Направленность духовно-творческой самореализации одаренных дошкольников. Статья 2.
20 Сен 2012, Автор: adminПРОДОЛЖЕНИЕ. Начало — статья 1.
Основой первоначальной самооценки является умение сравнивать себя с другими детьми. Для 6-леток характерна в основном не дифференцированная завышенная самооценка. К 7-летнему возрасту она дифференцируется и несколько снижается. Появляется отсутствующая ранее оценка сравнения себя с другими сверстниками. Недифференцированность самооценки приводит к тому, что ребенок 6-7 лет рассматривает оценку взрослым результатов отдельного действия как оценку своей личности в целом, поэтому так важно поддержать позитивный «образ-Я».
Позитивная самооценка наблюдается у 94,3% опрошенных детей, из них позитивный образ описывают через личностные качества 90%, а 4,3% раскрывают позитивный «образ-Я» через созидательную направленность деятельности. Мы видим, что лишь небольшой процент дошкольников способны охарактеризовать себя через самореализацию, это говорит об эмоциональной окрашенности детского восприятия.
К 6-7 годам в сфере ощущений отмечается существенное снижение порогов всех видов чувствительности, повышается дифференцированность восприятия. Чаще всего в анкете встречаются ответы: я добрая(ый), веселая(ый), среди других качеств отмечают ~ я необычный, мамина любимая, особенный. Встречаются ответы «я — человек», что говорит об умении детей классифицировать живой мир, и ответы, отражающие чувствительность к противоречиям: я и добрый, и злой. 3,5% детей предшкольного возраста дают себе негативную самооценку, где снова небольшой процент характеризует себя через негативную деятельность, а остальные через описание качеств личности.
Рассмотрим, каким образом дети дошкольного возраста определяют «образ-Я» в будущем, то есть проектирование своей личности, которое ляжет в основу «Я-концепции». Самореализацию в труде, учебе и образовании, профессии определяют 30,5% детей. Предметно-событийное предпочтение в будущей жизни мы видим через желание путешествовать, иметь деньги, играть летом у 21,2%. Также 21,2% планируют создать семью, родить детей, стать взрослым и самостоятельным, строить планы с друзьями. Мы определяем эту группу детей как социально и коммуникативно-ориентированных, так как видим в ответах направленность на самореализацию в социальных ролях (быть другом, папой, мамой, женой). Эмоционально-ценностные притязания, выраженные в стремлении к любви — 8,5% дошкольников. Фантастические образы (феи) и волшебство как средство в будущей жизни находят 5,6% творческих натур. Лишь 1,4% детей ориентируют свое будущее на здоровье и красоту как ценности. Итак, образ будущего, в основном, современный дошкольник определяет как социальную самореализацию, где духовно-творческий компонент может быть ориентирован (35,3%) на реализацию следующих ценностей: семья, любовь, доверие в отношениях и дружбе.
К 6-летнему возрасту развивается четкая избирательность восприятия по отношению к социальным объектам, поэтому значимым взрослым необходимо обратить внимание на пробелы воспитания в стремлении к здоровому образу жизни и здоровью как ценности, а также на тот факт, что 9,9% детей не смогли определить образ и приоритет своего будущего, что негативно сказывается на духовно-творческой самореализации одаренных дошкольников и не только их.
ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ…
Читайте также — статья 3, статья 4, статья 5 по данной теме.