Психологическое сопровождение образовательного процесса в ДОУ
09 Май 2014, Автор: adminПсихологическое сопровождение образовательного процесса является необходимым условием реализации ФГОС дошкольного образования. В дошкольных образовательных учреждениях возрастает роль деятельности педагога-психолога, поскольку достижение образовательных целей без психологического сопровождения программы осуществить сложно. ФГОС дошкольного образования предполагает психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении.
Рационально организованное взаимодействие педагога-психолога с участниками образовательных отношений в дошкольной организации и повышает эффективность образовательной работы с детьми. Учет возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников, создание необходимых условий для психического развития и становления личности каждого ребенка обеспечивает наиболее продуктивный характер образовательной деятельности. Повышение психологической культуры воспитателя — необходимая и важная составляющая психологизации образовательного процесса. Дошкольному учреждению необходима такая модель работы психолога, которая будет способствовать повышению психологической компетентности всех участников образовательного процесса.
Взаимодействуя с руководителем ДОУ, педагог-психолог оказывает психологическую поддержку новым работникам коллектива во время их адаптации, принимает участие в расстановке кадров с учетом психологических особенностей педагогов, проводит индивидуальное психологическое консультирование, участвует в комплектовании групп с учетом индивидуальных психологических особенностей детей. При необходимости рекомендует администрации направлять ребенка с особенностями развития на ПМПК, обеспечивает психологическую безопасность всех участников воспитательно-образовательного процесса.
Педагог-психолог может вносить предложения по совершенствованию образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении с точки зрения создания в нем психологического комфорта, формировать содержание психолого-педагогической работы по организации деятельности взрослых и детей в освоении образовательных областей, организовывать и проводить консультации по вопросам развития детей, составлять индивидуальные образовательные маршруты. Педагог-психолог консультирует коллег и родителей по коррекции отклонений в эмоциональной и когнитивной сфере развития воспитанников, содействует повышению уровня культуры общения с родителями, способствует созданию благоприятного психологического климата в коллективе.
В современной ситуации развития дошкольного образования возникает необходимость в непосредственном участии педагога-психолога в разработке основной общеобразовательной программы ДОУ, в анализе образовательной работы и формировании содержания психолого-педагогической работы. На наш взгляд, участие педагога-психолога при организации развивающей предметно-пространственной среды в дошкольном образовательном учреждении является необходимым условием повышения качества образовательного процесса. Педагог-психолог может выступать в роли эксперта, с предложениями по вопросам создания развивающего предметного пространства, содействовать формированию банка развивающих игр с учетом психологических особенностей дошкольников, проводить психологическое сопровождение конкурсов «Почемучки», «Веселые старты», «Конкурс семейных газет» и др.
На наш взгляд, участие педагога-психолога в проектировании образовательной программы может быть следующим.
Приказом по ДОУ педагог-психолог вводится в состав рабочей группы по разработке основной общеобразовательной программы дошкольного образовательного учреждения, под руководством старшего воспитателя, совместно с педагогами формирует содержание психолого-педагогической работы с детьми по освоению ими образовательных областей в разных видах деятельности со взрослыми и детьми, принимает участие в составлении индивидуальных образовательных маршрутов на основе данных мониторинга.
В течение учебного года в ДОУ организуется еженедельное планирование с участием педагогов. Например, в совместной работе педагога-психолога и старшего воспитателя в ДОУ был создан банк рекомендаций по использованию педагогами игрового и дидактического материала, заданий и упражнений для развития психических функций детей и др. На основании комплексно-тематического плана был составлен план взаимодействия всех специалистов, работающих с детьми в каждой возрастной группе: воспитателей, учителя-логопеда, музыкального руководителя и педагога-психолога. В соответствии с разработанной в ДОУ циклограммой деятельности педагог-психолог имел возможность включиться в режимные моменты, самостоятельную и совместную деятельность детей и педагога.
В утренние часы педагог-психолог встречает детей и родителей в группах детского сада, осуществляет положительный настрой на предстоящий день, по необходимости консультирует родителей и педагогов. Психологом используются следующие формы работы: ситуативная беседа, коммуникативные игры, игры на сплочение детского коллектива, и др. В утренние часы может осуществляться психолого-педагогическое наблюдение за деятельностью конкретного ребенка, взаимоотношений детей и взрослых, которые проводятся по запросу администрации, педагогов и родителей.
Во время непосредственно образовательной деятельности педагог-психолог осуществляет наблюдение за организацией разнообразных видов деятельности с детьми, помогает в создании эмоционального настроя, предлагает игры на развитие психических процессов, упражнения для активизации дыхания и голоса и др. Педагог-психолог обязательно осуществляет психологическое сопровождение детей на музыкальных и физкультурных занятиях, на праздниках, во время развлечений и досугов, участвует в подборе музыкального сопровождения для проведения релаксационных упражнений. На прогулке организует с детьми игры для развития коммуникативных умений и игры на социальное развитие детей. В течение дня педагог-психолог проводит психопрофилактические мероприятия с детьми с целью психогигиены детей и предупреждения психоэмоционального напряжения.
Учитывая индивидуальные особенности воспитанников помогает педагогам комплектовать кружки и творческие объединения, организовывать и проводить Дни открытых дверей в ДОУ.
В вечернее время педагог-психолог организует совместную деятельность с дошкольниками, в соответствии с ИКОМ, по формированию школьной готовности, развитию эмоционально-волевой сферы детей. В детском саду под руководством педагога-психолога работает «Мастерская по изготовлению традиционной тряпичной куклы», что вызывает большой интерес у дошкольников, способствует развитию их творческой активности и является средством изотерапии. В течение учебного года дети создают такие образы кукол как, Зерновушка, Тульская нарядная куватка, домашний оберег, Снегурочка, Пеленашка, Веснянка, Вербный ангел, Мартинички и др.
На наш взгляд, согласованное взаимодействие педагога-психолога с участниками образовательных отношений позволяет повысить качество образовательного процесса. Организованная таким образом деятельность педагога-психолога позволяет ему проявить себя в разных профессиональных ролях: психолога-проектировщика, психолога-преподавателя, психолога-куратора, психолога-эксперта.
Болью организм сигналит нам о своих проблемах и необходимости их скорейшего решения. Если Вас беспокоят боли в левом боку спины знайте, причины могут быть самыми разными. Посетите сайт «Медицина и здоровье» и найдите ответы на интересующие Вас вопросы о причинах, симптомах и особенностях лечения тех или иных заболеваний.