ИКТ и мультимедийные технологии в ДОУ

13 Янв 2013, Автор: admin

Современные требования к личности нового поколения мо­гут успешно выполняться при условии развития ее интеллекту­ального потенциала, причем начало этому процессу может быть положено уже с первой ступени образовательной системы — до­школьной. Ибо, как доказывают современные исследования, уже в дошкольном возрасте создается благоприятный фон для ин­теллектуального развития детей, а возраст 5-7 лет особо важен в плане развития способности к осмыслению причинно-следственных связей и к логическому мышлению.

Задача взрослого в этом аспекте заключается в адекватном выборе содержания предъявляемых ребенку игровых проблем­ных ситуаций и заданий, эффективных технологий и средств, расширяющих зону ближайшего развития детей, побуждающих их к исследовательской пытливости и интеллектуальному твор­честву, культивирующих любознательность, инициативу, само­регуляцию, интерес к процессу и результатам собственной мен­тальной (познавательной) деятельности.

Процесс интеллектуального развития детей дошкольного возраста невозможен безинформационно-деятельностной формы, обладающей соответствующим содержанием. Ребенок-дошкольник может интеллектуально развиваться, но актуали­зация его имеющегося интеллектуального потенциала будет за­висеть от внимания со стороны родителей, педагогической кон­цепции ДОУ, профессиональной компетентности педагога в сфере интеллектуального развития детей, а также игровой предметно-развивающей среды, окружающей ребенка. А ребенка третьего тысячелетия в большей степени окружают виртуальные плоскости экранов — телевизионного и видеоэкрана, экранов ipad и ifon, сотового телефона и экрана компьютера. Отправной точкой данной статьи является мысль исследователя В.В. Абраменковой о том, что «…экран, внедряясь в детское сознание посредством оптических эффектов и самих телеобразов конструирует  «новую мораль», трансформируя ценностные ориентации и базовые потребности ребенка».

Действительно, экран стал завоевывать прочные позиции в образовании. А все началось еще в 6о-е гг. прошлого столетия с идеи профессора Сеймура Пейперта об использовании компьюте­ров в обучении детей. Ребенок, будучи от природы одаренным, считал он, может постепенно терять вкус к обучению. Одну из причин формирования у ребенка нежелания и даже страха обучения исследователь усматривает не в способностях, а в организации процесса обучения. Согласно Пейперту, компьютер — это средство, способное придать процессу обучения естественный, неформализованный характер. По его мнению, компьютер может изменить характер учения — учение не чему-то определенному, а учение вообще — и сделать его более интересным и эффективным, а полученные знания — более глубокими и обобщенными.

Разделяя точку зрения этих авторов, убеждаясь в необра­тимости процесса информатизации общества, и детского в том числе, мы считаем не столько возможным разумное, элементное использование информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ) и в системе дошкольного образования как одном из сегментов образования, сколько необходимым элементом формирования информационно-коммуникационной культуры детей. Действительно, сложно в полной мере осу­ществлять образовательный и воспитательный процессы, если при этом не учитывать современной действительности и дости­жений в области науки и техники. Такие современные техниче­ские средства и источники информации, как фрагменты видео­записей, телепередач, слайд-шоу, компьютерных презентаций, мультимедийных приложений и программ, посредством своих технических характеристик, определенного динамизма позво­ляют поддерживать познавательный интерес ребенка, ощущать радость осознания происходящего, удовлетворять свой менталь­ный опыт, возможность проявлять самостоятельность в обуче­нии, поиске знаний и решении проблемных задач. Более того, ИКТ обеспечивают возможность одновременной интеграции ис­пользования и восприятия графической и аудиовизуальной ин­формации, позволяют моделировать такие проблемные жизненные ситуации, которые сложно или даже невозможно иначе отразить в образовательном процессе.

Поддерживая мысль С.Л. Новоселовой о необходимости включения компьютера в предметно-развивающую среду детей дошкольного возраста, а также мнение Е.И. Бондарчук и Ю.М. Горвиц об эффективности использования в образова­тельном процессе ДОУ компьютерных программ, мы стоим на позиции не замены классических и традиционных методов обу­чения и развития детей старшего дошкольного возраста, а до­полнения и расширения их возможностей посредством разум­ного применения современных технологических средств.

По научно-исследовательским материалам В.Г. Яфаевой, В.В. Паниной

Полный текст статьи представлен в сборнике «Дошкольное образование в стране и мире: исторический опыт, состояние, перспективы:  материалы международной научно-практической конференции 10-11 ноября 2012 г. — Пенза — Москва  — Витебск: Научно-издательский центр «Социосфера», 2012 —  С.31-36.