Пути эффективного развития познавательной активности дошкольников

13 Авг 2012, Автор: admin

Для решения проблемы развития познавательной активности дошкольников через их активное участие в образовательном процессе ДОУ педагогам необходимо искать такие средства обучения, которые в первую очередь способствовали бы развитию познавательных способностей у детей.

Совместная познавательная деятельность дошкольника как со взрослым, так и со сверстником способствует становлению познавательной мотивации и наполняет познавательную деятельность ребенка новым личностным смыслом.

Важными факторами в развитии познавательной активности детей дошкольников являются: личность педагога, характер его взаимоотношений с ребенком, закономерности и особенности внутреннего мира ребенка.

Основными условиями для развития познавательной активности детей являются: интересы и потребности детей, осмысление и осознание себя в окружающем мире, индивидуальность каждого ребенка, средства и способы добывания знаний.

Познавательная активность является одним из важных качеств, характеризующих психическое развитие дошкольника. Мы определяем познавательную активность как стремление к наиболее полному познанию предметов и явлений окружающего мира.

Чтобы познавательный интерес  ребенка был высоким,  нужно, чтобы он сам был активным участником педагогического процесса, т.е. лично сам исследовал, экспериментировал, наблюдал, ощущал, сравнивал, анализировал, видел результаты своих маленьких экспериментов, спрашивал у взрослых о том, что делать дальше или где это узнать, искал материал по своему изучаемому объекту дома, в саду или библиотеке, делал самостоятельные выводы по мере своих способностей.

При такой форме обучения гарантирован успех в развитии познавательной активности ребенка-дошкольника и прочное запоминание материала. Конечно, это он будет делать под умелым педагогическим руководством взрослого, который будет НЕ  подменять ребенка, а направлять.

В саду этот процесс организовать легче, чем в школе, потому, что  здесь дети находятся продолжительное время, и процесс обучения не ограничен занятиями. В саду все время пребывание ребенка должно быть обучающе-развивающим.

ПАМЯТКА

ДЛЯ ПЕДАГОГОВ

1.Содержание Программы обучения должно соответствовать принципу развивающего образования, целью которого является развитие ребенка. В саду все время пребывания ребенка должно быть обучающе-развивающим.

2.  Основной формой работы с детьми и ведущим видам деятельности для них должна быть игра. Обучающий процесс через игру в ДОУ организовать так, чтобы ребенок был активным участником, а не пассивным наблюдателем.

3. Поиск, построение и применение более эффективных средств и методов обучения  педагогами ДОУ с учетом принципа интеграции образовательных областей.

4. Предметно-игровая среда в детском саду должна  служить зоной опережающего развития детей.

5. Привлечение родителей к совместной деятельности с детьми  в целях  большей заинтересованности детей и стремления их к  активному участию в познавательном процессе. Работа семейных клубов и объединений в ДОУ.

6. Педагогам необходимо повышать профессиональные умения в организации образовательного процесса  и создании педагогами таких условий обучения, где ребенок будет активным участником , а не пассивным слушателем.

7. Дополнительное образование детей (и как следствие развитие познавательного интереса) через творческие студии и кружки для детей.

8.Экспериментирование и детская исследовательская деятельность — эффективный способ обучения детей практическим методам познавательной деятельности. Настало время для широкого внедрения этого метода в практику работы детских садов.

9. Создать в саду Центр  познавательного развития детей, в который войдут  педагоги, заинтересованные  во внедрении детских исследовательских проектов в воспитательно-образовательный процесс с целью активного участия в них воспитанников ДОУ.

Задачи Центра: разработка нововведений, новых форм и методик по активному участию воспитанников в образовательном процессе; повышение квалификации педагогов через методические мероприятия, проводимые Центром;  взаимодействие с родителями воспитанников по  вопросам повышения познавательной активности детей; мониторинг  познавательного развития детей; подготовка и проведение педагогических Советов по своему направлению.