Формирование правового сознания дошкольников

18 Апр 2014, Автор: admin

Формирование правового сознания дошкольников предлагается начи­нать в детском саду, так как это период первоначального становления личности, формирования основ само­сознания и индивидуальности ребенка. Можно говорить о начале процесса социализации, приобщения к культуре, к общечеловеческим ценностям.

Ребенок приобретает первоначаль­ный опыт поведения, отношения к близким людям, сверстникам, усваивает моральные нормы общества. У детей формируются такие важные для челове­ка черты, как любовь к родному краю, Родине, доброжелательность к окружаю­щим, уважение к людям других нацио­нальностей, активность и инициативность в самостоятельной деятельности, умение бережно относиться к результатам тру­да людей, желание посильно помогать им. Очень важно развивать эти каче­ства, учитывая то, что ребенок живет в правовом пространстве и, следова­тельно, приобщение его к правовой культуре является значимым развиваю­щим и социализирующим ресурсом.

Если формирование правового со­знания через правовое обучение начи­нается, как правило, с подросткового возраста, то через другие средства воспитательного воздействия (личный пример воспитателя, семья, средства массовой информации и т.д.) этот про­цесс начинается гораздо раньше.

Уже на ранних стадиях развития лич­ности ребенок с помощью различных каналов и средств передачи информа­ции располагает знаниями, на основе которых у него возникает определенное понимание окружающей социальной действительности, формируется на­правленность сознания, усваиваются нормы и модели поведения.

Для определения, в какой возраст­ной период начинается формирование у детей убеждений в сфере морали и права, свидетельствующих об их соци­альном взрослении, происходит превра­щение ребенка в субъект сознательной социально-правовой деятельности, не­обходимо проанализировать правосо­знание в онтогенезе личности.

В возрасте от 1 года до 3-х лет возможности ребенка как субъекта социальной деятельности крайне огра­ничены, неразвиты, еще во многом сводятся к психофизиологическому уровню взаимодействия с объектами окружающей действительности. В связи с тем что ребенок в зарождающемся сознании идентифицирует отождест­вляет себя с внешним миром, его психика воспринимает элементарные нормы поведения, следование которым позволяет удовлетворять жизненные потребности и избегать негативных ситуаций. Этот возрастной период можно именовать начальным этапом формирования и развития индиви­дуального правосознания, т.е. нача­лом правовой социализации ребенка.

Приблизительно с трехлетнего воз­раста ребенок, обнаруживая свои отличия от внешнего мира, осуществляет переоценку образцов, моделей, правил, которые были для него обязательными для исполнения, что проявляется как «кризис трех лет». Как результат этого процесса — развивающая в сфере самосознания способность к оценке и самооценке нормативных критериев взаимодействия с окружающей средой. В этот период упущения и ошибки в ор­ганизации и проведении правовоспита­тельной работы способствуют появлению у детей нечестности, агрессивности, же­стокости, эгоистичности, жадности и т.д. Поведение, основанное на указанных чертах характера, может становиться в дальнейшем для ребенка нормой соци­альной жизнедеятельности и приводить к формированию деструктивной личности, ведущей асоциальный образ жизни.

С 6—7-летнего возраста у ребенка, как правило, возрастает потребность в новых знаниях, умениях, появляются желание и предрасположенность к организованной учебной деятельности. Кроме того, возрастает способность до­школьника к саморегуляции поведения сообразно требованиям социального окружения, развиваются такие качества, как исполнительность, способность к самоконтролю и стимулированию. Внешняя норма ассоциируется с веле­ниями взрослых, особенно воспитателей. Психологи отмечают, что дошкольники в этом возрасте относятся к мнению своего воспитателя как к «истине в по­следней инстанции». Нередко требова­ния воспитателя не оспариваются даже родителями и выполняются ребенком как необходимость.

Подобная открытость сознания до­школьника  внешним  предписаниям имеет в своей основе осознанные мо­тивы и цели: овладеть новыми видами деятельности, системой норм, которые предписывают тип и способ разрешения противоречий на этом этапе развития ребенка.

В связи с существованием обще­ственных требований и запретов у ребенка возникает осознание обяза­тельного и запрещенного. Наряду с позицией «хочу» отчетливее проявляется следование социально-ориентированным категориям «можно», нельзя», «нужно», «должно». Проявляется различное от­ношение внешнего и внутреннего мира-поведения «для себя» и «для других». Отсутствие требований и безотказное удовлетворение потребностей форми­руют дошкольника с недоразвитием общественно-обязательного характера отношений.

С нашей точки зрения, особенности формирования правового сознания детей дошкольного возраста требуют специальных исследований не только с психолого-педагогических позиций, но и в юридической науке.

В юриспруденции отдельные ис­следования посвящены правосознанию подростков в возрасте от 14 до 17 лет, младших подростков. Трудно не согла­ситься с тем, что изучение структуры правосознания детей дошкольного воз­раста и направлений его формирования будет способствовать пониманию зако­номерностей формирования правового сознания и правосообразного поведе­ния несовершеннолетних в целом.

Конвенция ООН о правах ребен­ка 1989 года провозглашает ребенка самостоятельным субъектом права. Однако реализации прав ребенка не­возможно добиться только путем при­нятия законов и созидания механизмов обеспечения их выполнения. Не менее важным является осознание всем на­шим обществом, взрослыми и детьми, необходимости устранения из нашего сознания непризнания ребенка само­стоятельной личностью, имеющей свои права и обязанности.

Работники дошкольных образова­тельных учреждений нередко не могут донести до сознания детей в доступной форме информацию об их правовом статусе. Источниками этой проблемы являются, как правило, низкий уровень правовой компетентности этих работ­ников, незнание механизмов правовос­питательной работы с семьей, которая является одним из основных институтов социализации, воздействует на форми­рование норм и ценностей, моделей и стереотипов поведения ребенка.

Нарушение прав ребенка, как из­вестно, происходит как в образова­тельных учреждениях, так и в семье. Свои действия, ущемляющие права детей, взрослые пытаются оправдать заботой о ребенке, его будущем, о других детях. На самом деле причи­ной такого поведения является низкий уровень правовой культуры, незнание других форм взаимодействия и обще­ния с детьми.

Вопрос защиты маленького человека от всех форм насилия остается важным и значимым, его нельзя рассматривать как модное направление педагогической деятельности и нельзя забывать в по­токе множества дел.

Типичной формой правового вос­питания в дошкольных образовательных учреждениях является эпизодическое проведение отдельных правовоспи­тательных мероприятий, которые не дают ожидаемых результатов, так как не выстроены в единую систему, не подкреплены достаточным наглядным и содержательным материалом, под­держкой родителей.