Музейная педагогика в детском саду. Беседа 3: теоретическое обоснование вопроса

23 Фев 2012, Автор: admin

Подготовлено по материалам Т. Чумаловой //Дошкольное воспитание. – 2008. — №3. – С.58-63 (в сокращении).

В какой-то момент маленького философа начинают интересовать вечные вопросы: «Что такое искусство, как и почему оно возникло?», «В чем секрет красоты?», «По­чему все люди и народы на планете Земля разные?» и т.п. Бывает не просто ответить ребенку на подобные вопросы, да еще и говорить при этом простым, доступным, ясным языком.

И тут на помощь взрослым наставникам приходит музейная педагогика. Музейная педагогика в детском саду со своими методами, средствами, программами поможет не только ответить на бесконечные «Зачем?» и «Почему?», но и покажет связь времен, культуру и историю народа, духовный опыт человечества. Кроме того, музей — это еще и прекрасная среда, в которой организуется патриотическое воспитание дошкольников. Но, чтобы вос­пользоваться ее помощью, необходимо следовать неким правилам и постулатам.

Правило первое. К посещению любого музея необходимо серьезно, целенаправленно готовиться, а потом закрепить полученные впечатления и знания.

Включение музеев в образовательно-воспитательный процесс — дело не такое простое, как может показаться на первый взгляд. Педагоги, воспитатели, родители, знавшие великое и незаменимое значение музея как воспитательного и образовательного феномена, выражают порой недоумение: водят своих воспитанников в музей едва ли не каждый месяц, а ожидаемый результат все не достигается. Дети продолжают скучать, не могут сосредоточиться, не ведут себя положенным образом, а нередко отказываются от очередного посещения благородного учреждения. Словом, ко­личество никак не переходит в качество.

Оказывается, дело вовсе не в частоте посещений, а в степени подготовленности ребенка к восприятию предметного, условного музейного языка. Иными словами, необходима «прививка» музейной культуры. Привести детей в музей и ожидать от них полноценного восприятия музейной информации (эмоциональной реакции, выявления главной идеи экспозиции или экспозиционного комплекса, эстетического наслаждения и т.д.) — дело наивное и безнадежное. Это все равно, что уповать на то, что человек, впервые взявший в руки скрипку, кисть, глину, начнет создавать шедевры.

Музейный педагог (воспитатель) должен отдавать себе отчет в том, что ребенок не подготовлен к восприятию сложно символического языка музея, к постижению скрытого смысла окружающих его вещей. Задача в том и состоит, чтобы помочь маленькому человеку в этой непростой очень важной познавательной деятельности. Освоение (открытие) окружающего мира начинается с малого. С «путешествия» по своей комнате, квартире, с ново взгляда на привычные вещи. Если малыш научится в простом, обыденном видеть важное, интересное, он сумеет распознавать скрытые смыслы в отдаленных сложных явлениях и фактах культуры. Мир обыкновенных вещей более доступен и близок детям. Педагогу в сфере культурологического образования и эстетического воспитания отводится роль проводника в этот мир. Вооружившись методами музейной педагогики, он может повести начинающих следопытов дорогами познания к бесчисленным открытиям.

На предваряющих музейное посещение занятиях в детском саду педагог должен раскрыть своим питомцам смысл такого непростого феномена, каким является музей, познакомить со скрытыми смыслами и значениями предметов из окружающего мира как знаков культуры. «Говорящий» предмет помогает раскрыть сущность абстрактного культурологического или философского понятия («время», «культура», «музей», «памятник», «реликвия» и т.д.), объяснить сложные закономерности. В стенах музея маленькие посетители вместе с музейным педагогом продолжают начатый в дошкольном учреждении разговор, опираясь на материал музейной экспозиции.

«Бабушкины чердаки и сундуки», се­мейные альбомы и реликвии — незамени­мые помощники в изучении истории и культуры. К тому же в распоряжении педа­гога имеется большой выбор видеоматери­алов и других иллюстративных материа­лов, открывающих богатейший мир кол­лекций российских и зарубежных музеев.

Правило второе. Необходимо четко осознавать конечную задачу своей дея­тельности формирование творческой личности, способной заинтересованно воспринимать культурное наследие как часть настоящего и сознавать свою от­ветственность не только за его сохра­нение, но и за приумножение и передачу этого наследия другим поколениям.

Слова, звучащие несколько пафосно, на самом деле обозначают весьма конкретное явление и призывают к целенаправлен­ным действиям. Культурное наследие во всем его многообразии должно служить в качестве противоядия против псевдоцен­ностей, массовой культуры, стремительно и  агрессивно  захватывающих  сегодня культурное пространство. Следовательно, мы обязаны учить ребенка с дошкольного возраста отличать настоящее от подделки, истинное искусство от китча, прекрасное от дурного. А где, как не в музее, хранящем отобранные временем и оцененные поко­лениями и экспертами произведения ис­кусства и артефакты истории, формиро­вать развитый вкус, истинные ценности. Начать эту непростую работу можно и нужно еще за пределами музея — в детском саду, на предваряющих занятиях. Так, уча­стниками «диалога» могут быть старин­ные предметы, отличающиеся изыскан­ным вкусом: неброским рисунком, изящ­ными линиями, совершенной формой, на­пример старинная амфора, изящная ча­шечка и др. В диалог с ними вступают ве­щи, олицетворяющие современный китч, — та же «игрушечная» амфора, но с ярким, кричащим, псевдоантичным рисунком, ут­рированными формами.

Словом, осуществлению этой важной миссии по формированию у ребенка лич­ностного, эмоционального отношения к культурному наследию может способство­вать музейное образование.

Правило третье. Культурологическое и эстетическое образование с помощью музейных средств возможно только на основе знания и учета особенностей Чешского восприятия, строгого следова­ния психолого-педагогическим принци­пам, разработанным отечественными и зарубежными специалистами.

Я слышу и забываю.

Я вижу — и вспоминаю.

Я делаю и постигаю.

Это приписываемое Конфуцию изрече­ние может служить своеобразным эпигра­фом к музейной педагогике, ибо в нем за­ключен важнейший принцип данного на­правления образовательной деятельности. Изречение осмыслили современные ученые и выразили его на су­хом языке цифр:

То, что слышим, 10%.

То, что видим, 50%.

То, что делаем, 90%.

В основе развивающих методик музей­ной педагогики лежит и постулат выдаю­щегося русского психолога и педагога Л.С. Выготского, и постоянное обращение к опыту зарубежных психологов и педаго­гов, в частности американского философа, психолога и педагога Джона Дьюи, и реко­мендации выдающихся швейцарских уче­ных — психолога Жана Пиаже и педагога Иоганна Генриха Песталоцци.

Уникален опыт психолого-педагогичес­кой деятельности известного итальянского педагога Марии Монтессори, свидетельст­вующий: основа обучения и воспитания де­тей — сенсорное воспитание. Под воспитани­ем органов чувств Монтессори понимала не умение различать цвет, форму и различные качества предметов, а утончение чувств, раз­витие внимания, способности к собственно­му суждению о предмете. Важно и интерес­но для музейной педагогики предлагаемое Монтессори широкое использование чувст­ва осязания, которым оно часто заменяет зрение, учить видеть руками. И ныне музей­ные педагоги действуют согласно этому принципу, когда вместе со своими воспитан­никами с трепетом касаются старинных предметов, памятников архитектуры… Этот важнейший принцип освоения ребенком ок­ружающей действительности дополняется другим: «Помоги ему сделать это самостоятельно». Когда речь идет о таких сложных и тонких материях, как познание себя, других, окружающего мира, пагубным может оказаться любое насилие, давление, авторитарное суждение, которыми подчас грешат и педагоги, и воспитатели: «Делай, как я. Люби то, что близко мне». Музейная педагогика в детском саду призывает дать ребенку возмож­ность самому манипулировать предметами, извлекать заложенную в них информацию,  делать выводы и осуществлять свой выбор. Изучив эти и другие исследования, оте­чественные специалисты в области музей­ного образования сделали для себя единственный вывод: лишь апеллируя к эмоцио­нальной сфере детей, мы вправе говорить о решении сложнейшей психолого-педагоги­ческой задачи — включении общечеловеческих ценностей во внутренний духовный мир каждого ребенка. Иными словами, главный методический принцип музейной педагогики совпадает с главным принци­пом ценностного освоения действительно­сти: «Ценностям нельзя научиться, цен­ности необходимо пережить».

На практике принцип включения ребенка в активный познавательный процесс в прост­ранстве музея воплощается в заявленном девизе детских музеев и специализированных экспозиций для детей — hand’s on — «знание через руки». В большинстве зарубежных му­зеев знакомство с экспозицией, как правило, заканчивается творческой работой детей в музейных классах или мастерских. Здесь не­посредственно закрепляются полученные знания, которые тем самым становятся лич­ным приобретением каждого ребенка.  Изучение и анализ практической и тео­ретической деятельности отечественных и зарубежных ученых, опыта работы музей­ных педагогов Москвы и других регионов позволили предложить следующие мето­ды, наиболее точно отвечающие психолого-педагогическим установкам. Речь идет социальных ролях, создании игровых ситуаций, практическом манипулировании предметами, об использовании ассоциативных связей, о театрализации самостоятельной поисково-исследовательской деятельности.

Широкий спектр методов определяет неограниченный набор всевозможных приемов и форм работы: викторины, кроссворды, шарады, ребусы, командные соревнования. Они тесно взаимосвязаны между собой, поэтому их можно применять в разнообразных комбинациях. Отсюда творческие задания, выполняемые как в дошкольном учреждении, так и на музейных экспозициях, а также праздники, театральные постановки и т.п. Эффективны и небольшие самостоятельные исследования, например в рамках тем «Моя родословная», «Памятник в моем доме», «Путешествие по квартире», «Культуры, которые живут в моем доме».

Ведущий метод в работе с детьми дошкольного возраста, как известно, игра. Именно игре, моделируя разнообразные ситуации, ребенок познает окружающий мир, овладевает необходимыми навыками, приобретает собственный опыт. Воображение и фантазия, максимально развитые в детском возрасте, помогают ребенку проникнуться духом иного исторического времени, а значит, осваивать преобразовывать и присваивать накопленные историко-культурные ценности. В процессе игры решаются и обратные задачи: развивается память, творческая фантазия, воображение, образное мышление, расширяются ассоциативные связи, формируется речь.

Правило четвертое. Музейное образование предполагает необходимость четкой, структурно и содержательно  выверенной программы.

Формирование у ребенка целостной картины мира, стимулирование его творческих способностей и интереса к окружающему миру возможны на основе специальных занятий в музеях разного профиля, снабженных соответствующими творческими заданиями, маршрутными листам и др., на основе специальных музейно-образовательных программ, в которые включены музеи разного профиля. К таким программам относятся: «Музей и культура», «Предметный мир культуры», «Музей и окружающий мир», «Здравствуй, музей!» (авторы этих программ — работники Рус­ского музея в Санкт-Петербурге); в них каждая тема или раздел курса комплексно освещается под разными углами зрения на основе музейного, предметного материала.

Правило пятое. Познание истории, культуры, окружающего мира должно приносить радость.

Тогда исторические и культурологичес­кие факты, великие имена, стиль, вкусо­вые ориентиры эпохи — то, что составляет понятие «чувство времени», — останутся не только в сознании, но и в сердцах детей навсегда. Такими могут быть сценарии вводных занятий при подготовке детей к посещению музея или организация мини-музеев в детском саду и образовательная работа в них. Об особенностях, разновидностях мини-музеев и их использовании в образовательной деятельности мы поговорим с Вами при следующей встрече по данной теме.

ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ…