Формирование навыков здорового образа жизни у старших дошкольников в современном ДОУ

20 Июл 2012, Автор: admin

Здоровье дошкольников зависит не только от качества организации физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ, но и, в большей степени, от образа жизни детей, причем это должен быть здоровый образ жизни, который включает комплекс мероприятий, способствующих оздоровлению детского организма.

Все родители хотят, чтобы их ребенок был здоров. Но при этом мы повсеместно наблюдаем как они кормят ребенка таблетками, разрешают ему длительное время смотреть телевизор и играть в компьютерные игры, покупают всеми детьми любимые чипсы, кириешки, газированную воду, зачастую не отпускают детей на прогулку, т.к. это в данный момент неудобно родителям и т.д. И абсолютно не осознают, что именно эти деструктивные действия разрушают и физическое, и психическое здоровье детей.

Наблюдая такое положение вещей педагоги дошкольных учреждений приходят к выводу, что работа с родителями по проблеме формирования навыков здорового образа жизни у детей крайне необходима.

Предлагаем Вашему вниманию обобщение опыта работы по проблеме формирования навыков здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста в условиях современного дошкольного образования, подготовленное воспитателем МБДОУ «Детский сад №10 «Жемчужинка» п. Гранитный Новоорского района Оренбургской области Карамышевой Светланой Анатольевной.

… Для осознанного отношения детей к формированию навыков здорового образа жизни ввели кружок для детей «Здоровячок».

Цели занятий:

— развитие представлений о строении собственного тела, назначении органов;

— формирование представлений о том, что полезно и что вредно для организма;

— формирование у ребенка осознанного отношения к своему здоровью, потребности в здоровом образе жизни;

— развитие умения определять свои состояния и ощущения;

— формирование навыков оздоровления организма.

План работы кружка «Здоровячок»

На занятиях кружка рассказываем детям о строении человеческого тела и внутренних органах, вместе с детьми заучиваем правила гигиены, осваиваем навыки оказания элементарной помощи, учимся пользоваться телефоном, выполняем дыхательные и корригирующие гимнастики для глаз, осанки, от плоскостопия, обучаем приемам, снимающим повышенное эмоциональное напряжение, т.е. учим расслаблению, релаксации.

Очень благотворно на воспитание уверенности в себе, в своих силах влияют рассказы педагога о достижениях взрослых и детей в вопросах, связанных с формированием их здоровья. Однажды рассказала детям, что в одном классе со мной учился мальчик, у которого было очень слабое здоровье, и родители серьезно занялись с ним плаванием. Занятия этим видом спорта не только укрепили здоровье мальчика, но и помогли ему стать спортсменом и выступать на соревнованиях.  Очень приятно было, когда на следующий день Денис Мамуков рассказал историю про Юрия Власова, которому в 18 лет врачи определили страшную болезнь, но занятия спортом помогли юноше не только побороть болезнь, но и стать великим тяжелоатлетом.

На занятиях кружка используем рекомендации и оздоравливающие упражнения В.Т.Кудрявцева и Б.Б.Егорова.

После проведения каждого занятия кружка детям предлагаем выбрать цветные фигурки человечков. После первых занятий выбор цветов радостного спектра (красного, оранжевого, желтого и зеленого) составлял от 65 до 70%;  цветов грустного спектра (синего, фиолетового, черного) – соответственно 30-35%. В конце цикла занятий выбор цветов радостного спектра увеличился на 20% и дошел до 90%.

В ходе занятий у детей появляется стойкий интерес к гигиенической и двигательной культуре, формируются ценные навыки и привычки по уходу за телом, представления о самоконтроле самочувствия и методах оздоровления.

Работа по формированию навыков здорового образа жизни проводится в тесном сотрудничестве с семьями воспитанников.

В самом начале эксперимента чисто интуитивно поняли, что традиционные формы работы с родителями будут неэффективны, потому что формировать навыки ЗОЖ у детей можно лишь в том случае, если вся семья ведет здоровый образ жизни. Поэтому выбрали новую форму – детско-родительский спортивный клуб, который мы впоследствии назвали «Здоровячок».

Задачи:

1. Согласовывать точку зрения педагогов и родителей по вопросам здоровья и здорового образа жизни дошкольников, выявить факторы, влияющие на здоровье и образ жизни дошкольников; донести до родителей важность формирования навыков здорового образа жизни у детей.

2. Формировать у родителей и детей ответственность за свое здоровье и образ жизни в семье.

3. Создать условия для обмена семейным опытом по формированию навыков здорового образа жизни дошкольников и семей, в которых они воспитываются.

План работы детско-родительского спортивного клуба «Здоровячок»

Нелегко было привлечь родителей, многие ссылались на занятость, усталость. На первое занятие пришли лишь шесть мам со своими детьми. Занятия клуба строились на практическом материале — подвижные игры, физкультминутки, элементы массажа, игры на снятие эмоционального напряжения, дыхательная гимнастика, точечный массаж, комплексы игровой гимнастики и т.д. Очень интересно прошел вечер «Витаминный калейдоскоп», во время которого дети вместе с родителями защищали свои проекты о ценности и пользе «здоровой пищи».

В выходные дни устраивали походы-прогулки в парк, к речке. Новогодний утренник был проведен во дворе детского сада около наряженной новогодней елки. Восторгам детей и взрослых не было предела!

Родители стали активными участниками воспитательного процесса: вместе с детьми приняли участие в мероприятиях «Зарничка» (зимний спортивный праздник), «День защиты детей» (летний спортивный праздник). Семья Недашковского Данилы  заняла первое место в районных соревнованиях «Папа, мама, я – спортивная семья».

Отрадным считаю то, что к концу года занятия клуба стали посещать не только мамы, но и папы и посещаемость родителями занятий повысилась до 90%.