Риски внедрения ФГОС ДО. Часть 4

06 Сен 2013, Автор: admin

Несмотря на то, что в стандарте дошкольного образования прописаны требования к результатам реализации программы, судя по тексту, мониторинг теперь не является частью программы. Правда, здесь отмечаются положительные изменения по сравнению с первым и вторым проектами стандарта: наконец, разведены педагогическая и психологическая диагностика – и снята категоричность утверждений о том, что нельзя оценивать результаты развития воспитанников для того, чтобы корректировать собственную педагогическую деятельность.

«Результаты педагогической диагностики (мониторинга) могут использоваться исключительно для решения образовательных задач:

  • — индивидуализации образования (в том числе поддержки ребёнка, построения его образовательной траектории или профессиональной коррекции особенностей его развития);
  • — оптимизации работы с группой детей».

Это можно расценить только положительно. Однако и у «плюсов» есть «минусы». В стандарте сказано, что «все перечисленные выше характеристики являются необходимыми предпосылками для перехода на следующий уровень начального общего образования, успешной адаптации к условиям жизни в общеобразовательной организации и требованиям образовательной деятельности». Получается, что психолог, отслеживая формирование интегративных качеств личности, не несет ответственности за их соответствие целевым ориентирам, так как оценивает развитие детей, а педагог – несет, так как ориентиры являются «требованиями для анализа своей профессиональной деятельности» и связаны с реализацией образовательного процесса. Получается не комплексное сопровождение процесса успешной социализации, а «пальба по своим».

К чему это может привести? К утрате управляемости процесса реализации образовательной программы. Цели, задачи есть, но результатов быть не должно. Однако в стандарте четко сказано, что он может и должен использоваться для оценки качества дошкольного образования и аттестации педагогов. Значит, результаты все-таки должны быть описаны и подсчитаны. Тем более, что они будут влиять на оплату труда педагогов и финансирование детского сада.

Этот риск внедрения ФГОС ДО усиливается следующим фактом. «Требования Стандарта к результатам освоения Программы представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования, которые представляют собой возрастные характеристики возможных достижений ребёнка на этапе завершения уровня дошкольного образования». Только достижения ребенка – это новый термин, который появляется к концу описания стандарта. На уровне целевых ориентиров и результатов он не был задан изначально. Это может привести к двойной оценке эффективности образовательного процесса. Отдельно – для аттестации – будут оцениваться условия его реализации, содержание, формы и методы педагогического взаимодействия. Отдельно – достижения ребенка, которые, судя по тексту, авторы не дифференцируют от личностных и психологических новообразований. Только педагоги таких тонкостей не поймут: образование не позволит. Поэтому они будут оценивать достижения детей в образовательных областях – их умения и навыки, компетенции. Все вернется на круги своя. Зато авторы стандарта получат возможность его дальше совершенствовать, проникая в азы дошкольной педагогики и управления дошкольным образованием.

По материалам Н.В. Микляевой, кандидата педагогических наук, зав. кафедрой управления дошкольным образованием Института педагогики и психологии образования МГПУ, г. Москва

Познакомьтесь также с другими материалами по теме:

— общее представление о рисках внедрения ФГОС ДО;

— риск, связанный с требованиями к образовательной программе;

— риск, связанный с педагогической оптимизацией и сокращением.

.

В наши дни уже не представляется возможным во всех деталях отследить историю азартных игр. Современная индустрия азарта прошла путь от игральных костей до бесплатных игровых автоматов. Сейчас всё большее распространение получают онлайн-казино, которые бывают на любой вкус и цвет. Они предлагают множество ярких, интересных игровых слотов. Моим самым любимым автоматом является Crazy Monkey, где веселая обезьянка сопровождает весь игровой процесс.