Формирование правового сознания дошкольников
18 Апр 2014, Автор: adminФормирование правового сознания дошкольников предлагается начинать в детском саду, так как это период первоначального становления личности, формирования основ самосознания и индивидуальности ребенка. Можно говорить о начале процесса социализации, приобщения к культуре, к общечеловеческим ценностям.
Ребенок приобретает первоначальный опыт поведения, отношения к близким людям, сверстникам, усваивает моральные нормы общества. У детей формируются такие важные для человека черты, как любовь к родному краю, Родине, доброжелательность к окружающим, уважение к людям других национальностей, активность и инициативность в самостоятельной деятельности, умение бережно относиться к результатам труда людей, желание посильно помогать им. Очень важно развивать эти качества, учитывая то, что ребенок живет в правовом пространстве и, следовательно, приобщение его к правовой культуре является значимым развивающим и социализирующим ресурсом.
Если формирование правового сознания через правовое обучение начинается, как правило, с подросткового возраста, то через другие средства воспитательного воздействия (личный пример воспитателя, семья, средства массовой информации и т.д.) этот процесс начинается гораздо раньше.
Уже на ранних стадиях развития личности ребенок с помощью различных каналов и средств передачи информации располагает знаниями, на основе которых у него возникает определенное понимание окружающей социальной действительности, формируется направленность сознания, усваиваются нормы и модели поведения.
Для определения, в какой возрастной период начинается формирование у детей убеждений в сфере морали и права, свидетельствующих об их социальном взрослении, происходит превращение ребенка в субъект сознательной социально-правовой деятельности, необходимо проанализировать правосознание в онтогенезе личности.
В возрасте от 1 года до 3-х лет возможности ребенка как субъекта социальной деятельности крайне ограничены, неразвиты, еще во многом сводятся к психофизиологическому уровню взаимодействия с объектами окружающей действительности. В связи с тем что ребенок в зарождающемся сознании идентифицирует отождествляет себя с внешним миром, его психика воспринимает элементарные нормы поведения, следование которым позволяет удовлетворять жизненные потребности и избегать негативных ситуаций. Этот возрастной период можно именовать начальным этапом формирования и развития индивидуального правосознания, т.е. началом правовой социализации ребенка.
Приблизительно с трехлетнего возраста ребенок, обнаруживая свои отличия от внешнего мира, осуществляет переоценку образцов, моделей, правил, которые были для него обязательными для исполнения, что проявляется как «кризис трех лет». Как результат этого процесса — развивающая в сфере самосознания способность к оценке и самооценке нормативных критериев взаимодействия с окружающей средой. В этот период упущения и ошибки в организации и проведении правовоспитательной работы способствуют появлению у детей нечестности, агрессивности, жестокости, эгоистичности, жадности и т.д. Поведение, основанное на указанных чертах характера, может становиться в дальнейшем для ребенка нормой социальной жизнедеятельности и приводить к формированию деструктивной личности, ведущей асоциальный образ жизни.
С 6—7-летнего возраста у ребенка, как правило, возрастает потребность в новых знаниях, умениях, появляются желание и предрасположенность к организованной учебной деятельности. Кроме того, возрастает способность дошкольника к саморегуляции поведения сообразно требованиям социального окружения, развиваются такие качества, как исполнительность, способность к самоконтролю и стимулированию. Внешняя норма ассоциируется с велениями взрослых, особенно воспитателей. Психологи отмечают, что дошкольники в этом возрасте относятся к мнению своего воспитателя как к «истине в последней инстанции». Нередко требования воспитателя не оспариваются даже родителями и выполняются ребенком как необходимость.
Подобная открытость сознания дошкольника внешним предписаниям имеет в своей основе осознанные мотивы и цели: овладеть новыми видами деятельности, системой норм, которые предписывают тип и способ разрешения противоречий на этом этапе развития ребенка.
В связи с существованием общественных требований и запретов у ребенка возникает осознание обязательного и запрещенного. Наряду с позицией «хочу» отчетливее проявляется следование социально-ориентированным категориям «можно», нельзя», «нужно», «должно». Проявляется различное отношение внешнего и внутреннего мира-поведения «для себя» и «для других». Отсутствие требований и безотказное удовлетворение потребностей формируют дошкольника с недоразвитием общественно-обязательного характера отношений.
С нашей точки зрения, особенности формирования правового сознания детей дошкольного возраста требуют специальных исследований не только с психолого-педагогических позиций, но и в юридической науке.
В юриспруденции отдельные исследования посвящены правосознанию подростков в возрасте от 14 до 17 лет, младших подростков. Трудно не согласиться с тем, что изучение структуры правосознания детей дошкольного возраста и направлений его формирования будет способствовать пониманию закономерностей формирования правового сознания и правосообразного поведения несовершеннолетних в целом.
Конвенция ООН о правах ребенка 1989 года провозглашает ребенка самостоятельным субъектом права. Однако реализации прав ребенка невозможно добиться только путем принятия законов и созидания механизмов обеспечения их выполнения. Не менее важным является осознание всем нашим обществом, взрослыми и детьми, необходимости устранения из нашего сознания непризнания ребенка самостоятельной личностью, имеющей свои права и обязанности.
Работники дошкольных образовательных учреждений нередко не могут донести до сознания детей в доступной форме информацию об их правовом статусе. Источниками этой проблемы являются, как правило, низкий уровень правовой компетентности этих работников, незнание механизмов правовоспитательной работы с семьей, которая является одним из основных институтов социализации, воздействует на формирование норм и ценностей, моделей и стереотипов поведения ребенка.
Нарушение прав ребенка, как известно, происходит как в образовательных учреждениях, так и в семье. Свои действия, ущемляющие права детей, взрослые пытаются оправдать заботой о ребенке, его будущем, о других детях. На самом деле причиной такого поведения является низкий уровень правовой культуры, незнание других форм взаимодействия и общения с детьми.
Вопрос защиты маленького человека от всех форм насилия остается важным и значимым, его нельзя рассматривать как модное направление педагогической деятельности и нельзя забывать в потоке множества дел.
Типичной формой правового воспитания в дошкольных образовательных учреждениях является эпизодическое проведение отдельных правовоспитательных мероприятий, которые не дают ожидаемых результатов, так как не выстроены в единую систему, не подкреплены достаточным наглядным и содержательным материалом, поддержкой родителей.