Пример детского проекта «Укрощение огня»

20 Авг 2012, Автор: admin

Победитель Регионального Конкурса и Лауреат Российского Конкурса «Я — исследователь»

 Исследовательская  работа

«Укрощение огня»

Исследователь: воспитанница МДОУ № 3 «Буратино» п. Энергетик  Новоорского района Оренбургской области Кадакина  Валерия (5 лет)

Почему  я  заинтересовалась огнем ?

На Новый год мы с мамой и папай зажигали бенгальский огонь. Искры были такие красивые. Я  потрогала их  руками, но они были горячие и обожгли мне пальцы. Ощущение было такое, будто мне  в кожу кололи горячие иголки. Папа мне объяснил, что  искры –это мельчайшие частички огня; они опасны и могут привести к большому пожару: в Твери погибло много людей в кафе «Хромая лошадь»

Мне стало интересно :

Для чего нужен огонь людям ? Огонь приносит людям пользу или вред? Какая  опасность исходит от огня?  Откуда он появился ? Что горит в огне? Что не горит в огне ?  Чего боится огонь и как его победить ?

Я решила начать собственное исследование и найти ответы на  мои вопросы.

Глава 1.

Я начала свое исследование с опроса  близких мне людей: «Для чего нужен огонь людям?» и их ответы оформила в картинках ( прилагаю)

И получила такие ответы:

Мама :  «Для приготовления  пищи»

Папа : «В сварочном аппарате для сварки  труб»

Сосед дядя  Коля : «В моторе автомобиля работает  огонь. Огонь сжигает бензин и приводит в движение машину. Так же  работает огонь в космической ракете: в ее могучих двигателях сгорает ракетное топливо и приводит в движение ракету». Я видела по телевизору, когда космическая ракета взлетает ввысь, то оставляет яркий хвост огня.

Воспитатель  Татьяна Викторовна: «В доменной печи полыхает огонь и плавит железную руду, выплавляя из нее  металл».

Старший воспитатель Валентина Михайловна: «В другой печи огонь варит стекло, из которого мастер –стеклодув делает красивые стеклянные изделия».

Ребята из моей группы : Огонь нужен для  сжигания мусора на огороде. Костер нужен для отдыха на природе, чтобы испечь картошку. У памятников горит Вечный огонь, чтобы люди помнили героев.

Я сделала  вывод : «Огонь приносит людям пользу»

Глава  2.

Далее я решила узнать : «Приносит ли огонь вред людям? Какая опасность исходит от огня?»

 Я провела интервью с пожарным, который работает в пожарной части нашего поселка Энергетик.

 Вопрос : Какую опасность приносит огонь?

Ответ: От огня могут возникнуть пожары.

Вопрос :  Какую опасность представляют пожары?

Ответ : Во время пожара могут погибнуть люди, скот, дома, мебель, посевы, леса, целые деревни и даже города. Кроме пламени опасен ядовитый дым, от которого люди теряют сознание и умирают.

Вопрос: От чего возникают пожары?

Ответ: Пожар может возникнуть случайно, например, от грозовой молнии. Но чаще всего пожары возникают из-за неправильного, небрежного обращения людей с огнем или электроприборами.

Я сделала вывод : «Огонь приносит людям опасность – пожары»

Глава 3.

Я задумалась : «Всегда ли люди знали огонь? Откуда он появился?»

Мы с мамой нашли в интернет мультфильм «Открытие огня». Я узнала , что что древние люди не знали огня.  Они  бродили небольшими группами и искали себе еду, охотились с палками и камнями на животных. Жили  они в пещерах, где было темно и холодно. Однажды от молнии загорелось дерево и смелый древний человек взял горящую ветку в свою пещеру. Теперь в каждой пещере было место для огня – очаг. На огне готовили еду, грели воду, отпугивали опасных животных горящими ветками. Но огонь надо  было всегда стеречь: подкладывать дрова, чтобы он не погас. Потом древние люди научились  добывать огонь высеканием искр из камней. А  еще позже научились добывать огонь с помощью щепки, палочки и сухого мха. Палочку вставляли в трещину щепки, рядом клали мох и крутили в ладонях, пока мох не начинал тлеть.

Я сделала вывод: «Древние люди сделали великое открытие : они научились добывать огонь. Если б этого не произошло, то до сих пор бы мы ели сырую еду, сырое мясо, мылись в холодной воде и житли в темных  пещерах»

Я пробовала добыть огонь с помощью щепки и палочки, но у меня не получилось. Наверно древние люди были сильнее и терпеливее.

Глава 4.

Я решила провести опыты и узнать : «Что горит в огне, а что не горит?»

Я подкладывала в огонь предметы из разных материалов и выяснила :

Листок бумаги – горит,

Ткань – горит,

Деревянная щепка – горит,

Пластмассовая игрушка – горит,

Тесто – сначала  сохнет, обугливается, а затем горит.

А вот некоторые предметы не горят:

глина, земля, песок, камень, гипсовая игрушка, железная игрушка, асбестовая пластинка;  стекло не горит, но лопается; мокрые предметы  не горят: они сначала подсыхают, потом начинают обугливаться, покрываться черным налетом, и только потом горят . Вода не дает огню гореть.

Я сделала вывод, что не все предметы горят

Глава  5.

Чего же боится огонь и как его победить?

Может , огонь можно укрощать, как дрессировщики укрощают зверей? Ведь звери-хищники тоже  опасны, но укротители  зверей знают их особенности и умеют укрощать: заставляют работать в цирке и выполнять команды.

Я решила узнать особенности огня и  заняться укрощением огня. Какими же свойствами обладает огонь?

Опыт 1. Полоска бумаги горит в огне свечи.  Мокрая полоска бумаги – не горит. Вывод: огонь боится воды, а значит его можно тушить водой.

Опыт 2. Зажженную свечу  накрыть  прозрачной  баночкой, чтобы наблюдать, что происходит с огнем.. Наблюдаю: некоторое время огонь горит, но затем тухнет. Чего не хватает огню? Незакрытый огонь горел, окруженный воздухом. А накрытый огонь  гаснет, видимо потому, что ему не хватает воздуха. Огонь, как живое существо, живет, пока его окружает воздух. Люди, животные, птицы, насекомые тоже не могут жить без воздуха. Что же такое имеется в воздухе, что поддерживает горящий огонь?

Я спросила об этом  воспитателя. Оказывается в воздухе есть газ-кислород, которым дышат люди.

Вывод : огонь дышит кислородом.

Гипотеза: Если огню не хватает кислорода, то он  умирает (гаснет). Значит, чтобы укротить огонь, нужно прекратить ему доступ кислорода.

Я решила убедиться в своей гипотезе.

Чем можно укротить огонь? Наверное такими предметами или веществами, которые не горят…

Опыт 3. Зажигаю  несколько «костров» из мятой бумаги на асбестовых пластинках в целях безопасности. Засыпаю каждый костер землей, песком, водой,  листиком железа, листиком асбеста, листиком гипсокартона. Костры потухли.

Вывод: Огонь погас во всех кострах потому, что я закрыла огонь не горящими материалами и прекратила доступ кислорода огню.

Ура! Я- укротительница огня!

Вывод:

Чтобы было безопасно жить, нужно строить жилье из несгораемых материалов: земля, глина, камень, гипс, асбест, железо. А если  все-таки случился пожар, нужно тушить его водой или  материалами, которые прекращают  доступ кислорода огню.

В результате своих исследований я пришла к следующим выводам:

1. Огонь открыли древние люди. Они научились добывать его с помощью высекания искр из камней, а потом с помощью щепки, палочки и сухого мха. Это великое открытие древних людей. Если б не было этого открытия, неизвестно как мы жили бы теперь без тепла и  света.

2. Огонь приносит людям пользу и опасность : пожары.

3. В огне  горят не все предметы. Предметы и материалы из железа, гипса, асбеста, камня не горят. Стекло не горит, но лопается. Мокрые предметы не горят. Земля, песок, глина тоже не горят. Огонь можно тушить с помощью несгораемых материалов  и  водой.

4. Я выявила  особенность огня : огонь умирает, если  ему  закрыть  доступ кислорода. Без кислорода огонь умирает.

5. Огонь можно укротить, если  бережно обращаться с огнем и  знать , чем можно его потушить.