Детское экспериментирование как средство развития познавательной активности

17 Авг 2012, Автор: admin

В Концепции модернизации российского образования говорится, что  развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, отличающиеся мобильностью, динамизмом, конструктивностью мышления, которые могут самостоятельно принимать решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия. А это во многом зависит от педагогов, работающих с дошкольниками, то есть у истоков становления личности. Педагоги должны переориентировать содержание образовательного процесса на  создание условий для саморазвития личности ребенка. Саморазвитие личности возможно лишь в деятельности, которая включает в себя  не только внешнюю активность ребенка, но и внутреннюю психологическую основу.

В связи с этим и представляет особый интерес изучение детского экспериментирования  — истинно детской деятельности,- и его активное внедрение в практику работы детского дошкольного учреждения.

Педагогам ДОУ следует создать в саду условия для исследовательской деятельности детей, где ребенок чувствует себя ученым, исследователем, а взрослый является равноправным партнером, соучастником деятельности, что позволяет ребенку проявлять собственную исследовательскую (познавательную) активность.

Усовершенствование образовательной работы с детьми заключается :

— в преобразовании предметно-развивающей среды, создающей ребенку свободу выбора и обеспечивающей успех в реализации поставленных целей;

— наработке конспектов, позволяющих осуществлять деятельностный подход;

— подборе диагностических методик для определения эффективности работы по развитию познавательной активности средствами детского экспериментирования.

В связи с важностью деятельностного подхода к развитию личности ребенка в ДОУ создается предметно-развивающая среда, которая строится на принципах доступности, новизны и с учетом личностно ориентированной модели взаимодействия. Это уголки экспериментирования, где детям предоставляется свобода для исследовательской деятельности. Для развития познавательной активности детей и поддержания интереса к экспериментальной деятельности необходимо  оборудовать и оснастить  «Детскую лабораторию».

Очень важно сделать в начале года перспективное планирование экспериментальной деятельности в каждой возрастной группе дошкольников.  Планирование детской экспериментальной деятельности включает в себя :

— экспериментальную деятельность, организованную педагогом;

— экспериментальную деятельность по инициативе детей (активизация деятельности посредством развивающей среды);

— познавательные занятия с элементами экспериментирования;

— демонстрационные опыты, реализуемые педагогом совместно с детьми;

— долгосрочные наблюдения-эксперименты.

А для отслеживания результатов овладения детьми экспериментальной деятельностью разработать диагностические методики или использовать уже существующие в дошкольной педагогике.

Три кита исследовательского обучения

Савенков Александр Ильич,  организатор,  руководитель  и председатель жюри Российского конкурса  для дошкольников и младших школьников «Я – исследователь», доктор психологических наук, доктор педагогических наук, директор Московского педагогического государственного университета, академик Академии педагогических и социальных наук  разделяет программу исследовательского  обучения дошкольников на три элемента:

Развитие у детей исследовательских умений и навыков.

Проведение исследовательского поиска требует специальных знаний, умений и навыков. И ребенка необходимо целенаправленно обучать, давать ему эти знания, развивать и совершенствовать необходимые в исследовательском поиске умения и навыки: видеть проблемы, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать умозаключения и выводы, структурировать материал, готовить собственные минидоклады, объяснять, доказывать и защищать свои идеи.

Детскую исследовательскую практику.

Основное содержание в этом разделе – проведение детьми самостоятельных исследований и выполнение ими творческих проектов. Занятия в этой программе следует выстраивать так, чтобы степень самостоятельности ребенка в процессе учебноисследовательского поиска постепенно возрастала.

Мониторинг исследовательской деятельности дошкольников.

 Ребенок должен знать, что результаты его изысканий интересны другим, и он обязательно будет услышан. С одной стороны, мы должны обязательно дать каждому ребенку возможность изложить собственные результаты, с другой – обучать его элементарным навыкам презентации собственных открытий. Постепенно каждый ребенок должен понять, что результаты своих исследований нужно не просто изложить, их требуется защитить. Для этого надо стимулировать детей к тому, чтобы слушая других, они задавали вопросы, учились слышать чужие аргументы. Для реализации этой задачи каждое детское исследование должно завершиться минидокладом с присутсвием слушателей и обсуждением. В рамках мониторинга исследовательской деятельности детей дошкольного возраста хороший эффект дают фестивали детских исследовательских работ. Форма фестиваля предполагает  представление детьми своих лучших работ, выполненных за определенное время. Причем надо помнить, что фестиваль – не конкурс, и здесь никто никого не ранжирует, хвалят всех. Другое дело – конкурсы детских исследовательских работ. Они тоже входят в нашу систему мониторинга детской учебно – исследовательской практики, но требуют деликатного отношения.

Создав систему мониторинга, следует обратить внимание  на критерии оценки результатов детских учебных исследований. Один из главных критериев, безусловно, степень самостоятельности. Ребенок выполняет работу под руководством взрослого, но участие взрослого должно быть строго дозированным. К числу важных критериев относятся: познавательная ценность темы, исследовательское мастерство (степень владения знаниями, умениями, навыками, освоенными в ходе исследовательской практики), и логичность изложения, умение отвечать на вопросы.

Структура детского экспериментирования

  • Постановка проблемы, которую необходимо разрешить.
  • Целеполагание (что нужно сделать для решения проблемы).
  • Выдвижение гипотез ( поиск возможных путей решения)
  • Проверка гипотез (сбор данных, экспериментирование, реализация в действиях).
  • Анализ полученных результатов (подтвердились ли гипотезы).
  • Формулирование выводов.

Критерии эффективности детской  исследовательской  деятельности

1. Соответствие целей и согласованность действий педагогов, родителей и детей.

2. Создание условий для исследовательской деятельности дошкольников  педагогами в саду, родителями дома.

3. Самостоятельность и добровольность участия в исследовательской деятельности.

4. Системность и учет возрастных особенностей ребенка.

5. Важно, чтобы рядом находились взрослые, которые достаточно деликатны, чтобы ребенка-исследователя не ломать, не навязывать ему свое видение мира, не подменять своими действиями. Ребенок может ошибиться, но это будет его ошибка, его опыт. Методом проб и ошибок человек познает мир и приходит к правильным выводам. пусть это будет маленький результат, но это результат, к которому ребенок пришел сам, самостоятельно ( конечно же  под умелом ненавязчивом руководстве педагога или родителя).

6. Презентация и оценка деятельности ребенка. Те знания, которые ребенок приобрел в результате исследовательской деятельности, не могут оставаться невостребованными. Результаты исследовательской работы важно оценить для того, чтобы поднять самооценку в глазах самого ребенка и в кругу сверстников. Обязательно нужно организовать презентацию результатов исследовательской деятельности ребенка и тем самым создать условия для опосредованного обучения сверстников.