Информатизация дошкольного образования: повышение квалификации педагогов ДОУ

11 Янв 2012, Автор: admin

Е.В. Михеева
Оренбургский государственный педагогический университет

Опубликовано: Инновационная деятельность в системе дополнительного профессионального образования: материалы межрегион. науч.-практ. конф. (Оренбург, 21-22 ноября 2007г.). – Оренбург: Изд-во ОГПУ, 2007. – С.386-393.

Современное состояние дошкольного образования характеризуется тем, что одним из наиболее значимых направлений в его реформировании и модернизации является замена традиционных ценностей обучения ребенка на ценности развития личности. В отличии от образования на других возрастных этапах развития дошкольное образование рассматривается как система, в которой центральное место занимает не содержание и формы, а процесс взаимодействия педагога с детьми (Е.Г. Юдина). Воспитатель выступает для ребенка не столько носителем некоторого личного опыта, сколько выразителем общечеловеческого начала, полномочного представителя культуры (Л.С. Выготский).

Но в то же время, воспитатель ДОУ – ключевая фигура в реализации задач всестороннего развития ребенка первых семи лет жизни. В основу его профессиональной характеристики включается способность к функциональной адаптации в различных сферах педагогической деятельности, готовность самостоятельно проектировать и реализовывать образовательные маршруты развития ребенка, умение работать по новым программам.

Процесс информатизации в учреждениях дошкольного образования обусловлен требованием современного развивающегося общества, которое нуждается в том, чтобы его члены были готовы к труду в десятки раз более производительному и творческому, что обеспечивается наукоемкостью всех информационных средств – от персональных компьютеров до глобальных связей Интернет. В соответствии с Концепцией внедрения новых информационных технологий в дошкольное образование компьютер должен стать в детском саду ядром развивающей предметной среды. Он рассматривается не как отдельное обучающее игровое устройство, а как всепроникающая универсальная информационная система, способная соединиться с различными направлениями образовательного процесса, обогатить их и в корне изменить развивающую среду детского сада в целом, обеспечить взаимодействие ДОУ с семьей на современном уровне. Отечественные и зарубежные исследования по использованию компьютера в детских садах убедительно доказывают не только возможность и целесообразность этого, но и особую роль компьютера в развитии интеллекта и в целом личности ребенка (С. Новоселова, Г. Петку, И. Пашелите, С. Пейперт, Б. Хантер и др.).

Исследование В.С. Степовой показало, что очень малое количество дошкольных учреждений используют компьютеры для работы с детьми. Причем такая работа носит бессистемный характер, подбор содержания программ осуществляется педагогами по собственному усмотрению, а условия не всегда отвечают психолого-педагогическим и санитарно-гигиеническим требованиям к проведению занятий с использованием компьютеров для детей 5-6 лет.

Одной из ведущих причин, влияющих на внедрение компьютерных технологий в систему работы ДОУ, является компьютерная безграмотность педагогического состава ДОУ. Почти абсолютное большинство воспитателей не владеют компьютером и, в связи с этим, не представляют возможностей его применения.

В условиях перехода к информационному обществу предъявляются новые требования ко всем специалистам, особенно к специалистам в области образования, поскольку именно от них зависит образовательный уровень общества в целом. Поиск подходов, условий и методов подготовки человека к жизни в информационном обществе является насущной задачей современной педагогической науки. Это вызывает необходимость постоянно развивать и совершенствовать подготовку каждого специалиста в области образования и в том числе дошкольного. При этом вопросы профессиональной подготовки учителей в современных исследованиях освещены и раскрыты достаточно полно, а профессиональная подготовка педагогов дошкольного образования в области информационно-педагогической компетентности рассматривается недостаточно.

На практике под информационными технологиями в образовании понимают применение разнообразных современных технических средств хранения, поиска, воспроизводства и передачи информации для организации образовательного процесса, непосредственно для обучения или для самообразования. Сюда можно отнести и аудиовизуальные технологии, но главным образом – компьютерные, т.к. современный компьютер фактически все аудиовизуальные возможности в себя вмещает. Поэтому часто как синонимы используются термины «информационные технологии» (ИТ), «новые информационные технологии» (НИТ), «информационно-компьютерные технологии», «информационные и коммуникационные технологии».

С.Г. Вершловский отмечает, что информационные технологии в образовательном процессе содействуют:

— более полному раскрытию интеллектуальных способностей личности;
индивидуализации процесса обучения;

— диагностике и самодиагностике профессиональных качеств на основе использования тестирующих программ;

— широкому доступу к справочным, библиографическим, архивным и другим материалам;

— использованию в процессе обучения виртуального социального и профессионального пространства;

— концептуальному мониторингу профессионального состояния с использованием локальных и глобальных сетей, включая Интернет;

— коммуникативности в профессиональной среде на микро- и макроуровнях, включая телеконференции и публикации в сетях.

Новые информационные и коммуникативные средства меняют принципы организации и функционирования образования: они существенно облегчают перенос центра тяжести от лекционных форм к самостоятельной осмысленной образовательной деятельности обучающихся, от педагогического сопровождения самостоятельной работы обучающихся к самообразованию. Эти процессы в профессиональном образовании взрослых идут быстрыми темпами при условии, что взрослые обладают начальной компьютерной грамотностью и доступом к компьютерным и телекоммуникационным средствам (С.Г. Вершловский).

Социальные трансформации, связанные с переходом к информационному обществу, актуализируют проблему становления новой парадигмы образования, характеризующейся перераспределением акцентов с образовательной деятельности на самообразовательную. «Индивидуально-личностный процесс преобразования информации в знания (самообразование) становится ведущим видом деятельности в информационную эпоху».

Решение задачи подготовки специалистов нового качества, не только овладевших всеми достижениями современной науки и культуры, но и способных к дальнейшему непрерывному самообразованию и исследовательской деятельности, в основе которых в широком смысле лежат методы получения, усвоения, переработки и передачи разнообразной информации, возможно лишь на основе новых методов образования. Их создание и распространение в системе повышения квалификации педагогов позволит выполнить важное условие повышения качества образования – становление информационно-педагогической компетентности педагога-практика.

Исходя из этого, проблема становления информационно-педагогической компетентности педагогов дошкольного образования в условиях повышения квалификации приобретает особую теоретическую и практическую значимость.

Однако современными исследованиями выявляется ряд противоречий:

— между стремительными темпами роста знаний в современном мире и ограниченными возможностями их усвоения педагогами-практиками;

— доступность большого количества информации учебно-научных материалов электронного формата и отсутствие технологий, формирующих навыки работы с информацией и умения ее презентации в переподготовке специалистов дошкольного образования;

— между современными требованиями к профессионализму педагогов дошкольного звена, включающими информационно-педагогическую компетентность как одну из важнейших составляющий профессиональной компетентности педагога, с одной стороны, и отсутствием разработанных подходов к целенаправленному процессу становления информационно-педагогической компетентности, с другой;

— между современным пониманием научно-исследовательской работы педагога ДОУ как теоретико-экспериментальной разработки проекта решения актуальной психолого-педагогической задачи и зачастую стихийным, бессистемным ее осуществлением в практике дошкольного образования.

Организация информационного обеспечения учебного процесса на базе ИПК способствует становлению информационно-педагогической компетентности педагогов. Информационные компьютерные технологии позволяют модернизировать организацию, проведение, информационную поддержку учебного процесса.

Успех внедрения этих технологий лежит в последовательной реализации системного подхода от стадии проектирования до внедрения в учебный процесс. Творческий характер заданий, тем и исследований делают такую форму образования наиболее востребованной. В процессе творческой работы над заданиями, слушатели раскрывают связи между изучаемым явлением (понятием) предмета и другими образовательными областями (предметами) учебного плана. Они продолжают работу и в межсессионный период, что позволяет разработать качественные электронные дидактические материалы для своей педагогической деятельности. Кроме того, разрешение слушателями при обучении на курсах творческих ситуаций, позволяет одновременно осуществлять развитие у них навыков применения на занятиях различных педагогических подходов: интегрирующего, проблемного, личностно-смыслового.

При этом компьютеры служат подспорьем, позволяющим сэкономить время и сделать работу более эффективной: осуществить поиск информации, решить большее количество задач, проанализировать результаты, создать дидактические учебно-методические материалы в электроном виде.

Исследования М.Г. Копытиной, Н.В. Корчаловской показывают, что:

1. Существует мотивированная потребность у педагогов овладевать современными средствами информации.

2. Измененяется отношение педагогов к использованию ИКТ не только для обогащения собственной практики в теоретическом аспекте, но и включение их в образовательный процесс.

3. Руководители, специалисты и воспитатели ДОУ обоснованно мотивируют необходимость увеличение количества учебных часов на освоение ими ИКТ.

Продолжая работу в данном направлении, мы планируем подбор теоретического материала по вопросам позитивного воздействия компьютерных технологий на личность ребенка-дошкольника в качестве лекционного материала для слушателей курсов; создание банка мультимедийных материалов, отвечающих критериям оценки содержания и методов воспитания и обучения, реализуемых в дошкольном образовательном учреждении и распространение этих материалов по области.

Важно отметить, что в качестве итогового контроля на курсах повышения квалификации педагогов, слушатели разрабатывают и защищают творческие работы. Это способствует сознанию педагогом необходимости и возможности разработки им самим важной для него проблемы. Подготовленные к защите материалы иллюстрируются логически выстроенными презентациями, схемами и моделями организации образовательного процесса в ДОУ.

Литература
1.Вершловский, С.Г. Непрерывное образование как объект исследования /С.Г. Вершловский //Андрагогика: материалы к глоссарию. – СПб., 2005, — С.4-14.
2.Копытина, М.Г., Корчаловская, Н.В. Развитие педагогического творчества в системе повышения квалификации средствами ИКТ – условие качества дошкольного образования /Интернет <http://ito.edu.ru/2006/Rostov/III/III-0-18.html>
3.Кутузова, И. Повышение квалификации педагогов ДОУ в современном педагогическом пространстве. //Дошкольное воспитание. — 2005. — №9. — С.12-18.
4.Матюшкина, М.Д. Информационные технологии в образовании взрослых /М.Д. Матюшкина //Андрагогика: материалы к глоссарию. – СПб., 2005, С.73-81.
5.Пашкевич, Т.Д. Изменение профессиональной позиции воспитателя дошкольного образовательного учреждения в условиях повышения квалификации: автореф. дис… канд. пед. наук: (13.00.08) /Т.Д. Пашкевич. – Барнаул, 2002. – 20с.
6.Ткачук, Т.А. Становление информационно-педагогической компетентности будущих педагогов дошкольного образования в процессе организации научно-исследовательской работы: автореф. дис… канд. пед. наук: (13.00.08) /Т.А. Ткачук. – Петразаводск, 2007. – 23с.
7.Шуклина, В.А. К новой парадигме образования  XXI века: от образования к самообразованию /В.А. Шуклина //Образование и общество. – 2004. — №3.