если какие-либо предметы сразу можно воспринимать несколькими чувствами, пусть они сразу схватываются несколькими чувствами».

Книга «Мир чувственных вещей в картинках» представляет собой наиболее отчетливый синтез педагогических воззрений Я.А. Коменского в их практическом применении к системе обучения по его дидактическим принципам. Главные идеи книги: признание внешних органов чувств главнейшими источниками познания окружающего; идея развития внешних органов чувств у детей; наглядность преподавания; дидактические правила о переходе от конкретного к отвлеченному, от общего – к частному и более специальному; от простого – к сложному. Наиболее ярко сказывается здесь одна из излюбленных Я.А. Коменским идей – идея реального энциклопедического образования.

Книга содержит краткий обзор явлений окружающего нас мира, состоит из рисунков, наименований и описаний предметов.

Неодушевленная природа представлена в 9 картинках, растительный мир – в 6, мир животных – в 16, все остальные картинки посвящены человеку, его происхождению, возрастным ступеням, элементам человеческого организма, деятельности людей. Я.А. Коменский был уверен в том, что человек, руководимый природой, может достичь многого.

В своих трудах Коменский подчеркивал, что точный порядок школы надо заимствовать от природы, что следует исходить из наблюдений над теми процессами, какие повсюду проявляет природа в своих действиях. В своем знаменитом сочинении «Великая дидактика» он формулирует общие закономерности природы, применяя их к обучению:

  1. 1. Природа тщательно приспосабливается к удобному времени.
  2. 2. Природа подготавливает себе материал, прежде чем начинает придавать ему форму.
  3. 3. Природа избирает для своего воздействия подходящий предмет.
  4. 4. Природа не смешивает своих действий, выполняет их по отдельности, в определенном порядке.
  5. 5. Всякое свое действие природа начинает изнутри.
  6. 6. Всякое формирование природа начинает с самого общего и кончает наиболее особенным.
  7. 7. Природа не делает скачков, а идет вперед постепенно.
  8. 8. Начав что-либо, природа не останавливается, пока не доведет начатое до конца.
  9. 9. Природа тщательно избегает всего противоречивого и вредного.

Я.А. Коменский считал человека частью природы, составной пангармонии (идеи, согласно которой все в мире согласовано между собой). Все в природе, включая человека, подчиненно единым законам. Эта мысль имеет большое значение для современного понимания экологических проблем, которые приобрели в настоящее время всеобщий характер.

Понятие Вселенной у Коменского ассоциировалось с тремя мирами – миром божественных идей, миром видимой природы, миром, созданным творческой деятельностью человека. Все эти миры взаимосвязаны между собой, в них действуют одни и те же законы, царит строгий порядок.

.

Гончарова, Е.В. Теория и технологии экологического образования дошкольников: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений / Е.В. Гончарова. – Нижневартовск: Изд-во Нижневарт. гуманит. ун-та, 2008. – С. 38-41