Предшкольная подготовка дошкольников, не посещающих ДОУ

04 Апр 2013, Автор: admin

Предшкольная подготовка дошкольников, не посещающих ДОУВ данной статье представлены материалы из опыта работы по использованию современных эффективных технологий в предшкольной подготовке дошкольников, не посещающих ДОУ.

В дошкольном возрасте происходит становление основных личностных механизмов и образований. Развиваются тесно связанные друг с другом познавательная и эмоционально-личностная сферы ребенка. Только отношение к детству как к самоценному времени жизни делает детей в будущем полно ценными школьниками, формирует такие личностные качества, как самостоятельность, инициативность, ответственность, творчество, компетентность, коммуникативность, произвольность, столь необходимые в дальнейшем, за пределами детства. Наличие знаний само по себе не определяет успешность обучения. Исходя из этого определено, что важнее воспитание у детей 5-7 лет качеств, необходимых для овладения учебной деятельностью.

В 1996 году, в Норильске был введен социальный проект «Материнское право» — разрешающий матери с ребенком до поступления в школу находится дома с сохранением среднего заработка. Не прошло и двух лет как в образовательные учреждения города стали поступать дети с некоторой проблемой коммуникабельности, с педагогической запущенностью и пр. 1997-1998 годы были отмечены страшным дефицитом в городе мест в дошкольных учреждениях, и высоким процентом неподготовленности среди поступавших в школу детей — на 75 % дети к школе были не готовы. Более того, если 1996-1997 год — отмечался процентным ростом молодых родителей — алкоголиков (30%), то за 1999 и 2000 год — появились родители наркоманы. Норильские дети стали заложниками социальной программы, которую для них придумали взрослые, что чревато социальной изоляцией и как следствие, дезаптацией впоследствии.

Подобная ситуация подняла вопрос о необходимости разработки эффективной системы дошкольного образования детей 5-7 лет, не посещающих ДОУ, и ее содержательного компонента. Целый ряд необходимых шагов для решения проблемы предшкольной подготовки, уже отработаны педагогами Норильска. Разработаны адаптированные образовательные программы для обучения детей, не посещающих детские дошкольные учреждения, проведен мониторинг состояния здоровья детей, разработаны образовательные программы для подготовки и переподготовки специалистов для работы с детьми дошкольного возраста, не посещающих детские дошкольные учреждения.

Рамки статьи не подразумевают освещение всех составляющих решения проблемы предшкольной подготовки дошкольников, не посещающих ДОУ. Так как разработка эффективной системы дошкольного образования детей 5-7 лет и ее содержательного компонента требовала включения всех субъектов образования, то в работу активно включились не только педагоги практики города, но и педагоги ученые -преподаватели института повышения квалификации, которые в качестве своего участия предложили руководство научно-исследовательскими проектами. Исследование и результаты одного из них, безусловно, достойны внимания. Мы осветим только одно из интересующих нас направлений по разрешению вопроса социальной изоляции и социальной адаптации детей дошкольного возраста, не посещающих ДОУ.

Детский сад традиционно ориентирован на познавательное развитие детей, здесь ребенок может получить то, что не всегда получает в семье (и не только рациональное питание, но и возможность регулярно заниматься под руководством специалистов). При поступлении ребенка в дошкольное учреждение, он автоматически включается в «детское сообщество», где начинает осваивать новую и очень значимую для его дальнейшего развития роль — роль члена общества, где будет приобретаться, и формироваться опыт взаимодействия со сверстниками. Для решения многих задач требуется переосмысление ролей педагога и родителя в системе «детский сад — семья» и отказа от сложившейся ранее позиции экспертиз с обеих сторон: «что сделал Вы, а что делаете ВЫ». Способов налаживания контактов с семьей существует множество. Предлагаемый в данной статье опыт работы по преемственности семьи и детского сада может быть адаптирован к работе с родителями детей, как посещающих детское учреждение, так и к работе с родителями, чьи дети еще не посещают детский сад. В своей исследовательской работе мы сделали ставку на социум. Формой участия родителей в образовательном процессе мы избрали — социально ориентированный клуб «Мой Кроха и Я» на базе дошкольного учреждения для неорганизованных детей. Реализация проекта работы клуба должна на наш взгляд, помочь выстроить новую модель педагогического взаимодействия, в которой ребенок будет ведущим субъектом внимания, а взаимоотношения между педагогом и родителями конструктивными, эмоционально ровными, взаимно приемлемыми.

Целью клуба «Мой Кроха и Я» стало создание социально-педагогического комплекса с широким участием родителей в его работе. В деятельность клуба мы решили ввести активное взаимопроникновение и народной семейной педагогики, и современного дошкольного воспитания. Родителям наших воспитанников представилась реальная возможность свободно, по своему усмотрению, в удобное время знакомиться с деятельностью своего ребенка. На занятиях клуба папы и мамы смогли увидеть, как ведет себя малыш в новых, неизвестных ему условиях, составили свое новое представление о его способностях, более объективно оценили как слабые, так и сильные стороны своего ребенка, увидели перспективы образовательного учреждения, оценили значение процесса воспитания в дошкольном учреждении, получая возможность непосредственно наблюдать педагогический процесс. Интегрированный подход в функционировании клуба, создание интеллектуальной среды в условиях дополнительного образовательного пространства, усилило познавательный компонент и стало характерной чертой во взаимодействии детей — родителей — педагогов. Установление партнерских отношений с семьями воспитанников поможет осуществить преемственность перехода от воспитания в условиях семьи к воспитанию в детском дошкольном учреждении, обеспечив при этом успешную адаптацию, полноценное физическое воспитание, активизацию познавательной деятельности и раннюю социализацию ребенка.

По материалам Н.И. Князевой, г. Норильск (Педагогические инновации в дошкольном и начальном образовании: Сборник статей Региональной научно-практической конференции (25-26 апреля 2008г. г. Тобольск). — Тобольск: ТГПИ им. Д.И. Менделеева, 2008. — С. 43-44).