Как открыть частный детский сад: проектирование модели учреждения

02 Окт 2013, Автор: admin

Статья посвящена поиску возможных альтернатив государственного образования в решении проблем повышения доступности и качества услуг дошкольного образования. Разработанный авторами Проект частного детского сада, позволяет субъектам образовательного процесса принимать активное участие в жизни страны через развитие и обновление форм дошкольного образования, через решение целого ряда задач по реализации государственной политики в области дошкольного образования.

Система дошкольного образования рассматривается сегодня как один из факторов улучшения демографической ситуации в Российской Федерации. Право на общедоступное, качественное дошкольное образование для каждого гражданина Российской Федерации декларировано в Конституции РФ (ст. 43).

Однако на практике этим правом сегодня может воспользоваться не каждый маленький гражданин нашей страны. Об этом свидетельствует анализ охвата детей-дошкольников в возрасте от 1 года до 7 лет. На 1 января 2013 года охват детей дошкольным образованием составил 63,7%. Очередь детей, стоящих на учете для определения в дошкольные учреждения, растет:

  • — в 2011 году – 1.5 миллионов детей;
  • — в 2012 году – 1,9 млн.;
  • — на 1 января 2013 года таких детей стало свыше 2 млн.

В ряде документов (Федеральная целевая программа развития образования на 2011-2015 годы от 7 февраля 2011 г №61; Концепция модернизации российского образования и др.) обозначены принципы развития образования, одним из которых является привлечение общества к активному диалогу и непосредственному участию в образовательных реформах. Одним из оптимальных путей реализации задачи общедоступности дошкольного образования является развитие предпринимательства в сфере дошкольного образования, максимальное открытие частных детских садов по всей России, с максимально комфортными условиями и с минимальной ценовой политикой для населения.

Динамика изменения количества негосударственных дошкольных образовательных учреждений говорит о некотором снижении: 2009 год – 1177 НДОУ; 2011 год – 954, 2012 год – 1022. На сегодняшний день в 1022 негосударственных образовательных учреждениях получают дошкольное образование более 80 тысяч детей, что составляет 1,4% от всех детей, охваченных дошкольным образованием.

Данные показатели свидетельствуют с одной стороны об остроте проблемы, с другой – о возможностях предпринимательства с точки зрения востребованности на рынке образовательных услуг.

В положительную сторону изменилась и государственная поддержка: законодательно установлена обязательность финансирования за счет бюджетных средств негосударственных ДОУ (Федеральный закон от 28 февраля 2012 года №10- ФЗ). Президент РФ в своем послании Федеральному Собранию 2010 года говорил о создании в субъектах программ поддержки НОУ, об уменьшении издержек за счет льготной арендной платы, налоговых льгот, о разрешении использования средств материнского капитала на дошкольное образование в НОУ.

Стратегическая цель проекта: повышение доступности качественного образования, соответствующего потребностям современного общества и требованиям инновационного развития экономики.

Задачи:

  • — обеспечение инновационного характера дошкольного образования;
  • — обновление структуры сети дошкольных учреждений;
  • — обновление механизмов финансирования дошкольного образования в соответствии с задачами инновационного развития;
  • — создание системы образовательных услуг, обеспечивающих раннее развитие:
  • — привлечение инвестиционных средств в развитие дошкольного образования

Опубликовано: Захарова, Е.Г., Слепухина, В.В. Проектирование модели негосударственного образовательного частного детского сада в поиске возможных перспектив повышения доступности и качества дошкольного образования / Е.Г. Захарова, В.В. Слепухина // Гуманитаризация как стратегия развития системы дошкольного образования в условиях модернизации: материалы Всероссийской научно-практической конференции (6-7 ноября 2013 г, Оренбург) / науч. ред. Н.К. Зотова, д.п.н., проф.; ФГБОУ ВПО ОГПУ. – Оренбург: ГБУ РЦРО, 2013. — С. 66-76.