Психологическое сопровождение образовательного процесса в ДОУ

09 Май 2014, Автор: admin

Психологическое сопровождение образовательного процесса является необходимым условием реализации ФГОС дошкольного образования. В дошкольных образовательных учреждениях возрастает роль деятельности педагога-психолога, поскольку до­стижение образовательных целей без психологическо­го сопровождения программы осуществить сложно. ФГОС до­школьного образования предполагает психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса в дошкольном обра­зовательном учреждении.

Рационально организованное взаимодействие педагога-психо­лога с участниками образовательных отношений в дошкольной организации и повышает эффективность образовательной работы с детьми. Учет возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников, создание необходимых условий для психического развития и становления личности каждого ребенка обеспечивает наиболее продуктивный характер образовательной деятельности. Повышение психологической культуры воспитателя — необходимая и важная составляющая психологизации образовательного процесса. До­школьному учреждению необходима такая модель работы психо­лога, которая будет способствовать повышению психологической компетентности всех участников образовательного процесса.

Взаимодействуя с руководителем ДОУ, педагог-психолог ока­зывает психологическую поддержку новым ра­ботникам коллектива во время их адаптации, принимает участие в расстановке кадров с учетом психологических особенностей педагогов, проводит индивидуальное психологическое консультирование, участвует в комплектовании групп с учетом индивидуальных психологических особенностей детей. При необходимости рекомендует ад­министрации направлять ребенка с особенностями развития на ПМПК, обеспечивает психологическую безопасность всех участ­ников воспитательно-образовательного процесса.

Педагог-психолог может вносить предложения по совершен­ствованию образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении с точки зрения создания в нем психологического комфорта, формировать содержание психолого-педагогической работы по организации деятельности взрослых и детей в освоении образовательных областей, организовывать и проводить консультации по вопросам развития детей, составлять индивидуальные образовательные маршруты. Педагог-психолог консультирует коллег и родителей по коррекции отклонений в эмоциональной и когнитивной сфере развития воспитанников, содействует повышению уровня культуры общения с родителя­ми, способствует созданию благоприятного психологического климата в коллективе.

В современной ситуации развития дошкольного образования возникает необходимость в непосредственном участии педагога-психолога в разработке основной общеобразовательной програм­мы ДОУ, в анализе образовательной работы и формировании содержания психолого-педагогической работы. На наш взгляд, участие педагога-психолога при организации развивающей пред­метно-пространственной среды в дошкольном образовательном учреждении является необходимым условием повышения каче­ства образовательного процесса. Педагог-психолог может высту­пать в роли эксперта, с предложениями по вопросам создания развивающего предметного пространства, содействовать фор­мированию банка развивающих игр с учетом психологических особенностей дошкольников, проводить психологическое сопровождение конкурсов «Почемучки», «Веселые старты», «Конкурс семейных газет» и др.

На наш взгляд, участие педагога-психолога в проектировании образовательной программы может быть следующим.

Приказом по ДОУ педагог-психолог вводится в состав рабо­чей группы по разработке основной общеобразовательной программы дошкольного образовательного учреждения, под руководством старшего воспитателя, совместно с педагогами формирует содержание психолого-педагогической работы с детьми по освоению ими образовательных областей в разных видах деятельности со взрослыми и детьми, прини­мает участие в составлении индивидуальных образовательных маршрутов на основе данных мониторинга.

В течение учебного года в ДОУ организуется еженедельное планирование с участием педагогов. Например, в совместной работе педагога-психолога и старшего воспитателя в ДОУ был создан банк рекомендаций по использованию педагогами игрового и дидактического материала, заданий и упражнений для развития психических функций детей и др. На основании комплексно-тематического плана был составлен план взаимодействия всех специалистов, работающих с детьми в каждой возрастной груп­пе: воспитателей, учителя-логопеда, музыкального руководите­ля и педагога-психолога. В соответствии с разработанной в ДОУ циклограммой деятельности педагог-психолог имел возможность включиться в режимные моменты, самостоятельную и совмест­ную деятельность детей и педагога.

В утренние часы педагог-психолог встречает детей и родителей в группах детского сада, осуществляет положительный настрой на предстоящий день, по необходимости консультирует родителей и педагогов. Психологом используются следующие формы работы: ситуативная беседа, коммуникативные игры, игры на сплочение детского коллектива, и др. В утренние часы может осуществлять­ся психолого-педагогическое наблюдение за деятельностью кон­кретного ребенка, взаимоотношений детей и взрослых, которые проводятся по запросу администрации, педагогов и родителей.

Во время непосредственно образовательной деятельности педагог-психолог осуществляет наблюдение за организацией раз­нообразных видов деятельности с детьми, помогает в создании эмоционального настроя, предлагает игры на развитие психиче­ских процессов, упражнения для активизации дыхания и голоса и др. Педагог-психолог обязательно осуществляет психологическое сопровождение детей на музыкальных и физкультурных заняти­ях, на праздниках, во время развлечений и досугов, участвует в подборе музыкального сопровождения для проведения релакса­ционных упражнений. На прогулке организует с детьми игры для развития коммуникативных умений и игры на социальное раз­витие детей. В течение дня педагог-психолог проводит психопро­филактические мероприятия с детьми с целью психогигиены детей и предупреждения психоэмоционального напряжения.

Учитывая индивидуальные особенности воспитанников помогает педагогам комплектовать кружки и творческие объединения, организовывать и проводить Дни открытых дверей в ДОУ.

В вечернее время педагог-психолог организует совместную деятельность с дошкольниками, в соответствии с ИКОМ, по формированию школьной готовности, развитию эмоционально-волевой сферы детей. В детском саду под руководством педагога-психолога работает «Мастерская по изготовлению традиционной тряпичной куклы», что вызывает большой интерес у дошкольни­ков, способствует развитию их творческой активности и является средством изотерапии. В течение учебного года дети создают та­кие образы кукол как, Зерновушка, Тульская нарядная куватка, домашний оберег, Снегурочка, Пеленашка, Веснянка, Вербный ангел, Мартинички и др.

На наш взгляд, согласованное взаимодействие педагога-пси­холога с участниками образовательных отношений позволяет повысить качество образовательного процесса. Организованная таким образом деятельность педагога-психолога позволяет ему проявить себя в разных профессиональных ролях: психолога-проектировщика, психолога-преподавателя, психолога-куратора, психолога-эксперта.

Болью организм сигналит нам о своих проблемах и необходимости их скорейшего решения. Если Вас беспокоят боли в левом боку спины знайте, причины могут быть самыми разными. Посетите сайт «Медицина и здоровье» и найдите ответы на интересующие Вас вопросы о причинах, симптомах и особенностях лечения тех или иных заболеваний.