Региональная стажировочная площадка как ресурс успешной социализации детей

23 Фев 2013, Автор: admin

На страницах нашего сайта мы не только делимся опытом модернизации дошкольного образования в Оренбургской области, но и обращаемся к передовому педагогическому опыту других регионов с целью обеспечения диссеминации, столь значимой для развития системы российского образования. Предлагаем Вам познакомиться с обобщенным опытом деятельности региональных стажировочных площадок по решению проблемы успешной социализации детей, представленным И.А. Шаповаловой, Управление координации опытно-экспериментальных и внепрограммных исследований аппарата Президиума РАО, г. Москва, Россия (Дошкольное образование в стране и мире: исторический опыт, состояние и перспективы: материалы международной научно-практической конференции 10-11 ноября 2012 года. — Пенза — Москва — Витебск: Научно-издательский центр «Социосфера», 2012. — С. 70-74).

Во исполнение мероприятий ФЦПРО (раздел «Распро­странение на всей территории РФ современных моделей успеш­ной социализации детей») действует (2012 год) 32 стажировочные площадки в 25 регионах РФ, из которых 14 по проблемам социализации детей с ОВЗ и инвалидов, 4 по социализации де­тей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, 4 по проблемам формирования у детей здорового образа жизни, 5 по развитию детского технического творчества, 4 по вопросам оп­тимизации деятельности психолого-педагогической и медико-социальной службы региона.

Отмечается, что деятельность всех стажировочных площадок объединяют ориентиры на распространение
актуаль­но значимого опыта успешной социализации детей через:

— разнообразие содержания, форм, методик и технологий развития, обучения и воспитания (как следствие свободного творчества педагогов);

— индивидуализацию методик обучения, воспитания и развития детей (как необходимое условие удовлетворения потребностей государства, общества, личности);

— реализацию воспитательной функции деятельностного обучения и гуманистических функций учебного материала;

— консолидацию сил государства и общества по защите ребенка.

К примеру, МБОУ СОШ № 5 им. Ю. А Гагарина (г. Там­бов) имеет опыт реализации проекта «Социализация детей с ОВЗ и детей-инвалидов». Особое место в их деятельности зани­мает работа по оказанию профилактической услуги «Социаль­ная гостиная» для детей группы риска. Это профессиональное объединение психологов, социальных педагогов, воспитателей и классных руководителей, главной целью функционирования которого является обеспечение педагогически целесообразных условий для развития личности и поддержания психического и физического здоровья учащихся, для развития творческих способностей и склонностей личности, для создания развивающей, психологически комфортной среды. «Социальная гостиная» работает в тесном контакте со школьным управляющим Советом, педагогическим Советом, Советом профилактики, методическими объединениями классных руководителей и педагогов дополнительного образования, медицинскими работниками, а также родителями или лицами, их замещающими, с органами и попечительства, подразделением по делам несовершеннолетних, представителями общественных организаций, оказывающими воспитательным учреждениям помощь в воспитании и развитии детей и подростков.

Работа стажировочных площадок Чувашской Республики , Кабардино-Балкарской Республики (одна), Ставропольского (одна) и Краснодарского (одна) краев ориентирована на достижение особо значимых социальных эффектов при работе с детьми-инвалидами.

Так, деятельность стажировочной площадки Чувашской Республики позволяет создавать условия для социальной реабилитации детей-инвалидов посредством включения их в посильную профессионально-трудовую деятельность и внедрения гибких форм занятости, в том числе надомной занятости лиц, осуществляющих уход за детьми-инвалидами. Такой социальный эффект усиливается развитием волонтерского движения по направлению социально-педагогического сопровождения детей с ОВЗ, находящихся вне зоны традиционного специального образовательного пространства. При обучении детей с ОВЗ большое внимание уделяется организации трудового обучения (по профилям — швейное, столярное, слесарное, обувное, штукатурно-малярное, токарное дело, резьба по дереву, лозоплетение, ткачество, вязание, сельскохозяйственный труд). Так, в 2010 году рабочую квалификацию получили 162 инвалида; из них трудоустроены 59,8%, 13,6% продолжили учебу на других уровнях профессионального образования. В вузах Чувашии обучается 125 детей-инвалидов. Стажировочная площадка Ставропольского края располагает уникальным региональным опытом. Заслуживает внимания деятельность по созданию условий для развития профессиональных компетенций педагогов специальных (коррекционных) школ и классов коррекционно-развивающего обучения. Можно выделить основные направления этой деятельности:

 — создание единого профессионального пространства для педагогов, работающих с детьми с ОВЗ;

— формирование системного взгляда на деятельность учителя, четкое определение технологий работы по планированию, уточнению учебного содержания, конструированию оценочной деятельности с использованием диагностических, коррекционных, просветительских и консультационных техник;

— внешняя супервизия и профессиональная поддержка учителей с целью выработки адекватной самооценки, определе­ния собственных сильных и слабых сторон в профессиональной деятельности и развития умения эффективно использовать личностные и профессиональные ресурсы, определения соб­ственного стиля.

Опыт стажировочных площадок показывает, что рас­пространение современных моделей успешной социализации детей будет способствовать достижению следующих социально значимых эффектов:

— повышение уровня доступности качественного общего образования для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, детей с ОВЗ и детей-инвалидов; повышение уровня их социальной адаптации; увеличение количества детей, охва­ченных дополнительным образованием, в том числе с исполь­зованием ИКТ-технологий;

— увеличение количества детей с ОВЗ и детей-инвалидов, получающих образование без отрыва от семьи;

— увеличение количества семей, имеющих детей с ОВЗ и детей-инвалидов, получающих качественную психолого-педагогическую поддержку;

— формирование в обществе толерантного отношения к инвалидам;

— повышение уровня социальной адаптации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

— повышение уровня доступности программ профессио­нальной подготовки для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, для детей с ОВЗ и детей-инвалидов.

По-особому значимо сегодня использование эффективно­го ресурса стажировочных площадок, обеспечивающих организованное сотрудничество детей в сфере технического творче­ства, другими словами, обеспечивающих формирование буду­щей инженерно-технической, интеллектуальной элиты России. Сфера детского технического творчества широко представлена в Республике Татарстан, в Ульяновской области. В этих ре­гионах дети занимаются техническим творчеством по следую­щим направлениям: авиамоделизм, радиоконструирование и электроника, автоконструирование, судомоделирование, же­лезнодорожный моделизм, автомодельный спорт, компьютер­ное конструирование, технический дизайн, робототехника, а также занимаются картингом, фотовидеотворчеством, мульти­пликацией,   искусством  ручного  переплета,   декоративно­прикладным творчеством, конструированием и моделировани­ем швейных изделий и т. д.

Впечатляют масштабы сетевой поддержки стажировочной площадки Республики Татарстан: «Станция юных техников» г. Альметьевска, «Центр детского технического творчества «Фа­кел» Вахитовского района г. Казани, «Центр детского техниче­ского творчества им. В. П. Чкалова» г. Казани, «Городской дво­рец творчества детей и молодежи № 1» г. Набережные Челны, «Центр детского технического творчества № 5» г. Набережные Челны; «Центр детского (юношеского) технического творче­ства» Нижнекамского муниципального района Республики Та­тарстан, «Дворец творчества детей и молодежи им. И. X. Садыкова» г. Нижнекамска, «Республиканский центр внешкольной работы».

Основная цель такой деятельности — создание условий и механизмов устойчивого развития дополнительного образова­ния детей технической направленности в Республике Татарстан и формирования будущей инженерной элиты Республики Татарстан. Масштабность целей и задач деятельности стажиро­вочной площадки Республики Татарстан соотносится логично с оценкой социального эффекта от внедрения модели успешной социализации детей: создание инженерного потенциала для экономики государства, осуществляющего модернизацию.

Аналогичны масштабы деятельности стажировочных площадок по развитию технического творчества учащихся в Ульяновской области.

Важным событием в развитии отечественной системы со­циализации детей средствами технического творчества являет­ся создание в Ульяновской области Детской Ядерной Академии (г. Димитровград), являющейся структурным подразделением стажировочной площадки (Ульяновский областной дворец дет­ского творчества), ориентированной на освоение фундаментальных наук, на технологическое и промышленное освоение наукоемкого продукта.

По-особому ценным для распространения на всей терри­тории РФ признается опыт регионов, реализующих идеи куль­туры мира, традиции действенной благотворительности, актив­ного милосердия для формирования базовых условий успешной социализации детей. Особую миссию в данном случае выполняют стажировочные площадки, транслирующие такой опыт в Ульяновской, Тамбовской областях, в Республике Татарстан, в Мордовской, Кабардино-Балкарской республиках, в Краснодарск­ом и Ставропольском краях.

Деятельность стажировочных площадок формирует новое качество образовательного пространства региона, новое качество информационно-образовательной среды. Происходит ак­тивный процесс межведомственного взаимодействия региональных систем образования, здравоохранения, социальной защиты, внутриведомственного — органов управления образо­ванием, классических университетов, педагогических вузов и колледжей, учреждений последипломного и педагогического образования, учреждений дополнительного образования детей, центров дистанционного обучения детей-инвалидов, центров дистанционного образования педагогов, учреждений начально­го и среднего профессионального образования. Все это способствует успешной социализации детей.

Анализ деятельности стажировочных площадок показы­вает необходимость дальнейшего совершенствования норма­тивно-правовой базы регионов для создания условий успешной социализации детей, для развития социальной инфраструктуры детства, укрепления взаимодействия государственных и обще­ственных институтов в процессе выстраивания полноценной си­стемы зашиты детей.

.

Интернет все больше и больше входит в нашу жизнь и облегчает многие наши задачи, ради решения которых раньше приходилось немало побегать. Сейчас через интернет даже возможна регистрация товарного знака в России. Вы можете найти достаточно подробную информацию о регистрации знаков здесь, на сайте Межрегиональной группы регистрации и обслуживания товарных знаков.