О проблеме разработки вариативной части образовательной программы ДОУ

08 Янв 2013, Автор: admin

О проблеме разработки вариативной части образовательной программы ДОУМодернизация системы образования в нашей стране поспособствовала определению места и статуса дошкольного образования как первого звена в общей системе образования и появлению принципиально новых документов, регулирующих отношения в области дошкольного образования – Федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования и к условиям ее реализации.

Внедрение новых нормативных документов обусловило значительные перемены в организации образовательной работы современного детского сада, а именно самостоятельную деятельность учреждения по разработке основной общеобразовательной программы дошкольного образования. Однако в Федеральных государственных требованиях, научной и методической литературе достаточно подробно представлены особенности разработки обязательной части основной общеобразовательной программы дошкольного образования: определена ее структура, прописано необходимое содержание каждой структурной единицы.

При этом проблема разработки части, формируемой участниками образовательного процесса (вариативной части образовательной программы ДОУ), почти не рассматривается. Из этого следует, что разработка данной части – это творческая работа педагога и воспитатель волен самостоятельно выбирать структуру и содержательное наполнение своей части программы, ориентируясь на раннее существовавшие требования к документам подобного рода.

Однако, исходя из опыта работы с педагогами на курсах повышения квалификации, мы можем заметить, что такая деятельность вызывает у практических работников системы дошкольного образования множество затруднений и вопросов.

1. Педагоги недостаточно четко представляют тип своей программы.

2. Педагоги испытывают затруднения в обосновании актуальности своей части программы и необходимости ее внедрения в практику работы в конкретной группе.

3. Педагоги испытывают затруднения в структурировании программы и, ориентируясь на структуру, предложенную к программам дополнительного образования, не учитывают требований Федерального государственного стандарта к основной общеобразовательной программе дошкольного образования, частью которой является разрабатываемый ими документ.

4. При планировании работы по программе педагоги не учитывают, что на части, формируемые участниками образовательного процесса, отводится не более 20 % времени. При этом в данные 20 % входит и программа второго воспитателя группы, и дополнительные образовательные программы специалистов детского сада.

5. Вызывает затруднение у педагогов определение «ожидаемого результата» исходя из содержания формируемой ими программы.

В связи с этим возникла необходимость в разработке методических рекомендаций по составлению части основной общеобразовательной программы, формируемой участниками образовательного процесса.

В первую очередь, следует обратить внимание на то, что часть Программы, формируемая участниками образовательного процесса, обеспечивает вариативность современного дошкольного образования, так как отражает:

1. Видовое разнообразие учреждений системы дошкольного образования.

2. Наличие приоритетных направлений деятельности детского сада, обеспечивающих развитие интегративных качеств дошкольников и равные стартовые возможности для дальнейшего обучения детей в общеобразовательных учреждениях.

3. Особенности проведения санитарно-гигиенических, профилактических и оздоровительных мероприятий и процедур в конкретном детском саду с учетом условий, которыми располагает учреждение.

4. Особенности физического, социально-личностного, познавательно-речевого, художественно-эстетического развития детей конкретной группы с учетом их интересов, желаний, потребностей и способностей, а также запросов родительской общественности.

5. Специфику национально-культурных, демографических, климатических условий, в которых осуществляется образовательный процесс конкретного ДОУ.

Таким образом, программа должна показать как с учетом конкретных условий, происходит обновление содержания образовательной деятельности детского сада. В качестве примера можем привести опыт создания в дошкольном образовательном учреждении собственной нетрадиционной модели организации обучения, воспитания и развития дошкольников. Педагоги МАДОУ «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением физического развития воспитанников № 9» г. Кувандыка в рамках Федерального проекта «Модернизация муниципальных систем дошкольного образования» разработали вариативную модель физического развития дошкольников, содержание которой составляют культурно-антропологические практики.

В программе должно быть отражено обновление педагогических технологий, применяемых в работе с детьми и здесь заслуживает внимание опыт работы педагогов МБДОУ «Центр развития ребенка – детский сад № 199» г. Оренбурга, которые с успехом внедряют комплексно-тематический принцип планирования и опыт работы педагогов МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию детей № 3» г. Оренбурга, которые осуществляют обучение дошкольников в разных видах деятельности с учетом принципа интеграции.

Современная образовательная политика во главу угла ставит Человека и развитие «человеческого в Человеке», а следовательно, программа должна показать как учитываются индивидуальные особенности, интересы и возможности каждого воспитанника. Педагогами МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 171» г. Оренбурга

В современных условиях значительное внимание рекомендуется уделять активизации самостоятельной деятельности дошкольников. Поэтому в программе необходимо отразить как повышается мотивация образовательной деятельности воспитанников дошкольного учреждения. Педагогами МБДОУ «Детский сад № 118» г. Оренбурга разработана и внедряется вариативная модель предметно-развивающей среды детского сада, которая формирует зону вариативного развития детей и позволяет каждому воспитаннику развиваться по самобытным законам дошкольного детства.

С моделями и диссеминационными материалами можно познакомиться на сайте Оренбургского института повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования orenipk.ru (Проекты – Модернизация муниципальной системы дошкольного образования) или на сайте автора статьи «Волшебный сад детства» http://el-mikheeva.ru в рубрике «Оренбург в Федеральном проекте».

.

Очень надеемся, что наши статьи помогут Вам разобраться во всех инновациях, происходящих в дошкольном образовании. Но, окунувшись в рабочие будни, не забывайте о том, что вы — женщины, и должны быть не только умными, но и красивыми. Все, что нужно для наращивания ногтей гелем в домашних условиях, расскажет сайт Social Woman и Вы сможете самостоятельно, при наличии некоторых инструментов и соблюдении несложных правил сделать свои пальчики аккуратными и красивыми.