Еще раз о детской субкультуре

01 Июн 2016, Автор: admin

Современная культура представляет собой «мозаику» из различных субкультур, которые довольно многообразны в своей классификации. Среди них особое место занимает детская субкультура.

С одной стороны, ее позиция по отношению к общечеловеческой культуре подчиненная и, в то же время отмечается относительная автономия детской субкультуры. Это связано с тем, что детское сообщество любого общества обладает собственным языком, использует свои формы взаимодействия, придерживается собственных моральных регуляторов поведения. На каждом возрастном этапе эти проявления довольно устойчивы, а развитие их происходит при значительной независимости от взрослых.

Разные исследователи (Н. Иванова, В. Кудрявцев, Т. Алиева, В. Абраменкова) по-разному трактовали понятие детской субкультуры и охарактеризовывали ее, но все они сходились в едином мнении о том, что детская субкультура является психолого-педагогическим феноменом.

Отмечается, что она представляет собой особую систему социально-психологических признаков, компонентов, атрибутов. Все это оказывает влияние на стиль жизни и мышление детей, способствует становлению у них осознанности и помогает утвердиться в своем миропонимании.

При своей относительной автономии детская субкультура, тем не менее, складывается внутри господствующей культурной традиции. Присваивая из нее многие культурные ценности, дети трансформируют их в собственную картину мира (особую, детскую систему представлений о мире).

Для отдельно взятого ребенка детская субкультура становится зоной вариативного развития, в которой малыш, накапливая социальный опыт взаимодействия со сверстниками, конструирует свой собственный стиль поведения и учится быть представителем детского сообщества, то есть активно формируется позиция «Я в группе».

Для группы детей детская субкультура позволяет выработать свою систему ценностей, определить внутригрупповую иерархию, утвердить себя в качестве «мы», отличного от «они», то есть происходит формирование позиции «Мы – группа».

В содержании детской субкультуры различают несколько компонентов.

Детский «правовой кодекс» закрепляет в группе правила организации детской деятельности, в частности вступления в нее и ее прекращения. Также «кодекс» регламентирует детское общение, внося в него разнообразные ритуалы. «Кодекс» формирует правила обмена и взыскания долгов, определяет знаки собственности, дает право старшинства и опекунское право в разновозрастной группе. Также в рамках «правового кодекса» детьми вырабатывается система воспитательных воздействий на сверстников, способы разрешения конфликтных и спорных ситуаций.

Детский фольклор в содержании детской субкультуры представлен прибаутками и потешками, считалками и колыбельными песнями.

Смеховой мир детства представлен в детской субкультуре достаточно ярко. В него входят анекдоты, розыгрыши и поддевки, перевертыши, истории-небылицы, детские садистские стишки («черный юмор»).

Способы и формы свободного времяпровождения представлены в детской субкультуре в основном разнообразными видами игровой и продуктивной деятельности. Также дети предпочитают посещение «страшных мест» и запрещенных мест и рассказывание о своих походах или страшных историй.

Детская мода и эстетические представления детей представлены в детской субкультуре такими формами как плетение веночков и создание «секретиков».

Также можно выделить детские проблематизации и философствование, словотворчество, т.е. такие субкультурные формы, которые имеют большое значение для овладения ребенком общечеловеческими ценностями.

Особое место в содержании детской субкультуры занимает коллекционирование и детское собирательство, чему будет посвящена следующая наша статья.