Экологизация образования: Я.А. Коменский
18 Июн 2014, Автор: adminТермин «экологическое образование» появился в педагогической науке сравнительно недавно, однако проблема взаимодействия человека и окружающей среды, природы с разных точек зрения рассматривалась на протяжении всей истории педагогической мысли.
Современному педагогу необходимо знать, как шло становление экологического образования детей, чтобы иметь возможность использовать в своей практике богатый, более чем двухвековой педагогический опыт.
Красной нитью через педагогические учения нескольких столетий проходят идеи природо- и культуросообразности воспитания, выражающие стремление рассматривать процесс образования с позиций целостности человеческой личности, единства человека и природы (Я.А. Коменский, Ж.-Ж. Руссо, И.Г. Песталоцци и др.).
Первым педагогом, внесшим значительный вклад в развитие экологического образования детей, был Я.А. Коменский. Он жил в период становления опытных наук и искренне приветствовал проникновение человека в тайны природы. Я.А. Коменский глубоко изучая природу, предпринял попытки создать «Пансофию» – энциклопедию знаний о природе и обществе. Природа, по его мнению, являет собой отражение самого бога. Из этого представления о природе у него вытекает ряд выводов:
- 1. Проявления природы заслуживают исключительного внимания как проявления самого бога, а потому изучение природы необходимо. Природа наряду с Библией составляет своеобразную книгу и источник для изучения не только мира природы, но проявлений бога.
Уже одного такого заявления достаточно, чтобы преодолеть средневековое невнимание к природе и взгляд на материальную сторону мира как на нечто низменное и греховное. В этом взгляде Коменского на природу заключается, несомненно, прогрессивное начало, созвучное со всеми открытиями и изобретениями эпохи.
- 2. Понятие природы у Я.А. Коменского включает признак одушевленности. Он одухотворяет природу, приписывая ей свойства целесообразности, самопроизвольного движения каждой вещи к заложенному в ней Богом.
Поскольку Коменский был педагогом, его занимал вопрос о природе человека. Пристальное внимание он уделял проблеме умственного развития и обучения детей. Настаивая на посильности для детей знаний и умений, Я.А. Коменский осуществлял один из важнейших принципов обучения: доступности и занимательности этого процесса.
Системе школ, разработанной Коменским, предшествует материнская школа – дошкольное воспитание в семье, где основным педагогом является мать. Главная задача материнской школы в умственном воспитании заключается в накоплении конкретных представлений о предметах и явлениях, в развитии мышления.
По мнению Я.А. Коменского, жажда знаний обнаруживается у ребенка в раннем детстве, с 2-х лет. Ребенок входит во внешний мир при помощи «разведчиков» – органов чувств и осмысления воспринятого разумом.
В книге «Материнская школа» педагог наметил систематизированный круг первых представлений ребенка, его умений и навыков, что, по сути, является началом организованной образовательной работы в дошкольном возрасте. Необходимыми условиями обучения являются здоровье ребенка, учет возраста и развития.
В IV – центральной – главе работы Я.А. Коменский излагает программу обучения. В средневековых школах не изучались явления природы. Коменский же выдвигает на первый план те знания, которые можно обозначить термином «естествознание» в самом широком смысле слова. В естествознании он выделяет знания четырех видов: физики, оптики, астрономии и географии. К физике он относит знания, касающиеся стихий: огня, воздуха, воды, земли и явлений природы (дождь, снег, лед); знания богатств природы и ископаемых (свинец, железо). Сюда же он относит ознакомление детей с названиями деревьев, трав, цветов, птиц, животных, наконец, названиями частей тела и их назначением (уши, ноги т.д.). Понятно, что Я.А. Коменский во всех этих случаях предлагает ограничиться в дошкольном возрасте чисто эмпирическими представлениями об этих предметах и явлениях природы, то есть сделать их доступными внешним органам чувств детей, научить их различать сходные предметы и явления природы и правильно их называть.
Из оптики Я.А. Коменский считает достаточным дошкольнику знать, что такое тьма и свет, а также различать и показывать самые употребительные цвета; из астрономии – названия небесных светил (солнце, луны, звезды); из географии —знакомство с местностью, где ребенок родился и живет (деревня, город, крепость или замок, поле, луг, лес, река, гора и т.д.). Педагог подсказывает родителям и воспитателям глубокую мысль о том, что в этих элементарных познаниях детей уже кроется материал для будущего научного образования.
Исходя из утверждения «Ничего нет в интеллекте, чего бы не было прежде в ощущениях», Коменский-сенсуалист в основу познания и обучения поставил чувственный опыт, теоретически обосновал и подробно раскрыл принцип наглядности. Великий чешский педагог установил «золотое правило» дидактики, согласно которому следует «все, что только можно, предоставлять для восприятия чувствам, а именно: видимое – зрением; слышимое – слухом; запахи – обонянием; подлежащее вкусу – вкусом; доступное осязанию – путем осязания. Если какие-либо предметы сразу можно воспринимать несколькими чувствами, пусть они сразу схватываются несколькими чувствами».
Книга «Мир чувственных вещей в картинках» представляет собой наиболее отчетливый синтез педагогических воззрений Я.А. Коменского в их практическом применении к системе обучения по его дидактическим принципам. Главные идеи книги: признание внешних органов чувств главнейшими источниками познания окружающего; идея развития внешних органов чувств у детей; наглядность преподавания; дидактические правила о переходе от конкретного к отвлеченному, от общего – к частному и более специальному; от простого – к сложному. Наиболее ярко сказывается здесь одна из излюбленных Я.А. Коменским идей – идея реального энциклопедического образования.
Книга содержит краткий обзор явлений окружающего нас мира, состоит из рисунков, наименований и описаний предметов.
Неодушевленная природа представлена в 9 картинках, растительный мир – в 6, мир животных – в 16, все остальные картинки посвящены человеку, его происхождению, возрастным ступеням, элементам человеческого организма, деятельности людей. Я.А. Коменский был уверен в том, что человек, руководимый природой, может достичь многого.
В своих трудах Коменский подчеркивал, что точный порядок школы надо заимствовать от природы, что следует исходить из наблюдений над теми процессами, какие повсюду проявляет природа в своих действиях. В своем знаменитом сочинении «Великая дидактика» он формулирует общие закономерности природы, применяя их к обучению:
- 1. Природа тщательно приспосабливается к удобному времени.
- 2. Природа подготавливает себе материал, прежде чем начинает придавать ему форму.
- 3. Природа избирает для своего воздействия подходящий предмет.
- 4. Природа не смешивает своих действий, выполняет их по отдельности, в определенном порядке.
- 5. Всякое свое действие природа начинает изнутри.
- 6. Всякое формирование природа начинает с самого общего и кончает наиболее особенным.
- 7. Природа не делает скачков, а идет вперед постепенно.
- 8. Начав что-либо, природа не останавливается, пока не доведет начатое до конца.
- 9. Природа тщательно избегает всего противоречивого и вредного.
Я.А. Коменский считал человека частью природы, составной пангармонии (идеи, согласно которой все в мире согласовано между собой). Все в природе, включая человека, подчиненно единым законам. Эта мысль имеет большое значение для современного понимания экологических проблем, которые приобрели в настоящее время всеобщий характер.
Понятие Вселенной у Коменского ассоциировалось с тремя мирами – миром божественных идей, миром видимой природы, миром, созданным творческой деятельностью человека. Все эти миры взаимосвязаны между собой, в них действуют одни и те же законы, царит строгий порядок.
.
Гончарова, Е.В. Теория и технологии экологического образования дошкольников: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений / Е.В. Гончарова. – Нижневартовск: Изд-во Нижневарт. гуманит. ун-та, 2008. – С. 38-41