Коллекционирование и детское собирательство

02 Июн 2016, Автор: admin

Коллекционирование и собирательство имеют большое значение в развитии ребенка дошкольного возраста. Однако в последние годы мы наблюдаем, что данный компонент содержания детской субкультуры постепенно утрачивает свои воспитательные функции.

Количество детей, собирающих марки, открытки, календарики, книги с каждым годом становится все меньше и меньше. Современное поколение тяготеет к коллекционированию фантиков, вкладышей, наклеек. Такие предпочтения не самым лучшим образом сказываются на формировании художественно-эстетического вкуса и познавательной активности у детей. Марки, календарики, открытки отличаются широкой содержательной вариативностью. Они выпускаются с изображением животных и растений, знаменитых людей, географических объектов, с художественным содержанием и т.д.

На фантиках, наклейках вкладышах в основном представлены картинки в виде комиксов или в стиле комиксов. Подобные коллекции не имеют никакой воспитательной нагрузки, а нужны в первую очередь производителю данной категории товаров (в основном это разного рода сладости), чтобы обеспечить себя постоянным заинтересованным потребителем. По сути, производители спекулируют возрастным интересом детей к коллекционированию и зачастую специально предлагают альбомы для собирания коллекций, конкурсы, лотереи, призы для еще большего стимулирования детского интереса.

В таком ракурсе коллекционирование перестает иметь индивидуальную значимость. Ценность коллекции как таковой для ребенка утрачивается, потому что с ее помощью он лишь стремится получить награду. Для общества детское коллекционирование становится средством нормирования потребителя.

Кроме этого, современная индустрия предлагает подрастающему поколению коллекционные журналы с коллекционными предметами. Это такие серии как «Куклы», «Мир камня», «Автомобили», «Жуки» и др.

С одной стороны, в подобных коллекциях мы видим повышение их воспитательной и образовательной роли. Ребенок получает возможность не только собирать интересующие его предметы, но и узнавать о них достаточно разнообразную информацию.

С другой стороны, подобное коллекционирование становится делом не столько ребенка, сколько его родителей, ведь именно им приходится выкладывать за эти журналы немалую сумму из семейного бюджета.

Эта ситуация говорит нам о том, что образовательный аспект снова находится далеко позади, а на первое место опять же выходит формирование зависимого потребителя.

Анализ определений понятия «коллекционирование» позволяет заключить, что оно представляет собой целенаправленное и систематизированное собирание однородных предметов, представляющих научный, художественный, литературный и т.п. интерес.

В деятельности детей дошкольного возраста коллекционирование не реализуется в широком смысле. Дошкольники, в силу своих возрастных особенностей, еще не способны заниматься целенаправленным и системным коллекционированием. Скорее деятельность дошкольника можно назвать собирательством и она представляет субъективную ценность. Ведь этот опыт имеет огромное значение для развития познавательной сферы ребенка, становления познавательной активности и расширения кругозора. Наличие у ребенка стремления к коллекционированию говорит о формировании у него исследовательского поведения и проявлении поисковой активности. Сами же коллекции ребенка представляют собой выраженные на материальном плане такие его способности как классификация и систематизация.

В образовательном процессе детского сада коллекционирование широко используется при решении задач образовательной области «Познавательное развитие», а также имеет богатые педагогические возможности для интеграции разных видов детской деятельности.

На сегодняшний день коллекционирование представляет собой одну из интереснейших форм нетрадиционного обучения дошкольников в детском саду в совместной образовательной деятельности педагога и детей, а использование коллекционирования в семейном воспитании является прекрасным увлечением, способствующим объединению родителей и ребенка и становлению в их взаимоотношениях общности интересов.