Модернизация образования: социальные и гуманитарные науки

07 Дек 2013, Автор: admin

Попробуем прояснить один немаловажный момент в модернизации образования, – почему одни науки относят к социальным, а другие к гуманитарным. В.Г. Федотова в статье «Социогуманитарная наука и развитие общества» обосновывает, что данное разделение осуществляется не по предмету или методу, а на основе выбора исследовательской программы:

  • — в социальных науках (экономика, социология, психология, менеджмент и др.), как правило, используется натуралистическая исследовательская программа, ориентированная на объективированную схему познания, т.е. на модель объяснения и поиска закономерностей;
  • — в гуманитарных науках (филология, философия, культурология, педагогика и др.) применяется культур-центристская программа, которая, напротив, субъективирует изучаемый процесс, выявляя его смысложизненные характеристики, используя модель понимания.

Такое представление специфики социальности и гуманитарности вовсе не предполагает проведения строгой демаркационной линии между гуманитарными и социальными науками. Так, например, экономические дисциплины строятся как социальные, которые имеют некоторое методологическое сходство с естественными науками, преследующими цель раскрыть объективные стороны экономического процесса. Но поиск объективных закономерностей не всегда является доминирующим в социальном познании.

Часто ученым приходится принимать во внимание мотивы деятельности людей, далекие от стремления к выгоде, накопительству, поиску оптимальных решений. В социальных науках все чаще приходится учитывать так называемый «человеческий фактор», т.е. изменчивость и непредсказуемость мотивов экономического и социального поведения.

По материалам И.Б. Романенко, доктор философских наук, профессор кафедры философии Российского государственного университета им. А.И. Герцена, г. Санкт-Петербург